Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Показатели порчи рыбы и ветеринарно-санитарная оценка при них.doc
Скачиваний:
202
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
654.34 Кб
Скачать

Глава 4. Болезни с невыясненной этиологией

ОСПА КАРПОВ характеризуется разрастанием эпителиальной ткани кожи с образованием на теле эпителиом матово-голубого цвета. Заболевание встречается как в естественных водоемах, так и в прудовых хозяйствах многих европейских стран и нашей страны.

Этиология не выяснена. Предполагается заразная природа болезни. Известны случаи, когда она переносилась из одного водоема в другой с перевозимой рыбой.

Эпизоотологические данные. Поражаются главным образом карпы, сазаны и их гибриды, разводимые в прудах. В единичных случаях это заболевание регистрируют у язя, леща, корюшки, плотвы, карася и других рыб. Болезнь распространена во всех климатических зонах страны.

Симптомы. Вначале у рыб появляются небольшие одиночные беловатые пятна на кожных покровах туловища, хвоста, плавников. Затем вследствие гиперплазии клеток эпидермиса кожа в пораженных местах утолщается и образуются плоские эпителиомы, которые возвышаются над поверхностью остального кожного покрова. При тяжелой форме болезни отдельные опухоли сливаются, образуя сплошной слой толщиной 2 — 4 мм, покрывающий всю поверхность тела. В начальной стадии болезни эпителиомы имеют гладкую блестящую поверхность и мягкую консистенцию. При хроническом течении болезни поверхность оспенных образований становится шероховатой, уплотняется и приобретает твердую консистенцию, напоминающую хрящевую ткань. При дальнейшем развитии в процесс вовлекается и подлежащая мышечная ткань, которая теряет упругость и инфильтрируется жидкостью. Кости скелета размягчаются, происходит его деформация. Патологических изменений; внутренних органов, как правило, не наблюдается.

Санитарная оценка. Сильно пораженных оспой рыб к употреблению в пищу людям не допускают. Ее после проварки направляют в корм животным или утилизируют. В сыром виде скармливать ее животным не разрешается.

ВОСПАЛЕНИЕ ПЛАВАТЕЛЬНОГО ПУЗЫРЯ (ВПП), или аэроцистит, — заразная болезнь пресноводных рыб, характеризующаяся специфическим поражением плавательного пузыря и значительными патологическими изменениями в паренхиматозных органах.

Как массовая болезнь рыб ВПП стала известна в 1962 г. и зарегистрирована в некоторых странах Западной и Восточной Европы (в Австрии, ВНР, ПНР, ЧССР, ФРГ и др.), а также в странах бывшего СССР. ВПП причиняет значительный эко комический ущерб прудовому рыбному хозяйству. Гибель больных сеголетков и годовиков (чаще в зимний период) достигает 39, иногда 90%, а товарной рыбы — 50%. Кроме того, хозяйства несут большие потери из-за снижения массы больных рыб, выбраковки рыбы, непригодной в пищу людям, а также за счет непроизводительного расхода на проведение противоэпизоотических и карантинных мероприятий.

Этиология окончательно не выяснена. Высказано несколько точек зрения. Одни авторы считают, что причиной ВПП является неполноценное кормление и нарушение биотехники выращивания карпа, другие обнаруживали у больных рыб нитчатые грибы, криптобии и разнообразную бактериальную микрофлору. Немецкие исследователи (P. A. Bachman, W. Ahne) сообщили, что им удалось выделить из плавательного пузыря и головного мозга карпов, больных острой формой ВПП, вирус и после пассирования его на клеточных культурах (FHM) заразить им здоровых карпов. Однако в эксперименте им не удалось воспроизвести картину ВПП, наблюдаемую при естественном течении болезни, что не дает основания отнести ее к заболеваниям вирусной природы. В то же время эпизоотологическими опытами доказано, что ВПП является заразным заболеванием, которое распространяется при перевозках больных рыб, посадке здоровых карпов в неблагополучные пруды или совместном их выращивании с больными рыбами, а также передается через воду из неблагополучных водоисточников. В последнее время настойчиво дискутируется ранее высказанное предположение (Канаев, Грищенко) об этиологической роли миксоспоридий из рода сфероспор, которые постоянно обнаруживаются у больных рыб в стенке плавательного пузыря, крови и мочевых канальцах почек. Однако заразить карпов указанными агентами пока не удалось.

Эпизоотологические данные. Болеют карпы, сазаны и их гибриды, чаще сеголетки и двухлетки. Единичные случаи заболевания отмечены у карпов старших возрастных групп.

ВПП регистрируют главным образом у рыб, выращиваемых в карповых рыбоводных хозяйствах. Имеются сообщения о заболевании сазанов в Цимлянском водохранилище и в прудах нерестово-выростных хозяйств.

Рыбы других видов (серебряный и золотой карась, плотва, верховка, пескарь, окунь, щука, линь, белый амур, толстолобик, бестер и форель), находясь вместе с больными карпами, ВПП не заболевают.

Иммунитет. Карпы, переболевшие ВПП, приобретают относительный иммунитет.

Симптомы. Инкубационный период в зависимости от экологических условий и санитарно-эпизоотического состояния водоема продолжается 35 — 90 дней, а по данным некоторых исследователей, если температура воды в водоеме ниже 15°С , — до 8 мес. В хозяйствах, ранее благополучных по ВПП, а также в неблагополучных рыбхозах, которые завозят рыбопосадочный материал из неблагополучных водоемов, болезнь протекает остро. В стационарно неблагополучных хозяйствах, обеспечивающих себя собственным рыбопосадочным материалом, болезнь протекает подостро и хронически.

При остром течении рыбы слабо реагируют на внешние раздражители: они пассивно плавают у берегов и поверхности воды, их легко поймать руками. Больные карпы перестают питаться. С развитием патологического процесса появляются симптомы болезни: брюшко в области ануса значительно увеличивается в объеме и флуктуирует; нарушаются гидростатическое равновесие и координация движений (рыбы плавают в наклонно-боковом положении или принимают вертикальное положение вниз головой). Острое течение болезни продолжается 14 — 20 дней, чаще наблюдается среди двухлетков в нагульных прудах, характеризуется быстрым распространением

(поражается 80 — 100% рыб в водоеме), тяжелым состоянием рыб и нередко массовой их гибелью. У карпов, оставшихся живыми, болезнь принимает подострое и хроническое течение. При подостром течении те же признаки болезни выражены гораздо слабее и у меньшего количества рыб (у сеголетков карпа в выростных прудах и реже у двухлетков в нагульных прудах). Патологический процесс прогрессирует лишь в первые 25 — 30 дней, а затем затухает. Зимой болезнь протекает хронически и характеризуется постепенной гибелью больных сеголетков (до 50 — 90%). У перезимовавших карпов при выращивании их в нагульных прудах новой вспышки болезни обычно не бывает: некоторые больные рыбы выздоравливают, а у других болезнь принимает хроническое течение. Гибель рыб при этом не отмечают, но больные карпы отстают в росте.

При хроническом течении симптомы болезни выражены очень слабо. Иногда у отдельных особей наблюдается вздутие брюшка

Воспаление плавательного пузыря карпов (1);

2 — пузырь при остром и 3 — хроническом

течении болезни.

вследствие скопления газов в области каудальной части плавательного пузыря. По мере затухания патологических процессов больные карпы внешне почти не отличаются от здоровых. В нагульных прудах рыбы не погибают, но при зимовании может погибнуть 35 — 60% больных двухлетков.

Патологические изменения картины крови. У больных значительно нарушается картина крови. При остром течении СОЭ ускорено в 1,5 — 2 раза, содержание гемоглобина понижено на 20 — 40%, а количество эритроцитов — на 18 — 42%. Развивающийся лейкоцитоз переходит в лейкопению. Уменьшается количество лимфоцитов и увеличивается содержание моноцитов до 35 — 55%, а полиморфноядерных до 14%. В крови появляются в большом количестве незрелые эритроциты.

У больных карпов происходит извращение процессов синтеза белка, нарушение азотистого и углеводно-жирового обмена.

Патологоанатомические изменения. В начале острого течения болезни стенки плавательного пузыря помутневшие и очагово утолщены, кровеносные сосуды переполнены кровью, по ходу их видны точечно-пятнистые кровоизлияния. Наружная и внутренняя оболочки передней камеры слипшиеся из-за скопления между ними серозного экссудата.

С развитием патологического процесса изменения во внутренних органах становятся более четко выраженными. Оба отдела плавательного пузыря в состоянии серозно-геморрагического воспаления: стенки его диффузно утолщены, пропитаны серозно-фибринозным экссудатом, видны обширные пятнистые кровоизлияния. При развитии гнилостной микрофлоры серозно-геморрагическое воспаление нередко переходит в гнойное. В этом случае в полости пузыря скапливается экссудат или стенки его в состоянии гнойно-некротического распада. Брюшина и серозные оболочки соседних паренхиматозных органов воспалены. Часто вокруг заднего отдела плавательного пузыря образуется полость, заполненная серозно-гнойным экссудатом, ограниченная тонкой соединительнотканной капсулой. Селезенка, как правило, увеличена в 1,5 — 2 раза, дряблой консистенции, деформирована, темно-вишневого цвета или пятнистая. Почки наполнены кровью, набухшие, мягкие, иногда под капсулой селезенки и почек заметны серо-белые узелки. Печень бледная, дряблая, с мозаичным рисунком.

Гистологически в селезенке и в почках обнаруживают пролиферацию адвентициальных клеток в виде образования ретнкулогистиоцитарных узелков. В печени воспалительно-пролиферативные процессы, характеризующиеся скоплением лимфоидных клеток в периваскулярных зонах венозных сосудов и формированием лимфоидных гранулем.

При подостром течении ВПП изменения в плавательном пузыре характеризуются серозным и реже серозно-геморрагическим воспалением, которое по характеру морфологического проявления не отличается от такового, наблюдаемого при остром течении болезни. Примерно у 10% павших рыб регистрируют увеличение селезенки и повышенное кровенаполнение почек.

Если болезнь протекала хронически, в плавательном пузыре сеголетков карпа заметен серозный отек. Между наружной и внутренней оболочкой обнаруживают прозрачный или слегка мутноватый экссудат, который иногда имеет слизистую консистенцию, в дальнейшем превращающуюся в желеобразную или восковидную массу оранжево-желтого цвета. У двухлетков карпа патологические процессы локализуются в основном в плавательном пузыре и имеют доброкачественный характер. Обычно в нем наблюдают серозно-гнойное воспаление на стадии затухания. Экссудат более густой, буро-коричневого цвета. Плавательный пузырь обычно уменьшен в размере, вокруг него видна пустая многокамерная полость. Стенка пузыря плотная, оболочки нередко сращены. На стенке пузыря заметны деформирующие его разной формы рубцы. На более поздних стадиях болезни по ходу сосудов плавательного пузыря образуются буро-коричневые или черные пятна и точки, как результат скопления железосодержащего пигмента гемосидерина (Грищенко).

Санитарная оценка. Здоровую рыбу из неблагополучных хозяйств вывозят непосредственно в места продажи, без права передержки в садках живорыбных баз. Воду, в которой перевозили рыбу, хлорируют и сливают в общую канализационную сеть. Больную рыбу, непригодную в пищу людям, по заключению ветеринарного врача используют в корм птице, свиньям, пушным зверям только в проваренном виде или утилизируют.