Скачиваний:
76
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
113.15 Кб
Скачать

2. Проблема завозных гельминтозов.

С развитием внешнеэкономических и культурных связей нашей страны с зарубежными странами участился завоз ин­вазий на территорию бывшего СССР. Наряду с убиквитарными наб­людается завоз и тропических гельминтозов. Этот процесс характерен для большинства государств современного мира. Так, по данным австрийских авторов, к 1976 г. в европейских странах проживало около 12 млн. рабочих-иммигрантов, большая часть которых прибыла из районов с жарким кли­матом, Только в Австрии их насчитывалось 184 тыс. человек. Инвазированность гельминтозами у них была в 10 раз выше, чем у местного населения. Часто отмечаются заражения ев­ропейцев, возвращающихся из эндемичных по тропическим гельминтозам районов. Отмечены случаи завоза шистосомозов в Венгрию, стронгилоидоза—в Швейцарию, анкилостомидозов — в ФРГ, шистосомозов и анкилостомидозов — в Ру­мынию и т. д. Из числа возвратившихся из эндемичных рай­онов в США число зараженных гельминтами, включая и тро­пические, превышало 38%.

Участились случаи поступления в лечебные учреждения нашей страны больных с необычными для нашей страны глистными инвазиями. Среди 1800 обследованных лиц, прибывших на учебу в СССР из различных стран Азии и Африки в 1969—1975 гг., у 84 человек выявлены микрофиллярии в крови. В 1974—1975 гг. в Азербайджан было завезено 406 случаев анкилостомидозов, что составило 27, 9% всех обследованных иностранных специалистов.

Интерес к завозным гельминтозам объясняется не только наличием больных. Многие исследователи считают, что име­ется реальная опасность укоренения тропических гельминто­зов на территориях с умеренным климатом. В особенности это относится к анкилостомидозам, стронгилоидозу и неко­торым филяриатозам. Случаи заражения возбудителями этих болезней среди местных жителей, никогда не выезжавших в районы с жарким климатом, отмечены в Женеве, западных областях Украины, а также в Ленинграде.

На территории СССР отмечаются районы, где имеются специфические переносчики и благоприятные условия для передачи некоторых филяриатозов, в частности—вухерериоза. Не исключена возможность укоренения этой инвазии в субтропической зоне России и пограничных стран: входящих в СНГ.

Опасность завоза тропических гельминтозов имеет место и в войсках, что обусловлено контактами советских и иност­ранных военнослужащих в военных учебных заведениях, пре­быванием воинских коллективов на эндемичных территориях. Постоянная угроза заражения тропическими гельминтозами существует у моряков, несущих боевую службу на кораблях в Средиземном море и тропической части акватории мирово­го океана.

Следовательно, познания военного врача в области меди­цинской гельминтологии должно быть более широким по сравнению с врачами, практикующими на территории России и СНГ.

3. Современные представления о роли гельминтов в патологии человека.

Механизмы воздействия гельминтов на организм хозяев.

Различают несколько механизмов взаимодействия в систе­ме паразит-хозяин, приводящих к развитию болезненных про­явлений. Чаще всего клинические проявления гельминтозов зависят от механического и рефлекторного воздействия пара­зитов. Наблюдается воздействие продуктами обмена на орга­низм хозяина. Нельзя обойти вниманием болезненные прояв­ления, связанные с питанием паразитов и подавлением им­мунных реакций.

Механическое действие проявляется вследствие того, что гельминты наносят травмы органам и тканям человека при прикреплении с помощью присосок, крючьев, бороздок, при проникновении личинок через кожу и их последующей ми­грации. Свертываясь в клубки, паразиты могут вызвать обтурации полых органов и протоков желез.

Одними из самых тяжелых механических повреждений, вызываемых гельминтами, являются прободения тонкой киш­ки при аскаридозе с последующим развитием перитонита. Последствия механического воздействия зависят не только от величины и количества паразитов, но и от их локализации. Так, мы наблюдали полную энуклеацию глаза, причиной ко­торой послужило паразитирование в области глазного дна одного цистицерка цепня вооруженного, размер которого не превышал 5 мм в диаметре. При паразитировании даже еди­ничных цистицерков в нервной ткани головного мозга часто развиваются эпилептоидные припадки, приступы головных болей.

Гельминты, паразитирующие в кишечнике, вызывают хро­нические воспалительные явления и изъязвления тканей желудочно-кишечного тракта до механической или спастической непроходимости и перфорации стенок. При локализации па­разитов-сосальщиков в печени наблюдаются дискинезия желчных путей, холециститы, холангиты. Тяжелые пораже­ния печени вызываются эхинококками и альвеококками.

Клинические симптомы поражения поджелудочной железы проявляются при описторхозе, клонорхозе, шистосомозах. Проникновение в червеобразный отросток остриц или власо­главов служит частой причиной заболеваемости аппендици­том.

Паразиты, локализующиеся за пределами пищеваритель­ной системы, могут обусловливать самые разнообразные кли­нические проявления:

1. Поражения кожи, легких, печени и других органов ми­грирующими личинками аскарид, анкилостомид и других па­разитов.

2. Поражения легких, вызываемые парагонимусами, эхи­нококками и альвеококками.

3. Поражения мочеполового аппарата, проявляющиеся в виде циститов, поражения семенных пузырьков и яичников, закупорки мочеточников, фаллопиевых труб, изъязвления стенок влагалища наблюдаются при мочеполовом шистосомозе. Частой причиной поражения мочевого пузыря, влага­лища и наружных половых органов являются острицы,

4. Поражения сердца в виде миокардитов, миокардиодистpoфий отмечаются при трихинеллезе и стронгилоидозах. В редких случаях в сердце человека развиваются цистицерки цепня вооруженного, что в конечном итоге приводит к пере­рождению сердечной мышцы.

Многие гельминтозы сопровождаются изменениями со стороны крови. В особенности это характерно для дифиллоботриоза (пернициозоподобная анемия), а также для анкилостомидозов, стронгилоидоза и трихинеллеза - гипохромная анемия.

Продукты обмена паразитов, попадая в кровь хозяина, вызывают сенсибилизацию организма и различные аллерги­ческие проявления в виде местных или общих реакций. В ре­зультате у больных наблюдается эозинофилия, кожные вы­сыпания, субфебрильная температура, астматические при­ступы, профузные поносы. Продукты обмена и распада гель­минтов оказывают токсическое действие и вызывают изменения в надпочечниках, щитовидной железе, половых железах. Под влиянием полостной жидко­сти аскарид нарушается свертываемость крови, что приводит к кровоизлияниям в различные органы.

Представления врачей и населения о роли питания гель­минтов в развитии патологических процессов чаще гипербо­лизировано. Лишь в отдельных случаях способ питания па­разитов может играть главенствующую роль в развитии па­тологического процесса. Так, например, питание анкилосто­мид кровью может привести к выраженной анемии. Огромное количество ценных питательных веществ поглощает лентец широкий и цепень вооруженный, что обеспечивает им крайне быстрый рост. При паразитировании в организм человека крупных ленточных червей может наступить голодание, обус­ловленное диффузными поносами, снижением аппетита и дру­гими причинами.

Особое значение имеет способность паразитов избира­тельно поглощать определенные вещества. Так, широкий лен­тец способен всосать витамина B12 в 200 раз больше, чем ки­шечник человека.

Для клиники гельминтозов характерно крайнее разнооб­разие проявлений, зависящее от видового состава паразитов, их локализации и интенсивности инвазий.

Клинические проявления гельминтозов во многом зависят от интенсивности инвазии. В 20—50-е годы нашего столетия нередко описывались случаи выделения у людей 50 экземп­ляров широкого лентеца, 180 экземпляров цепня невооружен­ного, 600 и более—аскарид. В последние 10—15 лет боль­шинство гельминтозов является низкоинтенсивным. Критерий низкой интенсивности инвазии выработаны не для всех гель­минтозов. При низкоинтенсивных инвазиях в организме че­ловека паразитируют от 1 до 10 экземпляров аскарид, от 1 до 25 власоглавов. Интенсивность инвазии определяется пу­тем подсчета числа яиц в 1 кг фекалий, либо — числа выде­лившихся при дегельминтизации паразитов.

При обследовании нами 39 больных аскаридозом и 19 больных трихоцефалезом у подавляющего большинства пу­тем подсчета яиц определялось 6—9 особей аскарид и 2— 10—власоглавов. То есть, у всех больных определялась низ­кая интенсивность инвазии. Обычно такие больные не предъ­являют жалоб или их жалобы носят неопределенный харак­тер. Однократное обследование таких больных не обеспечи­вает достаточного уровня выявления заболеваемости. Только при четырех анализах достоверность результатов исследова­ния достигает 95% и более. Многократные обследования на гельминтозы с профилактической целью, как правило, не про­водятся. Диагностические ошибки, низкая выявляемость больных, отсутствие жалоб, наличие больных с невыявлен­ными инвазиями предрасполагают к повышенной частоте за­болеваний в коллективах желудочно-кишечными и другими болезнями, осложняют эпидемиологическую обстановку.

Соседние файлы в папке Эпидемиологам