Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Интернет и его философия.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
178.69 Кб
Скачать

От идеологии к теории Интернет

Почему прежде всего на веб-страницах в частности Журнала.Ру появляется "Калифорнийская идеология"? Потому что Internet пытается упрочить свои позиции в реальном мире, и для это его жителям нужны идеологические концепты? Но ведь у идеологии и теории совершенно разные задачи. Из теории можно сделать идеологию, но из идеологии нельзя сделать теорию.

Идеология имеет задачу переориентации сознания на идеологически правильные ценности. Правильность этих ценностей в идеологии не подтверждается, это дело теории, идеология лишь аргументирует и редуцирует имеющиеся теоретические положения. Проблема марксистской идеологии в том и состояла, что на каком-то этапе эта самая идеология начала подменять собой теорию. На каком- то этапе технология идеологии (ссылки на авторитет, цитирование тематических выдержек из первоисточников, строгое сруктурирование и классификация всех и всяческих определений лишь в смысле одного правильного учения, более того, само учение становится учением, а не развивающейся теорией).

Конечно же идеология легко и просто усваивается большинством, которое может не напрягаясь получить удобный рецепт для идейного отстаивания своих взглядов. Но лучший рецепт - все же теория, так как она, как минимум (вслед за Поппером и другими позитивистами) вмещает не только защитный пояс, но и условия своей верификации и опровержения. Без хорошей философской критики, порождающей теорию Сети, а не только ее идеологию, самой Сети не быть.

Дмитрий Кракович в своем письме пишет: "…сейчас основной состав русскоязычной аудитории Internet - это не программисты, люди умные, но, все-таки, думающие не о том. Русскоговорящей интеллигенции, способной понять философские рассуждения, уже не мало бродит по Web'у..."

Сейчас «бродя» по сети нередко можно наткнуться на хорошие философские странички, в то время как 5-10 лет назад это была редкость. Такое пренебрежение к философии в то время: это пренебрежение скорее к идеологическим построениям в философии, которые пытались изнасиловать и как-то изменить сознание. Теория же (философичная теория) пытается выработать инструменты, которые позволят не только создавать на порядок лучшие идеологии, но самое важное, на порядок лучшие стратегии развития программного рынка и опережение западных конкурентов. Сейчас же, весь мир говорит теоретичным языком.

Конечно же теория Интернета не может быть задачей одного человека или одной теорией. Это должны быть ряд конкурирующих теорий в этом направлении, ряд исследователей делающих одно общее дело. Одна из которых будет - Теория Виртуальной Реальности, однако без полноценного диалога в этом направлении, без оценки, ей не суждено ни быть узнанной, ни вообще как-то послужить чисто практическим целям, которые она ставит.

Что такое «статус»?

Система, в которой находится человек, прежде всего социальная система, сообщает ему статус. Статус - это принадлежность к уровню иерархии в данной системе, и уровень допуска в коммуникации с другими элементами системы, с другими ее уровнями. Статус правит реальным миром. Быть вне статуса - быть не от мира сего. Быть вне статуса - каждое мгновение начинать жизнь заново. Статус позволяет не напрягаться каждый раз, доказывая заново, что можешь или имеешь право, но воспользоваться имеющимся статусом. Статус - настолько серьезное приобретение человеческой цивилизации, что рядом с ним меркнет даже право и мораль. Эта мысль принимается тяжело и понимается с трудом.

Статус - инструмент, через который право и мораль становятся теоретичными и работают на уровне теории. Статус - придаваемое ограничение любого социального определения, относясь к которому или будучи извлеченным из которого, индивид имеет некое право, и ему присваиваются некие функции. Использование одного статуса как определяющего и подавляющего порождает целые великие учения заложниками которых иногда становятся целые народы, как это было с превращением статуса "класс" в основополагающий статус, а классовой борьбы - в единственно содержание социальной жизни.

Первым содержанием свободы поэтому есть - быть вне любого статуса, иметь право не соотносить себя с любым статусом, иметь право само по себе, вне статуса, даже если этот статус - гражданин или человек. Основной перспективой права есть перспектива деквотизации статуса, то есть обеспечение такого состояния, когда право есть свобода волеизъявления, где источник волеизъявления не отягощен статусом "индивид", "человек" или "гражданин", где любой статус не порождает различий в правах и социальном охвате государства.

Нынешние законы статуса легко узнаваемы и труднопроизносимы.

Статус больше, чем способность функции статуса. Статус возможности сделать нечто (дать деньги, предоставить власть, разрешить быть) больше самой этой реальной возможности. Статус работает прежде всего и более сильно, нежели сама возможность сделать нечто по этому статусу. Это глубинное основание социально- статусной системы. Ибо статус поддерживается социумом, он легитимен, он делает (даже руками других людей, не только этого лица статуса) через социум, он - средоточие воли и власти не лица статуса, а общества, поддерживающего данный статус.

Статус больше, чем содержание лица статуса. Это заметно на любой ступени иерархической лестницы, в информации любого средства массовой информации - не что говорит, думает, делает лицо, но что оно думает, говорит и делает как лицо этого статуса. Не имеет значение, насколько вы умны, талантливы, красивы, имеет значение: каков ваш статус.

Статус тотально экзистенциален, так что не имеющий статуса, не существует. На уровне опрашивания статуса уже отсеиваются люди, не имеющие статуса. Так что если вас спрашивают, какой у вас статус, и вы не находитесь с ответом, то никто не слушает ваши предложения, не рассматривает вашу кандидатуру, не принимает вас во внимание - вы не допущены к рассмотрению.

Первоначальный смысл статуса - сохранить силы лица статуса, удерживая память о достижениях, способностях, талантах, правах (предоставленных и самоприобретенных) и предоставить ему социальные возможности для реализации - этот первоначальный смысл со временем упрочения статуса утрачивается. Затем статус служит иной цели - не допустить к участию остальных, тех, кто вне статуса: оставить их вне конкурса, вне конкуренции, но в том смысле, что не допустить к этому конкурсу, к этой конкуренции.

Со временем содержание уходит из рамок статуса, и если общество не оказывается способно рационально отрегулировать статусную структуру, она изменяется теневым образом, на стороне, нелегально, но имеет точно такую же легитимную природу. Статус приобретает социально устойчивое содержание только потому, что в нем невещное содержание социальных связей и отношений становится чем-то наподобие вещи, приобретает предметность, с которой может иметь дело государство, право, юриспруденция.

Поэтому в среде Internet мы прежде всего должны говорить о статусах реального мира, о преодолении этих статусов, об изменении статусной структуры коммуникации и т.д. Более всего статус есть попытка сведения непредметных и непонятийных по своей природе социальных отношений коммуникации к понятийным и предметным, юридически определяемым в институализации, отношениям статуса. Что меняется, если разговор переносится из реального мира статусов в виртуальный мир трансакций?

В своей статье "Деконструируя WWW" Михаил Вербицкий гипотетически описывает ситуацию, когда на некоторую правдивую информацию страны А, подвергшейся дискриминации со стороны страны Т, эта последняя якобы может создать программу (некий робот), отсылающую на всякое упоминание дискриминации теоретическое обоснование и прямую ложь некоторых платных умников. То есть, писатель уверяет нас в том, что возможен "идеологический спам". Опустим апелляцию к реальности, дескать этого нет, поэтому и быть не может. Не в том дело. Сеть сама в состоянии бороться со спамом, в путем создания принципиально иного принципа содержания информации, делающей не возможной спам.

О чем я говорю? Да о том, что спам - порождение офф-лайна, Сеть же существует он-лайн. И как же вы себе представляете спам он-лайн? Диверсию и проникновение на мою веб-страницу? Как будто я это не замечу. Офф-лайновую реакцию на каждое вхождение других посетителей на мою страницу? Как будто посетители дураки, и как будто они благосклонно относятся к сопровождающему он-лайн офф-лайновому спаму. Нет уж, само мышление в направлении спама (идеологического, рекламного) есть мышление о сети офф-лайн, где действительно можно устанавливать и регулировать статусы. Только офф-лайн можно устанавливать и поддерживать статусы, допускать спам (идеологический, рекламный); в он-лайне референтное условие истинности есть интерактивное условие он-лайна.