Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы история ГУ.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
602.45 Кб
Скачать

20. Боярская аристократия, ее место и роль в управлении Московским государством в XV–XVII вв.

Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии[1]. Являлась продолжением княжеской думы в конце XIV века в новых исторических условиях Московского царства. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.

Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. В области законодательной значение думы было указано в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, — и те дела в сем судебнике приписывати» (ст. 98 Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: «Государь указал, и бояре приговорили». Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историею законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: «Все бояре на Верху приговорили». Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.

По вопросам внешней политики замечается такая же совместная деятельность царя и думы с конца XVI в., которая дополнялась еще участием земских соборов. Участие думы в делах внешней политики выражалось в постоянном учреждении т. н. «ответной палаты» при думе; дельцы посольского приказа не могли сами вести переговоры с иностранными послами; с послом «в ответех (говорит Котошихин) бывают бояре» — два, окольничий один или два, да думный посольский дьяк; в 1586 г. война со шведами решена царем «со всеми бояры». Только во времена междуцарствия и при самом начале правления Мих. Федоровича дума сносится с иностранными государствами от своего имени. Относительно суда и администрации дума является не одною из инстанций, а органом верховной власти, указывающей закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (ук. 1694 во II Собр. Законов, № 1491). Дума являлась собственно судебным органом только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно — своих собственных членов по действиям их, как судей и правителей в приказах, и по местническим счетам. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и самые приказы.

Деятельность Б. д. носила законосовещательный характер. Она участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т. д. В Киевской Руси была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками родоплеменной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. Б. д. не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С IX в. вследствие наделения землёй княжих мужей и их приравнивания к земским боярам дума состояла только из бояр. В период феодальной раздробленности она являлась советом феодалов (великого князя с его вассалами), обладала значительным политическим влиянием. В Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. в Б. д. заседали путные бояре и лица административно-управленческого аппарата князя (тысяцкий, окольничий, дворецкий и др.). С начала XV в. членами Б. д. становятся бояре введённые (большие бояре) — представители высшего слоя бояр, постоянные советники князя, исполнители наиболее важных поручений. С конца XV в. Б. д. превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В неё входили думные чины — бояре, окольничие, думные дворяне и несколько позже — думные дьяки. Преобладающее значение в Б. д. принадлежало боярам из титулованной знати. Позже княжескобоярская аристократия была значительно ослаблена реформами 1550-х гг. и особенно опричниной. Однако во 2-й пол. XVI и в XVII вв. в условиях сословнопредставительной монархии Б. д. в известной степени разделяла власть с царём. В XVI и XVII вв. состав Б. д. пополнялся центр. властью за счет менее знатных лиц. Во 2-й половине XVII в. значение Б. д. уменьшается. С образованием Сената в 1711 Б. д. была ликвидирована.