- •Евпаторийский институт социальный наук Крымский гуманитарный университет
- •Евпатория
- •1. Предмет и задачи исторической географии
- •2. Источники по исторической географии
- •1. Природные условия и природные ресурсы Украины
- •2. Природно-географическое районирование Украины
- •1. Размещение основных племен на территории Восточной Европы
- •2. Складывание территории Древнерусского государства
- •3. Движения населения
- •4. География хозяйства
- •5. Города и пути сообщения
- •1. Территории княжеств и земель
- •2. Население, его размещение и передвижение. Города
- •3. Размещение хозяйства
- •4. Пути сообщения
- •1. Население
- •2. Политическая география
- •3. Влияние татаро-монгольского нашествия на географию хозяйства, городов, путей сообщения
- •1. Народное хозяйство Украины в хх в.
- •Структура посевных площадей Украины, в %
- •2. Экономические районы Украины в хх в.
- •Содержание
3. Влияние татаро-монгольского нашествия на географию хозяйства, городов, путей сообщения
Татаро-монгольское иго способствовало длительной отсталости, заторможенному развитию экономики земель Восточной Европы, прежде всего, таких ранее развитых в хозяйственном отношении районов, как земли и княжества Руси, Волжско-Камской Болгарии.
Тяжелейший урон был нанесен городам. Монголо-татары видели в них опасные очаги сопротивления, с одной стороны, и источники богатой добычи и захвата ремесленников,— с другой. Города брались штурмом, население их почти поголовно истреблялось или уводилось в плен. Перечень городов, разрушенных во время первого и последующих походов: Пропек. Бель, Ижеславец, Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Кострома, Стародуб, Городец, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Волоколамск, Тверь, Торжок, Муром, Городец, Переяславль Южный, Чернигов, Путивль, Глухов, Вырь, Рыльск, Витичев, Василев, Белгород, Киев, Колодяжеи, Каменец, Изяславль, Владимир-Волынский, Галич и др. дает представление о масштабах разгрома. После ухода татар на месте городов оставались пепелища, о которых суздальский летописец писал: «...град разорен, земля пуста... только дым, и земля и пепел». Многие города, едва восстав из руин, подвергались новому разрушению. Так, Переяславль-Залесский разрушался еще четыре раза, Суздаль, Муром, Рязань — трижды, Владимир — дважды.
В Северо-Восточной Руси второй половины XIII — первой половины XIV вв. развитие городской жизни шло медленно, хотя большинство ранее существовавших городов вновь отстраивалось и заселялось. Однако ряд татарских походов второй половины XIII — первой половины XIV вв. серьезно осложнил восстановление п развитие городов. Лишь во второй половине XIV в. в Северо-Восточной Руси начинается подъем городской жизни.
Несколько иное положение сложилось в Черниговской земле. В ее северной части, укрытой лесами и, поэтому, сравнительно защищенной от татаро-монгол, города поднимаются быстро. Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Рыльск, Путивль играли заметную роль в жизни этой земли. На юге, ближе к степи, городская жизнь восстанавливалась медленнее.
Большинство городов Киевской земли было разрушено и длительное время находилось в запустении. Аналогичное положение было в Переяславской земле, где к югу и юго-востоку от реки Сулы города почти исчезли, а в центре переживали хозяйственный упадок.
Значительно быстрее восстанавливаются города Галицко-Волынской Руси. Этому способствовала определенная отдаленность земель от Золотой Орды. Хотя многие города понесли серьезный урон в результате татаро-монгольского нашествия, процесс их восстановления шел быстрее, чем в Северо-Восточной Руси.
В более благоприятных условиях оказались смоленские, псковские, новгородские, а также полоцкие и турово-пинские города. До них татары не дошли. Особое место заняли Новгород и Псков — крупнейшие центры ремесла, внутренней и внешней торговли русских земель.
Однако и в этих городах темпы развития были замедлены. Экономический подъем новгородских городов, как п в Северо-Восточной Руси, наблюдается лишь во второй половине XIV в., когда стали налаживаться хозяйственные связи, определились сдвиги в развитии ремесленного производства. В полоцких и турово-пинских землях уровень развития городской жизни и до татаро-монгольского нашествия был невысок. Включение же этих районов в состав Великого княжества Литовского не привело к подъему старых и возникновению новых городов.
Татаро-монгольское нашествие самым непосредственным образом отразилось на географии сельского хозяйства, ремесленного производства на Руси.
Разрушение городов и угон ремесленников не могли не сказаться отрицательно на развитии русского ремесла. Города были центрами наиболее развитого и дифференцированного ремесленного производства. Несмотря на то, что города возрождались, восстановление ремесленного производства шло медленно, с трудом. В значительной степени это было связано с особенностью ремесленного производства. Ремесло, основанное на ручном труде, совершенствовалось личным опытом. Требовалось длительное время для передачи этого опыта преемникам-подмастерьям. Ремесленные секреты передавались из поколения в поколение. Секреты изготовления перегородчатой эмали, черни, зерни, полихронной строительной керамики были навсегда утрачены, а филигрань, литейное дело и тиснение металла восстанавливаются лишь полтора столетия спустя. Из производства исчезают шиферные пряслица, стеклянные браслеты, сердоликовые бусы, ранее широко распространенные на Руси. Изделия ремесленного производства становятся проще и грубее.
Пострадало и сельское ремесленное производство, однако процесс его восстановления шел быстрее. Сказывалась, видимо, специфика производства ремесленных изделий, необходимых в крестьянском хозяйстве и быту, а также и то, что в сельской местности ремесленники были территориально разбросаны и их разорение коснулось в меньшей степени.
Источники не дают возможности конкретно обрисовать географию ремесла этого периода.
Можно лишь отметить отличия в уровне развития ремесла отдельных районов. В пределах Полоцкой, Турово-Пинской земель, западной Смоленщины, отчасти на Черниговщине и Волыни уровень ремесленного производства изменился не столь сильно. В новгородских землях, где татаро-монголы не затронули непосредственно основные районы, ремесленное производство развивалось в более благоприятных условиях. Сравнительно быстро оправилось от погрома ремесленное производство в Галицко-Волынской земле. Киевщина и Переяславщина, юг и юго-восток Черниговщины почти до XV в. так и не смогли восстановить многие ремесла.
В сложных условиях татарских «ратей» второй половины XIII — первой половины XIV в. восстановление ремесленного производства во владимиро-суздальских и рязанских землях шло с трудом.
Колоссальный урон был нанесен сельскому хозяйству. Источники второй половины XIII в. и позднейшего времени подчеркивали запустение сельской местности.
В части южных переяславских, юго-восточных черниговских, южных рязанских районах практически прекратилась сельскохозяйственная деятельность. Обширные пространства, лежавшие к югу от Оки, источники называют Диким полем. Обычно под ним подразумевают или земли от Среднего Поднепровья до Среднего Поволжья, или более узкую территорию от северских земель до Поволжья. В любом случае в понятие «Дикого поля» входят названные переяславские, черниговские и рязанские земли. Запустение этих земель сохранялось до конца XVI в.
Сельскохозяйственное производство в Черниговской земле сосредоточивалось в левобережье Сейма и дальше на север, где было прикрытие леса. До второй половины XVI в. верховья Сейма и прилегающие районы имели слабо развитое сельское хозяйство.
На Переяславщине сельскохозяйственные районы резко сдвинулись на север, в сторону Полесья. Аналогичная картина была в Киевской земле.
В Северо-Западной и Северо-Восточной Руси последствия татаро-монгольского нашествия ощущались по-разному. Новгородская и Псковская земли и в предшествующий период не отличались высоким, по сравнению с другими районами, сельскохозяйственным производством. XIII — первая половина XIV в. не принесли существенных изменений.
В Северо-Восточной Руси влияние татаро-монгольского нашествия ощущалось острее. Здесь сократились не только размеры пашни, но затормозилось и усовершенствование земледелия. Исчезает наиболее совершенная форма паровой системы земледелия — трехпольный севооборот. Она возрождается лишь со второй половины XIV в.
Татаро-монгольское иго нарушило сложившиеся ранее пути сообщения, прежде всего Волжский и Днепровский пути.
Волжский путь на большом расстоянии оказался в руках Золотой Орды. На длительное время прерывается торговля с Прикаспием и Средней Азией. Волжский, Донской и Днепровский пути оказались под контролем татаро-монгол. Значение этих путей несколько поднимается только с XIV в.
Во второй половине XIII в. возрастает значение внешнеторгового пути, связывавшего Балтийское и Черное море по землям Польши и Галицко-Волынской Руси: Висла — Западный Буг — Днестр.
Для русских земель падает значение и западнодвинского пути, среднее п нижнее течения которого оказались подконтрольны Ливонскому ордену.
Определенная переориентация путей сообщения проходила в западных, юго-западных и южных землях в связи с последовавшим их включением в орбиту влияния Великого княжества Литовского.
Несмотря на это основная сложившаяся ранее система водных путей продолжает действовать. В Северо-Восточной и Северо-Западной Руси сохранялась устойчивая система водных путей, которая позволила соединить ранее использовавшиеся пути с развивавшимися внутрирайонными, проходившими не только по воде, но и по суше.
Это привело к возникновению на путях сообщения важных торговых центров, среди которых выделялись Устюг Великий, Вологда, Кострома, Москва, Тверь, Нижний Новгород, Белоозеро, Новгород.
Историческая география Украины в ХХ в.
