Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

45. Истинность, доказательность и убедительность знания

.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
26.05.2014
Размер:
41.47 Кб
Скачать

45. Истинность, доказательность и убедительность знания, их взаимосвязь. Практика и опыт в познании, их соотношение. Функция практики в познавательном процессе, практика как критерий истины, его абсолютность и относительность. Сущность прагматически интерпретируемой практики в познании.

Истинность, доказательность и убедительность знания, их взаимосвязь.

Знание – результат изучения и познания чего-либо, каких-либо явлений действительности. Знание есть проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результата процесса познания действительности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, а с другой – выступает как владение ими и умение действовать на их основе. У человека знания могут выступать в различных формах: до научной, житейской, художественной и научной на разных уровнях освоения действительности. Высшим, но не единственным уровнем знания является научное знание, которое обязательно основано на познании соответствующих законов.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории. Теория познания иначе называется гносеологией. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет 2 основных значения: во-первых, знание как добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле.

В своей практической деятельности человек может оперировать лишь доказанным знанием. Объективность и доказательность знания – две его характеристики, хотя и связанные между собой, но все же различные. Их отождествление ведет к субъективно-идеалистической трактовке истины, когда содержание научного утверждения определяется не объектом, а субъектом, который вырабатывает определенные способы проверки истинности суждений. В действительности, любое истинное суждение утверждает то, что существует в объективной реальности и только в силу этого оно является истинным. Например, истинность суждения «на Марсе существуют биологические формы жизни» зависит не от субъекта, а от объекта (субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое; объект познания представляет собой реальный фрагмент бытия). Если ложность суждения не зависит от способов его доказательства, то процесс доказательства – это не процесс получения нового знания, а процедура установления истинности или ложности сформировавшихся утверждений. Доказательство меняет не содержание данного суждения, а наше отношение к нему таким образом, что мы рассматриваем это суждение либо как достоверное (истинное) либо как вероятное (качество суждения, претендующего на то, чтобы стать истинным или ложным). Например, утверждение «в пределах нашей галактики существуют внеземные цивилизации» относится к числу вероятных суждений, поэтому движение знания от вероятного к достоверному неравнозначно движению знания от заблуждения к истине. В последнем случае всегда происходили изменения содержания человеческих представлений. Этим определяется большая роль доказательства в научном познания.

Доказательство – это логическая процедура установления истинности какого-либо утверждения. Логически неразвитое мышление в этом случае прибегает к аргументам, которые не могут быть способом установления истинности суждений.

Например:

- Аргумент в силе – вместо обоснования тезиса прибегают к прямому принуждению, насилию – физическому, экономическому, административному, юридическому, психологическому;

- Аргумент к невежеству– использование неосведомленности с целью навязывания определенных мнений, которые заранее недоказуемы;

- Аргумент к выгоде – вместо логического обоснования агитируют для принятия тезиса в силу его политической или экономической выгоды;

- Аргумент к авторитету – в качестве аргумента выдвигается мнение какого-либо авторитетного лица, мнение которого заранее считается истинным.

Если доказываемое суждение логически выводится из суждения, истинность которого уже установлена, то вводное суждение само становится достоверным. Но логическое следование одного знания из другого окончательно не решает вопроса о достоверности суждения. Оно обеспечивает только логическую правильность, логическую непротиворечивость знания. Доказывая, мы одни положения выводим из других, последнее также требует доказательства, так что в поисках основ для доказательства не выходя за пределы знания, можно прийти к дурной бесконечности (дурная бесконечность см. Билет №14). Поэтому установление достоверности знания упирается в наличие критерия (средства), при помощи которого можно было бы проверить соответствие того, что утверждается разумом тому, что существует вне сознания. Этот критерий должен носить объективный характер, так как речь идет о проверке соответствия идеального материальному. Для усиления этого критерия необходимо выйти за пределы сознания, но этот критерий должен быть непосредственно связан со знанием, хотя сам не является знанием. Таким критерием, удовлетворяющим этим требованием, является практика.

Практика и опыт в познании, их соотношение.

Человек постигает действительность не в одиночку: когда говорят, что познание истины основано на опыте, то имеют в виду наследственную информацию, шлейф которой тянется в глубины прошлого, собирательный и накопляющийся опыт веков. Опыт индивида, безусловно изолированного, был бы, очевидно, совершенно недостаточен для постижения истины.

Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Вслед за познанием сил природы и общества рано или поздно происходит практическое овладение этими силами. Не только науки о природе, но и науки об обществе имеют своей основой практику.

Функции практики в познавательном процессе.

Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их взаимодействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения своих потребностей.

По отношению к познанию практика выполняет троякую роль:

  1. Она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, не дает ему отрываться от реальной жизни.

  2. Практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она – цель познания.

  3. Практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли через практику, могут претендовать на объективное значение, на независимость от произвола и заблуждений.

Теория познания диалектического материализма рассматривает практику в двух ракурсах: как основу формирования знаний и как средство проверки истины, то есть выявления меры соответствия знаний объективной действительности. Но поскольку практика по самой сути самой изменчива и находится в постоянном развитии, то с введением практики в теоретическую схему познания идея изменчивости проникает в саму теорию познания.

Объективная истина не представляет собой нечто застывшее омертвевшее, но выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Фундаментальные положения теории познания следующие:

1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается;

2) практика, на основе которой осуществляется познание, изменяется и развивается;

3) знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.

Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной.

Сущность прагматически интерпретируемой практики в познании.

В повседневной деятельности знания могут оцениваться как «полезные» и как «бесполезные». Прагматизм – направление в идеалистической философии, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты. Но полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда. Бывает так, что истинное знание в конкретной ситуации оказывается совершенно бесполезным. Связь между истинностью и полезностью знаний непростая и неоднозначная.

Бывают ситуации, когда знания намеренно или ненамеренно искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам для достижения целей, поддержания власти (времена культа Сталина): опричнина выдавалась за проявление государственной мудрости Ивана Грозного. Поэтому исследование взаимоотношений таких оценок познания, как полезность и истинность, бесполезность и ложность, выгодность или невыгодность, составляет важную задачу теории познания, особенно при исследовании практической реализации различных видов и форм знания.