Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1049801_A7686_kandidatskii_minimum_po_filosofii / 42_Тихомиров_Поппер и присохология.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
01.01.2020
Размер:
124.42 Кб
Скачать

3. Социальная обусловленность мышления

Возникновение и функционирование критического мышления К. Поппер связывает с типом общества — закрытого или открытого. Закрытое общество характеризуется как магическое, племенное или коллективистское. Открытое общество характеризуется тем, что индивиды принимают личные решения.

Закрытому (племенному) обществу свойственно магическое, или иррациональное, отношение к обычаям социальной жизни, жестокость этих обычаев. Главный элемент магического отношения — отсутствие разделения между обычными, или традиционными, закономерностями социальной жизни и закономерностями, находимыми в природе. Существует система табу. Для члена племени нет проблем, прежде всего моральных, он редко попадает в положение, вынуждающее его сомневаться в своих действиях.

В открытом обществе выделяется область личных решений с присущими ей проблемами и мерой ответственности индивида за их разрешение. (120:)

Появляется возможность рефлексии по поводу встающих перед человеком проблем. Решения основываются на оценке возможных последствий наших действий и на сознательном предпочтении некоторых из них. Появляется личная ответственность. В открытом обществе имеет место свободная конкуренция за статус среди его членов. «Великой духовной революцией» назвал К. Поппер вторжение в культуру критического обсуждения и, как следствие, критического мышления, свободного от навязчивых магических идей.

Само возникновение философии К. Поппер рассматривает как ответ на крах закрытого общества и его магических верований. Философия трактуется как попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой, она модифицирует традицию, идущую от теории или мифа, и закладывает новую традицию — традицию постановки под сомнение теорий и мифов и их критического обсуждения. Новая вера открытого общества — это вера в человека, в эгалитарную справедливость и в человеческий разум.

Возникает индивидуалистическая цивилизация: именно твой разум делает тебя человеком, позволяет тебе быть чем-то большим, чем просто суммой потребностей и желаний, именно он делает из тебя самодостаточного индивида и дает тебе право претендовать на статус цели самой по себе. Преодолевая подчинение племенной магии, искушение опереться на других и, таким образом, быть счастливыми, мы должны продолжать двигаться в неизвестность, неопределенность, опасность, используя имеющийся у нас разум, чтобы планировать, насколько возможно, нашу безопасность и одновременно нашу свободу.

Учет специфики влияния открытого и закрытого общества на развитие мышления — новый аспект проблемы социальной обусловленности психики.

4. Психическое развитие

Для человека, по мнению К. Поппера, характерно «экзосоматическое развитие». Если у животных имеет место эволюция органов, то у человека — эволюция труда и мысли. Вместо того чтобы все больше и больше развивать свою память и мозг, «мы обрастаем бумагой, ручками, карандашами, пишущими машинками, диктофонами, печатными станками и библиотеками» [4; 534]. Самое последнее достижение на этом пути связано с развитием вычислительной техники.

Интересно, как К. Поппер, являющийся учеником К. Бюлера, дифференцирует низшие и высшие функции языка. Низшие функции являются общими для человека и животных. К ним относятся самовыражение и сигнализация. К высшим функциям человеческого языка относятся дескриптивная и аргументативная функции. Именно их развитие приводит к формированию человеческой природы, человеческого разума, способности критически рассуждать.

Значительное внимание уделяется генетическим предпосылкам развития психики. Мы рождаемся, по К. Попперу, с ожиданиями, со «знаниями», которые хотя и не даются верными априорно, однако «психологически или генетически априорны», т.е. предшествуют всякому наблюдению.

Ожидание обнаружить регулярность связано с врожденной склонностью к поискам регулярности или потребностью находить регулярности. Индикатором является то удовольствие, которое получает ребенок, когда удовлетворяет эту потребность. Все (121:) это является как бы биологической предпосылкой «закона причинности».

Неживые структуры, производимые животными, являются как бы биологической предпосылкой человеческой культуры. К этим структурам относятся, например, паутина, гнезда, норы, плотины, тропы. К. Поппер даже считает, что мы можем больше узнать о поведении животных, изучая произведения или продукты сами по себе, чем мы можем узнать о продуктах путем изучения поведения животных во время производства этих продуктов. Этот тезис К. Поппер называет «антибихевиористским» и «антипсихологическим».

Органы чувств (глаз) подготовлены к тому, чтобы реагировать на определенное отображение событий из окружающей среды, на такие события, которые они ожидают, и только на эти события. Теории или ожидания «встроены» в наши органы чувств. Они являются биологическими предшественниками лингвистически сформулированных теорий.

К. Поппер подчеркивает общность исследовательских процедур человека и животных: «от амебы до Эйнштейна всего один шаг» [4; 544]. Различие между ними состоит в осознанном критическом отношении к собственным идеям.

Принцип «экзосоматического развития» перекликается с теорией развития высших психических функций, по Л. С. Выготскому.