
- •Дороги древних
- •Земля полоцких кривичей
- •Три имени города
- •Граница московских владений
- •Глубоччина на рубеже XVII—XVIII веков
- •Восстания и десятилетия мира
- •Гордость глубокского края
- •Революции и война
- •"Кресы всходне"
- •Сентябрь — июнь
- •Оккупация
- •Послевоенный день города
- •Росы на камнях
- •Краеведы
- •Осторожный прогноз
Три имени города
На территории нынешнего города Глубокое более пяти веков назад существовало три населенных пункта — Слобода, Глубокое и Березвечье. Возникли они в разное время независимо один от другого, а объединяло их выгодное географическое положение — кратчайший водный путь к Западной Двине — столбовой торговой магистрали в середине XV века. Возможно, что развитию этих поселений способствовала и сухопутная дорога Полоцк — Вильно, которая упоминается в первой половине XV века наряду с трактом Полоцк — Витебск — Смоленск (сведения о нем датированы 1444 годом). Следовательно, здесь в то время действовал перекресток водного и сухопутного путей. Выгодное географическое положение, несомненно, использовали крупные землевладельцы Деспот-Зеновичи (пришли сюда из Сербии в XIV веке, получив от короля Ягайло земли от Припяти до Двины) и магнаты Корсаки (владели почти всей северо-восточной частью Дисненского уезда, раскинувшегося на площади более 5 тысяч квадратных верст).
Кто и когда придумал эти названия? Вот что рассказывает о возникновении топонима "Глубокое" легенда. Два магната (один из них был Корсак) встретились в Вильно как давнишние приятели и за обедом вдруг заспорили: кто богаче, чьи земли обширней. Один из споривших в запальчивости заявил, что владения соседа можно за сутки объехать на коне. Ударили по рукам, сели на породистых рысаков и поскакали. Мчались во весь опор, пока один из них сгоряча не загнал своего скакуна в глубокое озеро. В память об этой потере магната и получила местность название — Глубокое. В легенде есть примечательная фраза: "Раньше было не Глубокое, а деревня Слобода".
Начиная с XI века слободой называли населенный пункт, жители которого либо не были крепостными, либо временно освобождались от поборов и повинностей. Так же именовалось и большое торговое или промысловое село. (В книге "Глубокое" известный польский историк Оттон Гедеманн пишет о больших ярмарках, которые проходили в 1514 году в Глубоком, к этой дате он относит первое упоминание о данном населенном пункте.) Вероятно, еще до возникновения Глубокого существовал населенный пункт, где жили относительно свободные ремесленники, крестьяне, промысловый и торговый люд, — Слобода. "Действительно, была деревня Слобода", — говорят старожилы (Е. А. Мойсеенок). Она располагалась на территории нынешней юго-восточной части города. А в "Писцовых книгах" упомянута под названием Слобода Глуботцкая.
Березвечье — ныне это северный район Глубокого — упоминается в военной сводке (московские воеводы Василия III вели здесь боевые действия) в 1519 году как местечко (в этом качестве оно названо ранее Глубокого), принадлежащее Дмитрию Богдановичу Корсаку. В документах встречаются и другие варианты этого названия — Березвеч, Березбичи, Березовец, Березвичи. Проживало здесь тогда 40 человек да имелась "церковь Святого Михаила, при ней поп Илья мает пашню свою и два человека".
В те далекие времена местечко с трех сторон окружали ряды мачтовых сосен с изумрудными вершинами, стволы которых, янтарные в лучах утреннего солнца, отражались в зеркальной поверхности трех озер. Лесная протока реки Березовки, раздвинув сосновый строй, начинала отсюда свой бег к торговым столицам. А на холмах, обозначивших восточную границу, в веселом беспорядке толпились белоствольные березы, чья раскованная грация очаровала не одного поэта. Века природа ждала здесь творца и дождалась: построенный в Березвечье базилианский монастырь — один из красивейших храмов Литвы. Он стал центром просвещения в крае. Из него ежегодно отправлялось несколько способных юношей постигать науки в Виленский университет.
В XV веке в состав Беларуси входили два воеводства: Виленское и Трокское. В 1504 году на территории бывшего Полоцкого княжества было создано Полоцкое воеводство. Краткая энциклопедия Белорусской ССР (Мн., 1979, т. 1) перечисляет наиболее крупные населенные пункты вновь созданного воеводства: Бешенковичи, Ветрино, Диена, Кубличи, Освея, Дрисса, Чашники, Глубокое и др. Как видим, Глубокое названо здесь в числе наиболее крупных населенных пунктов. При этом речь шла о юго-восточной части Глубокого, которая вошла в состав нового воеводства, другая же часть — юго-западная — осталась в Виленском. Границей воеводств на территории Глубокого служила река Березвица. Она, полноводная и своенравная в межсезонье, опасная после летних ливней, соединяла озера Глубокое и Великое (Березвечское, как называют его горожане) и она же несколько веков исправно разделяла воеводства, губернии, поветы, уезды, частные владения. Поселения по берегам реки, в том числе и Глубокое, принадлежали Деспот-Зеновичам и Корсакам. Оттон Гедеманн сообщает, что первое упоминание в метрике Литовской о Глубоком Деспот-Зеновичей связано с судебным процессом, который в 1514 году возбудил могущественный Николай Радзивилл против Юрия Зеновича. Ответчик уплатил крупный штраф за нанесенный владельцу ущерб — потраву посевов.
Есть в материалах этого судебного дела интересное упоминание о старцах. Старцы, или старейшины, — это члены органа городского управления, который существовал в средние века. Наличие его в Глубоком позволяет сделать вывод о существовании развитого поселения уже в начале XVI века. Естественно, там проводились ярмарки, которые продолжались по нескольку дней и сопровождались театральными представлениями и народными празднествами.
Итак, разные части нынешнего города упоминаются в начале XVI века как вполне сложившиеся отдельные поселения. Где и когда был заложен фундамент будущего Глубокого — предстоит найти и установить.