Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по истории.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.05 Mб
Скачать

2. Общественно-политическая жизнь страны в послевоенный период

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов. Со слов Н. Хрущева распространяется версия, что советские военнопленные из фашистских лагерей все пошли в лагеря советские. Это, мягко говоря, не так. С мая по февраль 1945г. было проверено 4,2млн. репатриированных (из них 1,5 млн. военнопленных). Из гражданских в Гулаг было отправлено 1,76%, из числа военнопленных – 14,69%. Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина.

В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП (б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов.

Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законода­тельных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР.

Трудности послевоенного экономического развития, про­являвшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако, в условиях жесткого противостояния с ведущими капиталистическими странами внимание руководителей государства направлялось порой не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетво­рительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКПб) специально рассматривалось дело этих «вредителей» («дело Шахурина, Новикова и др.»). На рубеже 40-50-х годов руководители Политбюро обсуждали дела лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения. Продолжалась фабрикация дел «врагов народа». В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы («ленинградское дело»). Обвиняемыми были партийные деятели, советские и государственные работники (А.. Кузнецов, А. Родионов, Н. Вознесенский и некоторые другие). Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек - к длительным срокам лишения свободы.

Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальси­фицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан. Все участники этих процессов были впоследствии реабилитированы. В 1952 г. было сфабриковано так называемое «дело врачей». Группа крупных специалистов-медиков, лечивших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны. Все эти дела были

спровоцированы группировками в высшем руководстве партии в ходе борьбы за власть.

С 1947 г. масштабы репрессий уменьшались с каждым годом. Ситуация в стране становилась все более устойчивой и спокойной. После смерти Сталина они почти прекратились, за исключением мер, применяемых против диссидентов.

Не оправдались надежды интеллигенции на развитие и укрепление контактов с другими странами, хотя на Ялтинской и Потсдамской конференциях речь шла о всестороннем послевоенном сотрудничестве часто отмечают в литературе последних лет. Но почему то забывают, что отношения сотрудничества – это результат усилий двух сторон. Встает вопрос: а хотел ли Запад искренне этого сотрудничества? Именно в эти годы руководитель ЦРУ А.Даллес разработал свой печально знаменитый и коварный план идеологической борьбы против СССР. Руководство страны взяло курс на "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции. В 1946-1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП (б) по вопросам культуры. В марте 1946 г. вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», беспощадной критике подверглось творчество М. Зощенко и А. Ахматовой. После разгрома ленинградских писателей взялись за театры, кино, музыку. Были приняты соответственно постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и др. Постановления ЦК ВКП (б) по вопросам культуры были ярким примером грубого административного вмешательства в культуру, командного руководства этой сферой.

В целом позитивными оставались при Сталине в послевоенный период взаимоотношения государства и церкви. Импульс, данный встречей Сталина с иерархами РПЦ в 1943 г. к установлению уважительных отношений государства и церкви, сохранялся. Религиозные организации за довольно короткий срок значительно укрепили свое влияние. С 1944 г. по 1948 г. от православных верующих в государственные органы поступило более 23 тыс. заявлений об открытии церквей и приходов. Заметнее стала и потребность людей в соблюдении религиозных обрядов. Русская Православная Церковь снова обрела свой высокий авторитет в православном мире.

Таким образом, в послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: на фактическое усиление репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы. Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946-1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937-1939 гг. Первая сессия Верховного Совета СССР нового, второго, созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствовало общепринятым в мировой практике наименованиям). Наконец, в 1949-1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. А в 1952 г. состоялся XIX съезд партии, последний съезд, на котором в последний раз присутствовал и выступал Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП (б) в КПСС.