Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник-август14-09.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2.27 Mб
Скачать

12.4. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере недропользования.

Гражданско-правовая ответственность предполагает лишения имущественного характера. Основными формами выражения гражданской ответственности является возмещение убытков, уплата неустойки, возмещение вреда в натуре и др.

Для взыскания убытков необходимо установить наличие вреда, противоправность поведения лица, причинно-следственную связь между совершенным деянием и наступившими последствиями, а также вину правонарушителя.

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Особенности гражданско-правовой ответственности в сфере недропользования наглядно демонстрирует закон «О недрах». Так, в соответствии со статьей 51 закона РФ «О недрах» вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов. Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр. Подлежит возмещению также вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование.

Размер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр. Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр. Упущенную выгоду в данной ситуации следует определять как недополученные доходы, которые государство могло бы получить с участка недр при его дальнейшей эксплуатации, если бы имущественные права не были нарушены. Помимо возмещения реального ущерба и упущенной выгоды суд может обязать пользователя участка недр возместить вред в натуре. Возмещение вреда в натуре предполагает обязанность по проведению работ связанных с восстановлением естественных свойств недр.

Например, решением Киселевского городского суда от 30 мая 2007 г. удовлетворен иск прокурора Новокузнецкой природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Салек» о возложении обязанности разработать и утвердить проект рекультивации нарушенных земель66.

Судом было установлено, что ЗАО «Салек» выдана лицензия серии КЕМ № 00797 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча угля подземным способом с геологическим изучением на Северо-Таллинском месторождении в Прокопьевском районе Кемеровской области. Согласно п. 4.10. Дополнения № 1 к лицензии КЕМ 00797 ТЭ владелец лицензии обязан рекультивировать земельные участки, нарушенные в процессе добычных работ и других, технологически связанных с ними работ, в соответствии с проектами ликвидации и утвержденными планами природоохранных мероприятий. Пункт 4.13 предусматривает, что владелец лицензии обязан в сроки, предусмотренные природоохранными мероприятиями и планами, согласованными с контролирующими организациями, выполнять работы, позволяющие сократить влияние добычных работ на окружающую природную среду (рекультивация нарушенных земель), с приведением ее в состояние пригодное для дальнейшего использования.

Фактические объемы по добыче каменного угля на участке открытых работ ЗАО «Салек» составили менее проектных, горнотехническая рекультивация планируется с пятого года эксплуатации разреза, а биологическая с шестого года. Таким образом, в судебном заседании установлено, что ЗАО «Салек» имеет отступления от утвержденного проекта «Технико-экономическое обоснование строительства участка открытых работ (корректировка)». Корректировка указанного проекта, или изменения в него в установленном порядке не внесены. Ответчик осуществляет работы по добыче каменного угля открытым способом с отступлением от Проекта, без положительного заключения государственной экспертизы.

При изложенных обстоятельствах, суд решил обязать ЗАО «Салек» в срок до 1 декабря 2007 года разработать и утвердить в установленном законом порядке Проект рекультивации нарушенных земель в результате ведения работ по добыче каменного угля открытым способом на Северо-Талдинском каменноугольном месторождении Прокопьевского района Кемеровской области согласно лицензии на пользование недрами.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами. В отношении самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых данное правило, но более развернутое, содержится также в ч. 3 ст. 25 закона РФ «О недрах» согласно указанной норме такая застройка прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов. Такое регулирование вполне согласуется с нормами ст. 222 ГК РФ о самовольной застройке. При этом в отличие от норм ГК РФ закон «О недрах» не предусматривает возможность признания права собственности на самовольную постройку. При этом самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Согласно статье 49 закона РФ «О недрах» сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением настоящего Закона, являются недействительными.

В частности, в п. 1 ст. 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Заключение сделок, связанных с пользованием недрами, с нарушением закона «О недрах» - следует применять с учетом норм ст. 168 ГК РФ, согласно которой сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Таким образом, если законодательством РФ о недрах не установлено, что сделка, не соответствующая требованиям данного акта, оспорима, и не предусмотрено, что такая сделка влечет какие-либо иные последствия, то такая сделка является ничтожной (т.е. недействительной независимо от признания ее недействительной судом).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст.167 ГК РФ).

Так, АК «Арч Лимитед» обратилась в суд с иском к администрации ЯНАО о признании недействительной сделки по приобретению АК «Арч Лимитед» права пользования недрами Аркатойского лицензионного участка, заключенной между АК «Арч Лимитед» с одной стороны и Минприроды РФ и администрацией ЯНАО с другой стороны, и обязании администрации ЯНАО вернуть АК «Арч Лимитед» полученные по сделке 41902500 руб67.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что при заключении сделки АК «Арч Лимитед» действовала под влиянием заблуждения относительно ее предмета, а именно - перспективности Аркатойского лицензионного участка, поскольку данный участок недр не может быть использован для добычи нефти так, как это предполагалось при заключении сделки. В качестве правового обоснования истец сослался на статьи 178 и 167 ГК РФ. Для участия в деле в качестве третьих лиц были привлечены ООО «Аркатойнефть» и Минприроды РФ.

Решением от 15 ноября 2004 г. в удовлетворении иска отказано. Но постановлением кассационной инстанции от 12 мая 2005 г. решение отменено, и дело направлено на новое рассмотрение.

Решением от 15 февраля 2006 г. суд признал недействительной сделку по приобретению АК «Арч Лимитед» права пользования недрами Аркатойского лицензионного участка и применил последствия недействительности сделки. Суд пришел к выводу, что решение административного органа, принятое по результатам аукциона, по существу является сделкой, направленной на установление и изменение гражданских прав и обязанностей как собственника недр, так и претендента на получение права пользования недрами. В результате совершенной сделки истец приобрел право пользования недрами Аркатойского лицензионного участка.

Однако впоследствии выяснилось, что в результате совершения сделки истец приобрел предмет сделки, качественные характеристики которого значительно снижают возможности его использования по сравнению с тем, как это предполагалось при совершении сделки. Указанное обстоятельство подтверждено экспертным заключением РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина и свидетельствует о том, что сделка по приобретению права пользования истцом недрами Аркатойского лицензионного участка совершена последним под влиянием заблуждения. В силу п. 1 ст. 178 ГК РФ сделка, заключенная истцом с Минприроды РФ и администрацией ЯНАО, признана недействительной. Перечисленные истцом Департаменту природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса ЯНАО денежные средства (бонус подписания) в сумме 41902500 руб. взысканы в порядке ст. 167 ГК РФ с администрации ЯНАО.

Далее, в статье 181 ГК РФ регламентированы сроки исковой давности по недействительным сделкам. Так срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (п. 1 ст.181 ГК РФ); срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (п. 1 ст. 179 ГК РФ), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п. 2 ст. 179 ГК РФ).