Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
аттестация семинар 3.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
2.36 Mб
Скачать

2.3.4. Влияние черт личности

Набора альтруистических личностных черт не обнаружено. Однако существуют индивидуальные различия при оказании помощи. Эти различия сохраняются в течение определенного времени и наблюдаются у схожих лиц.

Берноф и др. (1991) показали, что чаще помогают высокоэмоциональные, эмпатические и склонные самостоятельно принимать решения люди, а также люди с высокоразвитым самоконтролем. Взаимосвязь личности и ситуации была обнаружена в 172 исследованиях помогающего поведения, в которых приняли участие более 50 тыс. чел.

Установлено, что по отношению к зависимому человеку проявляется больше альтруизма, милосердия, чем к независимому. То же касается людей приятных, привлекательных, знакомых, а также представителей одной с помогающим этнической группы.

Женщины и религиозные люди помогают чаще. Кроме того, чаще оказывают помощь счастливые люди (по: Майерс, 1997).

Моделирование альтруизма оказывает влияние на формирование соответствующих мотивов. Эксперименты А. Бимана и его коллег (Beaman et al., 1978) показали, что если в ходе эксперимента люди осознают, почему присутствие других удерживает их от оказания помощи, они становятся более отзывчивыми в любой групповой ситуации.

АЛЬТРУИЗМ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

В. Н. Куницыной в 1994-1995 гг. проводилось исследование структуры самосознания в сфере социального интеллекта и социальной компетентности. В исследовании использовался метод самооценок 19 личностных свойств, объединенных в 3 блока по 6 свойств каждый.

1 блок свойств – «предприимчивость, хватка»;

2 блок объединил свойства собственно социального интеллекта;

3 блок – «компетентность, нормативность поведения» – включал альтруизм, который в опроснике был представлен (по толковому словарю В. И. Даля) как «готовность жертвовать для блага других своими личными интересами».

По программе исследования социального интеллекта было опрошено 204 чел.: студенты-психологи 2 курса (35 чел.) СПбГУ, студенты факультета менеджмента (24 чел.), студенты Педагогического университета (71 чел.), курсанты (35чел.), взрослые-предприниматели (27 чел.), художники (22 чел.).

Из всех опрошенных групп только студенты-психологи отметили высокое развитие у себя альтруизма и умения ладить с людьми.

Остановимся на наиболее любопытных корреляциях личностных свойств опрошенных. Все свойства, кроме организованности, умения владеть собой, предусмотрительности, безалаберности и альтруизма, значимо коррелируют с адаптивностью и, следовательно, выполняют основные функции оценивания, ориентации, приспособления, обеспечения успеха деятельности.

По результатам исследования альтруизм можно считать самостоятельным свойством, не имеющим прямого отношения к рассматриваемым явлениям. Отсутствие каких-либо корреляционных связей между мотивацией помощи, измеряемой с помощью специальной шкалы, и самооценкой своего альтруизма говорит о различном их осмыслении, о разных психологических корнях.

Обнаружена значимая положительная корреляция альтруизма и безалаберности и значимая отрицательная корреляция воспитанности, соблюдения приличий и мотивации помощи. Это означает, что в сознании опрошенных людей существует правило: помогать другим – ненормально, ненормативно, является признаком безалаберности.

Безалаберность, как и альтруизм, расценивается как достаточно противоречивое свойство: с одной стороны, многими воспринимается как широта души («душа нараспашку»), так как положительно коррелирует с общительностью и юмором; с другой стороны, осознание безалаберности как недостатка (и не только осознание, но и отражение реальной структуры личности опрошенных людей) подтверждается значимой отрицательной связью с ответственностью и автономностью, что означает несовместимость этих свойств на уровне осознания и поведения.

Таким образом, потребность в милосердии, помогающем поведении, отзывчивости и бескорыстности формируется в актах помогающего поведения и повышает самоуважение и самооценку человека, позволяет ему пережить возвышенные чувства причастности к добрым делам и чувства глубокого человеческого сопереживания.

Выводы

1. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, как ощущаемые или осознаваемые им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности – источники активности человека.

2. Под мотивационным кризисом понимается болезненная смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; ее могут вызвать изменение жизненной ситуации человека, перемена профессии, занятий или осложнение семейной ситуации и взаимоотношений, трудное прохождение возрастных этапов.

3. Потребность в милосердии, помогающем поведении, отзывчивости и бескорыстности формируется в актах помогающего поведения и повышает самоуважение и самооценку человека, позволяет ему пережить возвышенные чувства причастности к добрым делам и чувства глубокого человеческого сопереживания.

Основные понятия главы

Мотив

Фрустрация

Мотивационный кризис

Мотив аффилиации

Альтруизм

Вопросы для самопроверки

1. В чем отличие фрустрации от стресса, угрозы, опасности?

2. Каковы психологические последствия фрустрации и способы выхода из нее?

3. Приведите примеры фрустрации в сфере общения и межличностных отношений.

4. Назовите типы привязанностей и главные их отличия.

5. Может ли помогающее поведение быть эгоистическим?

6. Являются ли альтруизм и помогающее поведение синонимичными понятиями?

Дополнительная литература

Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности (альтруистическое поведение) // Психологический журнал. – 1993. – № 4.

Обуховский К. Психология влечений человека. – М.,1972.

Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: МГУ, 1987.

Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений (тест Лири): Методическое руководство. - М., 1990.

Субботский Е. В. Исследования проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1977. – № 1.