Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Современные социологические теории.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
175.1 Кб
Скачать

2. Социальный капитал и габитус в теории п. Бурдье

Пьер Бурдье (1930-2002) - один из ведущих французских социологов последней трети XX в. Первые его социологические сочинения были написаны в алжирский период жизни и творчества. Это «Социология в Алжире» (1961) и «Труд и трудящиеся в Алжире» (1964). Переехав во Францию, П. Бурдье стал директором-исследователем в Высшей практической исследовательской школе, а затем основал Центр европейской социологии. В 1981 г. избран действительным членом Французской академии и получил почетный пост заведующего кафедрой социологии в Коллеж де Франс: Он был главным редактором одного из ведущих социологических журналов Франции и директором книжного издательства, написал 35 монографий и опубликовал сотни статей в самых серьезных социологических изданиях мира. Среди крупных работ — «Педагогическое отношение и коммуникация» (1965), «Ремесло социолога» (1968), «Воспроизводство» (1970), «Различие» и «Практический смысл» (1980), «Говорящие вещи» (1987), «Ответы» (1992), «Нищета мира» (1993), «Практический разум. К теории действия» (1994), «Наука о науке и рефлективности» (2001) и др.

Основные положения теории социального пространства

Понятие социального пространства является одним из ключевых в социологической науке, которая выступает в трактовке П. Бурдье как социальная топология. В самом общем виде социальное пространство у него «представляет собой совокупность агентов, наделенных различными и систематически взаимосвязанными свойствами...». Вместе с тем социальное пространство — это связи и взаимодействия, которые устанавливаются между людьми (агентами) и социальными группами. По мнению социолога, «социальное пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а следовательно, производить сходные практики».

«То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, — пишет П. Бурдье, — является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство не может мыслиться в таком своем качестве иначе, как через абстракцию (физическая география), т.е. игнорируя решительным образом все, чему оно обязано, являясь обитаемым и присвоенным. Иначе говоря, физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии...».

Социальное пространство выступает изначально как абстрактное пространство. Конкретным оно становится тогда, когда конституируется ансамблем подпространств или полей. Социальное пространство включает в себя поля, выступающие как системы объективных связей между различными позициями (например, государство, церковь, политические партии, система образования и т.д.). П. Бурдье выделяет самые различные поля: экономическое, политическое, религиозное и др. Эти поля представляют собой структурированные пространства позиций, определяющих основные свойства самих нолей.

Изучая различные виды полей в структуре социального пространства, П. Бурдье особое значение придает полю экономического производства: «В реальности социальное пространство есть многомерный, открытый ансамбль относительно автономных полей, т.е. подчиненных в большей или меньшей степени прочно и непосредственно в своем функционировании и в своем изменении нолю экономического производства: внутри каждого подпространства те, кто занимает доминирующую позицию и те, кто занимает подчиненную позицию, беспрестанно вовлечены в различного рода борьбу...».

П. Бурдье рассматривает социальное пространство, прежде всего как средство (или способ) реализации социальной дифференциации (деления), выступающей как совокупность занимаемых агентами социальных позиций. Но оно есть, в то же время, и видение этой дифференциации (деления). П. Бурдье пишет, что «можно изобразить» социальный мир в форме многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения, сформированных совокупностью действующих свойств в рассматриваемом универсуме, т.е. свойств, способных придавать его владельцу силу и власть в этом универсуме. Агенты и группы агентов, таким образом, определяются по их относительным позициям в этом пространстве. Каждый из них размещен в позиции и в классы, определенные по отношению к соседним позициям (т.е. в определенной области данного пространства), и нельзя реально занимать две противоположные области в пространстве, даже если мысленно это возможно».

Структура социального пространства и подпространств — полей включает в себя 3 группы капитала: экономический, культурный, социальный капитал. Экономический капитал — это ресурсы, имеющие экономическую природу (товары и деньги в первую очередь). Культурный капитал — это ресурсы, имеющие культурную природу (прежде всего различные виды образования и культурный уровень индивидов). Социальный капитал — это ресурсы, связанные с принадлежностью к той или иной социальной общности (в основном связи, которыми можно воспользоваться индивиду через ее членов). Распределение различных видов капитала в обществе также характеризует его социальное пространство. Отсюда у П. Бурдье следует постановка проблемы власти над капиталом, что означает то же самое, что и власть над социальным пространством.

Капитал и габитус как ресурсы и отношения в социальной реальности П. Бурдье

Капитал и габитус являются важнейшими категориями в модели социальной реальности П. Бурдье. В большинстве работ, посвященных этой проблематике, капитал соотносится с полем (позиция в социальном пространстве), габитус описывается в связи с практиками (усвоение и порождение практик). Габитус и капитал представляют собой ресурсы, конституирующие позицию агента в социальных отношениях и его возможные практики.

Понятие «капитал» имеет длительную историю использования и, соответственно, множество подходов к его определению, объявляющих основным свойством капитала способность накапливаться или приносить доход, участие в материальном производстве и производстве услуг. Первоначальное экономическое содержание этого термина преодолело свои рамки: сегодня говорят о социальном, культурном, политическом, образовательном, символическом капиталах.

Капитал, обозначающий у П. Бурдье позицию агента в поле, представляет степень власти над полем, уровень в иерархии доминирования и «легитимного принуждения», ограниченный ресурс, способный к росту и конвертации. Во-первых, капитал есть ресурс, основанный на родственных отношениях и отношениях в группе членства. Во-вторых, капитал – сумма ресурсов, фактических или виртуальных, которые накапливаются у индивидуума или у группы благодаря наличию устойчивой сети более или менее институционализированных отношений взаимного признания и узнавания.

Культурный капитал у П. Бурдье – позиция в поле собственно культуры. Культурный капитал и поле культуры не автономны. Культурный капитал П. Бурдье связан с образовательным, лингвистическим и пр. по способу приобретения, накопления, использования, способен к конвертации для использования в близких полях. Пример, факт прочтения некого литературного произведения одновременно встраивается в габитус (чтение как вероятное времяпровождение + содержание произведения: персонажи, ситуации, оценки, язык), реализуется как культурный, образовательный, социальный капитал в соответствующих полях.

Согласно П. Бурдье капитал указывает на позицию агента в поле, представляет степень власти над полем, уровень в иерархии доминирования и «легитимного принуждения», является ограниченным ресурсом, способным к росту и конвертации. П. Бурдье предлагает классифицировать капитал по области функционирования, выделяя 3 основные формы: экономический, социальный, культурный. К этим формам с большей или меньшей определенностью могут быть сведены остальные. Так, образовательный капитал с точки зрения статуса, который он предполагает, оборачивается социальным, а в поле культуры навязывает агенту соответствующие системы представлений.

П. Бурдье предлагает также различать состояния капитала: инкорпорированное, т.е. в форме длительных диспозиций ума и тела» (например, вкус); объективированное – в форме материальных объектов (книга); институционализированное в форме объективации отношения агента к социальным сетям и институтам (диплом). Каждое из описанных состояний может быть выявлено у любой формы капитала, но для исследования соотношения капитала и габитуса важным становится инкорпорированный капитал, понимаемый как неотъемлемые социально востребованные характеристики агента.

Накопление символического капитала П. Бурдье описывает как результат в определенной степени сознательного стремления. Такое сознательное стремление для агента оказывается более серьезным поведенческим основанием, например, в вопросах достоинства и уважения, чем следование правилам или подчинение ценностям.

Габитус является оригинальным концептом П. Бурдье, это «система прочных приобретенных предрасположенностей (диспозиций)». Габитус является «порождающим принципом объективно классифицируемых практик и одновременно системой классификации этих практик».

Процесс конструирования габитуса описывается через понятие траектории опыта. Отдельный представитель социального слоя с определенной долей вероятности попадет во множество ситуаций (семья, образовательные учреждения, медиареальность и пр.), которые так или иначе характерны для данного социального слоя, и получит соответствующий опыт, а также комплекс представлений о поле. Естественно, траектории приобретения опыта не совпадут полностью, но для тех агентов, которые обладают близкими позициями в поле, совпадут максимально, отличаясь незначительно, например, порядком прохождения ситуаций.

П. Бурдье предлагает понимать габитус как порождающую практику, способную объяснить классифицируемые практики и их результаты и вместе с тем суждения, относимые к тому или иному классу, которые преобразуют эти практики и результаты в систему отличительных знаков. Следовательно, восприятие не может быть непосредственным и свободным, а способность восприятия варьироваться на индивидуальной основе иллюзорна. Восприятие базируется на заранее заданной системе знаков, кодов. По П. Бурдье, восприятие — это «форма культурной дешифровки», которая распределена в обществе неравномерно. Наиболее важные статусные позиции и способность выполнять наиболее сложные задания принадлежат в обществе тем, кто овладел необходимыми кодами. Эти коды формируют культурное достояние любого общества, богатство, владеть которым могут только те, кто имеет для этого символические средства. П. Бурдье полагает, что габитусы, воспринимаемые агентами, способными в силу собственных габитусов и капиталов к их истолкованиям, функционируют как знаки даже без специальных интенций их трансляторов, следовательно, социальная реальность объективно предстает как символическое пространство.

Габитус ограничивает возможные практики индивида усвоенными заранее установками, навязывает соответствующую систему оценок. Индивид полагает, что действует свободно, выбирая в каждой ситуации наиболее эффективную стратегию, которая в свою очередь не выходит за рамки предшествующего опыта.

Существует представление о коллективном габитусе, объясняющее формирование идентичных габитусов у представителей группы. Представители социальной группы имеют сходные условия формирования габитуса, общий набор потенциальных ситуаций, ограниченный доступ к другим ситуациям, и, как следствие приблизительно одинаковые результирующие опыта, «траектории опыта», т.е. порядки ситуаций, социальные маршруты агента различны, но итог одинаков: формирование габитуса, сходного с габитусами других представителей группы.

Социальная группа, представители которой обладают идентичными характеристиками, отличается от социального класса. Класс рассматривается как «совокупность агентов, которые, будучи помещены в сходные условия и подчинены сходным обстоятельствам, имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами и, следовательно, производить сходные практики и занимать сходные позиции». П. Бурдье вводит понятие «класса на бумаге», т.е. теоретической социальной общности, позволяющей объяснить и предвидеть практики и свойства своих представителей. Представители «класса на бумаге» будут совершать действия в диапазоне идеального типа.

Социальное пространство П. Бурдье «определяется через взаимное исключение, различение позиций, которые его конституируют, как структура сопоставления социальных позиций (они сами определены ... как позиции в структуре распределения дифференцированных видов капитала)». Позиция, занимаемая агентами в данном пространстве, может быть описана, во-первых, с точки зрения внешних, относительных свойств (собственно позиция в поле), во-вторых, с точки зрения необходимых внутренних свойств (условий). Позиция здесь подразумевает наличие капитала, а внутреннее условие – особый габитус. Наблюдается сближение капитала и габитуса как характеристик отдельной позиции, описанной извне и изнутри.

Еще один аспект различения капитала и габитуса связан со способом приобретения каждого из этих ресурсов. Капитал приращивается осознанно, целенаправленно, это ставка борьбы в поле; габитус конституируется по большей части бессознательно вне зависимости от стремлений агента, сочетая сознательную и неосознанную работу по осмыслению опыта. Агент включается в социальные отношения спонтанно. Если представить попытку сознательного формирования практических предрасположенностей, приходится согласиться с тем, что речь идет уже об инкорпорированном капитале (например, образовательном).

У габитуса можно обнаружить свойства, традиционно приписываемые капиталу. Габитус ограничен, поскольку ограничены опыт и потенциальные стратегии агента, в непривычном поле габитус индивида может быть явно недостаточным для эффективных взаимодействий. Габитус накапливается естественным образом; способен принести прибыль, расширив круг возможных практик агента. Габитус не конвертируется, как капитал, но содержит практические предрасположенности, реализуемые в любом поле с разной степенью результативности. Габитус не исключает использования в поле экономики практик, усвоенных в других полях.

Капитал и габитус являются взаимодополняющими сторонами ресурса, которым наделен агент, используются параллельно на каждом этапе социального воспроизводства, прирастают и приносят прибыль своего рода и конвертируются. Наиболее близким к габитусу является инкорпорированное состояние капитала, одни и те же установки функционируют в качестве социально востребованных характеристик агента и порождают практики.