Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
106
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
136.19 Кб
Скачать

Вопрос №17. Философия и.Канта. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания. Этика и.Канта.

Во второй половине 18 века, первой половине XIX века в Германии было несколько живших в разное время выдающихся мыслителей, создавших грандиозные философские учения. Их интеллектуальнаядеятельность вошла в историю под названием немецкой клас­сической философии. Ее родоначальником был Иммануил Кант. Его философское творчество традиционно делят на два периода: докритический — со времени опубликования первой работы «Мысли об истинной оценке живых сил» в 1746 г. и до начала 80-х гг. XVIII в. и критический — с опубликования в 1781 г. «Критики чистого разума» и до его смерти. Деление творчества Канта на два периода имеет смысл: если в первый период Канта интересовали прежде всего философские проблемы мироздания, то во второй период произошла радикальная переориентация его интересов к проблемам нравственности, познания».

В наиболее значимой работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1775) И. Кант сформулировал мысль, которая позднее в западноевропейской науке оформилась в некую «коллективную» теорию — гипотезу Канта — Лапласа. Это была мысль о естественном происхожде­нии Вселенной под действием динамических сил из первона­чальной газовой туманности. В этой же работе он развивал идею 6 целостности устройства мироздания, наличии в нем законов взаимосвязи небесных тел, в совокупности своей образующихпредположение позволило И. Канту сделать научное предсказание о наличии в Солнечной системе еще неоткрытых планет. В век господства механицизма И. Кант од т, ним из первых среди философов попытался построить картину подвижного, динамичного, эволюционирующего мира.

Исходным пунктом его воззрений является утверждение о том, что прежде чем познавать мир, надо выяснить можем ли мы его в принципе познать. Не­обходимо установить возможности нашего познания, его границы. Главное познавательное орудие -это разум, а философия должна бьтьне постижением внешнего мира, а критикой разума, то есть изучением его устройства, специфики и законов. Откуда нам знать, каков мир, если мы имеем дело не с ним самим, а с его отражением в нашем сознании, в силу чего отражение может и должно быть главным объектомфилософского внимания.

То, что существует само по себе, он назвал вещью в себе, которая непознаваема, то же, что видим мы, он обозначил феноменом или «вещью для нас». Видимое нами - совсем не то же самое, что действительно есть. В нашем уме содержатся некие вражденные формы сознания, под которые мы как бы подгоняем окружающий мир, втискиваем его в них и он существует в нашем представлении совсем не в том виде, каков он на самом деле, а в том, каким он только и может быть в этих формах.

Но если нам ничего не известно о мире, то как в нем ориен­тироваться и, вообще, жить. Здесь Кант говорит, что нет ничего страшного в нашем незнании о реально­сти, в теоретическом неведении, достаточно того, что практически мы вполне можем жить в непонятном мире и достаточно неплохо в нем ориентируемся. Надо выяснить только, есть ли (или может ли быть) что-либо общее и безусловное для всех людей, некое представление или убеждение, или знание, в ко­тором бы никто вообще не мог сомневаться. Таким принципом является врожденная идея добра, которая неизменно представ­лена в сознании любого нормального (не больного психически) человека. Каждый из нас прекрасно знает, что хорошо, а что плохо, что делать можно и чего нельзя, и считает добро, как и зло чем-то реально существующим, а не просто человеческой выдумкой. Ведь если бы мы искренне считали добро произвольной выдумкой, то творили бы все подряд. Значит, мы однозначно верим в то, что добро су­ществует само по себе, в качестве некой реальности. Иначе говоря, если мы неизбежно верим в наличие добра в действительности, то вследствие этого мы также обязательно поверим в Бога как в непременную причину этого добра. Такое рассуждение является знаменитым кантовским доказательством существования Бога, кото­рый чаще всего называют нравственным аргументом.

«Критика практического разума» отвечала на второй фундаментальный вопрос философии Канта: « Что я должен делать"!» Кант вводит различие между теоретическим и практиче­ским разумом. Это различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический, разум «определяет» предмет мысли, то практический разум призван «осуществлять», то есть произ­водить нравственный предмет и его понятие (нужно иметь в ви­ду, что у Канта термин «практический» имеет особый смысл и оз­начает не какую-то производящую деятельность, а просто посту­пок). Сфера деятельности практического разума — сфера морали.

Как философ Кант осознавал, что мораль нельзя вывести из опыта, эмпирии. История человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто не совместимых друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном общест­ве, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути: он философскими средствами обосновывает абсо­лютный характер морали.

Кант различал социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности.

Учение И. Канта как раз и было направлено на выявление внеисторических и вневременных характеристик морали, и было адресовано всему человечеству, а не какому-то классу или наро­ду. Казалось бы на первый взгляд абстрактные и формальные рассуждения Канта пережили свое время. Кант не просто совре­менен, он всегда современен, как современны и Платон, и Де­карт, и Шеллинг, и Вл. Соловьев — все великие мыслители, за­щищавшие непреходящие ценности человеческой жизни.

Соседние файлы в папке 11-20