Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 15 том просвещение.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
2.05 Mб
Скачать

Внутренний рынок

Помещики Белгородской, Воронежской губерний, а также среднего Поволжья были в середине XVIII века основными поставщиками хлеба на внутренние рынки России.

Спрос на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты постепенно увеличивался в связи с ростом больших городов, которые за три четверти восемнадцатого века увеличились в два раза, а также в связи с подъемом ремесленного и ма­нуфактурного производства, отрыва от земледелия боль­шого числа крестьян и превращения ряда сел в промыш­ленные центры, что также влияло на рост неземледельческого населения.

Из центрально-черноземных районов хлеб ввозился в Москву и Петербург, Ярославль и Кострому. Продавцами хлеба выступали как помещики, так и крестьяне. Помещики продавали хлеб и другие сельскохозяйственные продукты с целыо увеличить свои денежные доходы, большинство же крестьян продавало хлеб, необходимый им для собствен­ного потребления, потому, что для уплаты оброка и подушной подати, для покупки соли и промышленных изделий им были необходимы деньги.

Все это влияло и на расширение рынка сбыта промыш­ленных изделий. В крестьянское и помещичье хозяйство, вытесняя изделия домашних промыслов, постепенно про­никает продукция крупных металлургических заводов и ма­нуфактур, производивших полотно. Расширение внутреннего

Зимний дворец и Адмиралтейство в Петербурге. Картина ф. Я. Алексеева 1800 г.

рынка повлияло на то, что обе эти отрасли промышленности, с давних пор нацеленные на экспортирование товаров, пе­реключили часть производства на выпуск предметов ши­рокого потребления.

В семидесятые годы XVIII века насчитывалось свыше полутора тысяч всевозможных ярмарок. Крупнейшие из них организовывались в Кяхте, Иркутске, Троицке, Архангель­ске, Петербурге и Киеве.

Среди крупных ярмарок на территории империи так­же числились Макарьевская и Свенская ярмарки.

Активными участниками внутреннего рынка становятся не только государственные, но и крепостные крестьяне. Дво­ряне скоро поняли, что в их интересах не препятствовать торговле своих крестьян, а облагать их, как и мануфакту­ристов, высоким оброком.

Все более расширялись рыночные связи между Россией, Украиной, Белоруссией и Новороссией. Несколько раз в году устраивались крупные ярмарки в Ромнах, Полтаве и других городах левобережной Украины, где закупали большими партиями российское железо, краски, инстру­менты, бумагу.

На рынки центральных и северных губерний России Ук­раина поставляла стекло, сукно, зерно, скот, кожу. В то время большое значение в сбыте товаров на внутреннем рын­ке Украины приобрели так называемые чумаки, обозы ко­торых направлялись на юг в Причерноморье и на север в великорусские губернии.

Также развивались экономические связи между отдель­ными частями самой Украины: Гетманщиной, Слобожан- щиной и Запорожьем.

Эти же процессы наблюдались и в прибалтийских про­винциях Российской империи — Эстонии и Латвии.

В Лифляндии ярмарки проходили в тридцати четырех населенных пунктах. Крупнейшая из них находилась в Дер- пте; она привлекала не только прибалтийских, но и рус­ских купцов.

На рынках Эстонии и Латвии продавалось русское же­лезо, медь, кожа, меха. Из прибалтийских провинций в Рос­сию поставлялись стекло, парфюмерия, скот и т.д. При­балтийские помещики также были поставщиками водки в Петербургскую и Псковскую губернии, для производства которой употреблялась значительная масса товарного зерна.

Развитие внутреннего рынка требовало дальнейшего усо­вершенствования путей сообщения. В пятидесятые годы про­изводятся работы по строительству канала, соединяюще­го Каму с Вычегдой и Северной Двиной.

Также разрасталась сеть грунтовых дорог, проклады­вались первые шоссейные дороги, тракты. Это было обу­словлено тем, что для торговли в России большое значе­ние имел гужевой транспорт.

Как отмечали многие иностранцы бывавшие в России на протяжении XVIII века, российские дороги немного улуч­шили свое состояние, однако в большинстве своем все еще оставались неудовлетворительными. Исключение составлял только Охотский тракт, который прорезал всю Россию с запада на восток, от Петербурга и Москвы до тихоокеанского порта Охотска.

Состав русского экспорта во второй половине XVIII сто­летия оставался традиционным. Это были сырье и полу­фабрикаты — лен, пенька, пакля, кожа, ткань, лес, канат, щетина, поташ, сало, пушнина.

Однако вместе с тем и промышленные товары приоб­ретали все большее и большее значение. Если в 1749 году доля железа в экспорте России составляла шесть процен­тов, то в 1796 году она составляла уже тринадцать про­центов. В 1794 году Россия поставляла на внешние рынки около четырех миллиоиов пудов железа. Однако в начале

  1. столетия поставки железа за границу стали сокра­щаться.

Наоборот — вывоз хлеба приобретал все более широкие масштабы. Если в 1749 году хлебный экспорт принес казне две тысячи рублей, то в девяностых годах он вырос почти до трех миллионов рублей. Общая сумма стоимости вы­возимых товаров в 1749 году составила около семи мил­лионов рублей, а через 35 лет, в 1781 — 1785 годах, ежегодно вывозилось товаров на сумму около 24 миллионов рублей.

Именно в это время объем экспорта стал значительно превышать объем импорта.

Среди импортируемых в Россию товаров по-прежнему преобладали предметы дворянского потребления: сахар, сук­но, шелка, вино, фрукты и т.д. Государство, заинтересо­ванное в развитии отечественной промышленности, проводило протекционистскую политику экспорта и импорта. Отме­на внутренних пошлин лишила казну фискальных доходов от внутренней торговли. Эта потеря была компенсирова­на в 1757 году установлением добавочного тринадцатипро­центного сбора от стоимости товаров, ввозимых в Россию и вывозимых из нее.

В 1767 году принят новый таможенный тариф. Он вовсе запрещал ввоз товаров, которыми «по изобилии в собст­венном государстве довольствоваться можем» и, наоборот, освобождал от пошлин ввоз товаров, которых «произращение или заводы в государстве еще не начались».

В это время Англия становится основным партнером Рос­сии. Английское правительство активно занималось обуст­ройством своего флота, который нуждался в русском ко­рабельном лесе, а также пеньке, парусине и тому подобных вещах. Кроме того, важное место в английских закупках занимало Уральское железо.

Торговля с Англией всегда была активной для России. Доходы от фрахта компенсировали пассив английского тор­гового баланса с Россией. Большое количество посредников во внешней торговле, какими были англичане и голланд­цы, вывозившие на своих судах русские товары, лишало Россию тех выгод, которые она могла получить.

Развитие собственного мореплавания и установление не­посредственных торговых связей с другими странами стало первоочередной задачей России.