Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат по философии.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
209.41 Кб
Скачать

3. Основные школы современной философии (феноменология, позитивизм).

В начале XX в. поиски философами новых форм обоснования идеализма привели к возникновению одного идеалистического учения, получившего название фено­менологии; начало ему было положено Эдмундом Гуссерлем (1859—1938). Распространение и успех феноменологии объясня­ются в первую очередь тем, что она отвечала общему стремле­нию субъективного идеализма найти какой-то выход из неизбеж­ного для него тупика. Задача состояла в том, чтобы, не покидая исходных позиций субъективного идеализма, в то же время внести в них известный момент объективизма.

Суть учения Гуссерля можно свести к трем главным идеям: 1) философия не имеет никакого отношения ни к окружающему нас миру, ни к изучающим его наукам; ее предмет— это исклю­чительно лишь явления (феномены) сознания, рассматриваемые как единственно и непосредственно данное; 2) эти феномены понимаются не как психические явления, а как некие абсолют­ные сущности, имеющие всеобщее значение, независимые от индивидуального сознания, но в то же время находящиеся только в нем и не обладающие существованием вне его; 3) указанные сущности не познаются путем абстрагирующей деятельности рассудка, а непосредственно переживаются и затем описываются так, как они созерцаются в акте интуиции.

В своих ранних работах Гуссерль особенно подчеркивал ло­гический аспект своего учения, что было связано не только с известной близостью феноменологии к неокантианству, но и с возросшей ролью логических проблем в результате чрезвычайно быстрого развития новых отраслей математики, потребовавших своего логического обоснования. В этих условиях возникли попытки примирить иррационализм с логикой, облечь иррациональное содержание в логические формы.

Гуссерль выступил с требованием сделать философию стро­гой наукой, положения которой должны обладать той же абсо­лютной истинностью, как законы логики и положения матема­тики.

Гуссерль под­черкивал необходимость отличать познавательный акт как психический процесс, происходящий в сознании человека, от со­держания или смысла этого акта. Он доказывал, что законы логики истинны совершенно независимо от тех психических про­цессов, которые происходят в сознании людей. Содержание я смысл истинного суждения не зависят от того, что о них говорят или думают. «Что истинно...— пишет Гуссерль,— истинно «само по себе»; истина тождественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги»1.

Однако Гус­серль превратно толковал тот факт, что законы и формы логи­ческого мышления не зависят от особенностей психики каждого отдельного индивида. Вслед за неокантианцами он утвер­ждал, что законы логики идеальны и априорны, что «чистая логика», как и математика, достоверна лишь потому, что она априорна и не имеет никакого отношения ни к реальному миру, ни к реальному процессу мышления. Оторвав законы логики от объективной действительности и реального процесса мышле­ния, Гуссерль пошел дальше и объявил, что вообще никакое истинное знание не может относиться к фактам реального мира, что философия, если она хочет быть строгой наукой, должна от­казаться от попытки делать свои выводы, опираясь на данные опытных наук. «Желание обосновать или отвергнуть идеи на основании фактов — это бессмыслица»2,— писал Гуссерль.

Гуссерль стремился отделить философию от естествознания, стихийно стоящего на материалистических позициях, отвести ей какую-то совершенно изолированную, от всех других наук об­ласть. Такой областью, согласно Гуссерлю, должен быть «транс­цендентальный мир чистого сознания».

Гуссерль признает, что обычно наше сознание обращено к внешнему Миру. Но он предлагает отказаться от этой естест­венной установки, отрешиться от всего того, что связывает нас с внешним миром переключить наше сознание на внутренний мир, на само сознание. Тогда его содержание образует пред­мет феноменологического исследования. Это изменение установ­ки сознания Гуссерль называет феноменологической редукцией. Осуществляя ее, мы исключаем из рассмотрения или «заклю­чаем в скобки» весь окружающий материальный: мир, отбра­сываем все существующие взгляды, теории и учения, наконец, снимаем вопрос о существовании того, что представляет собой предмет исследования. После того как вся эта операция произведена, в качестве предмета познания остается «феноменологический остаток», область чистого сознания, свободного, по мнению Гуссерля, от отношения к внешнему миру, но сохраняю­щего каким-то образом все богатство своего содержания. Феноменологическая редукция — это своеобразный и тонкий прием обоснования идеализма. Гуссерль формально не отрицает существования материального мира, он «только» утверждает, что этот мир не может быть источником истинного знания. Гус­серль предлагает не принимать его во внимание, воздержаться от каких бы то ни было суждений о нем. «Если я сделаю это, что я вполне свободен сделать, то я не отрицаю этого «мира», как если бы я был софистом, я не подвергаю сомнению его суще­ствование, как если бы я был скептиком; но я применяю фе­номенологическое «эпохэ» (то есть воздержание), которое полностью закрывает возможность обращаться к любым сужде­ниям о пространственно-временном существовании»3.

Таким образом, хотя Гуссерль не утверждает прямо, что внешний мир не существует, он делает это косвенно, так как отрицает его реальность как предмета познания, которым стано­вится само же сознание. Гуссерль формулирует этот идеалисти­ческий тезис, прибегая к заимствованному у схоластики выра­жению направленность. Он утверждает, что сознание не беспредметно, а всегда направлено на какой-либо объект. Однако этот объект сознания или мышления не существует вне сознания, а находится внутри него как мысли­мый предмет и лишь постольку, поскольку он «полагается» мышлением. В результате феноменологической редукции мыш­ление оказывается направленным на само себя, его предмет — внутри сознания. Этот идеальный предмет мысли Гуссерль на­зывает сущностью или эйдосом. Истинное знание и есть знание таких сущностей. Законы логики и положения математики — наиболее известная часть этого идеального мира.

Богатство и беспре­дельность «сферы феноменологического исследования» — это отражение бесконечного многообразия материального мира. Но Гуссерль отбрасывает материальный источник познания и рассматривает имеющееся в сознании людей знание или отраже­ние объективного мира как непосредственный и единственный предмет феноменологического исследования.

Элементы логической структуры науки, ее общие принципы и понятия, представляющие собой результат долгой абстраги­рующей деятельности разума, Гуссерль выдает за вечные иде­альные сущности, составляющие основу науки. Своим учением о «сущностях» он склоняется к объективно-идеалистическому учению Платона об идеях. Однако важное отличие феноменоло­гии от платонизма состоит в том, что, согласно Платону, идеи образуют идеальный мир истинного бытия, согласно же Гус­серлю, сущности, строго говоря, вообще не обладают бытием. Гуссерль истолковывает Платона в духе субъективного идеализ­ма. В учении Гуссерля сущность отделена от существования. Сущности не существуют, они лишь мыслятся и представляют собой идеальный смысл наших познавательных переживаний. Отсюда следует, что ни одно высказывание о сущностях не имеет отношения к действительным фактам. Вопрос о том, соответ­ствует ли идеальной сущности какое-либо реальное существова­ние, Гуссерля не интересует. Подобная неразборчивость Гуссерля в отношении содержа­ния сферы «феноменологического исследования», его готовность смешать и уравнять идеальное и материальное, выдумку и ре­альность в качестве феноменов сознания указывают на откло­нение Гуссерля от логицизма неокантианцев и переход его к ир­рационализму. Его «феноменологическая редукция» напоминает ту насильственную, противоестественную перемену установки внимания, которая у Бергсона была условием интуиции. Учения Гуссерля и Бергсона суть общее проявление иррационалистической тенденции современной философии, которая пытается убедить человека в негодности естественных, прове­ренных и подтвержденных историей науки и практикой форм и средств познания, в предпочтительности таких путей, которые в действительности не ведут никуда.

Гуссерль отрицает, что сущности представляют собой результат процесса абстрагирования. Чтобы познать «сущности», человек должен отвернуться от внешнего мира, забыть все, что он знал о нем, и сосредоточить внимание на своем сознании. Но Гуссерль и не призывает искать за феноменами созна­ния какую-либо вызвавшую их причину, изучать их физиологи­ческую основу и социальную обусловленность. Наоборот, он отказывается видеть между ними какую-либо причинную зависимость или связь. Предметом феноменологии оказывается «непосредственно данное», то есть поток психических переживаний без каких-либо рациональных связей. Он по существу своему иррационален и, может быть, поэтому только описан так, как он предстает самонаблюдению. Феноменология Гуссерля по сути дела есть форма психологического самонаблюдения, интроспек­тивного психологического анализа, «чисто имманентного» иссле­дования психического.

Другая школа современной философии - это позитивизм. Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособ­ность философии классического идеализма решить философские проблемы, выдвигавшие­ся развитием наук. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах, которые в силу их высокой абстрактно­сти не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объ­явил ложными или лишенными смыс­ла. Сам позитивизм. претендовал на звание прин­ципиально новой, „неметафизической" („позитивной") философии, построен­ной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По сво­ей сути позитивизм, есть эмпиризм, в определен­ных отношениях доведенный до край­них логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпири­ческое знание в той или иной форме, то никакая спекуляция не может быть знанием. Но сам позитивизм, не избежал участи прежней философии, ибо его собственные положения оказались не поддающимися опытной проверке и следовательно «метафизическими». Позитивизм (в переводе от лат. positivus - по­ложительный) — философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», то есть конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отка­завшись от стремления познать их сущность.

Основоположником позитивизма считается французский мысли­тель Огюст Конт (1798-1857), который ввел в оборот и сам термин «позитивная философия». Главным произведением Конта является «Курс позитивной философии», в котором последняя противопостав­ляется традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир. Конт провозгласил также создание новой, «положительной», по­строенной по образцу естественных наук науки об обществе — социо­логии. Задачей социологии, по Конту, должно было стать не объясне­ние, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов.

Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влиянием на умы людей. Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эк­сперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех фило­софских систем, которые считали научную истину не связаной с эм­пирическим опытом.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать си­лой». Основу его философии — программы раскрывает тезис «Долой метафизику, да здравствует физика».

По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, поскольку философия должна основываться только на позитивном научном знании.

Принципы позитивизма:

  • философское знание должно быть точным и достоверным;

  • при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук;

  • основной путь достижения знания — эмпирическое наблюдение;

  • философия должна исследовать только факты, а не их причины;

  • философия должна освободиться от ценностного подхода и оце­ночного характера при исследовании;

  • философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.

Предназначение новой философии — разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бэкона, их индуктивные умозаключения Конт считал слишком умо­зрительными. Конт сформулировал два взаимосвязанных закона: 1) «Закон трех стадий развития ума»; 2) «Закон классификации наук».

В первом законе ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления, сравнимые с человеком, на второй — апеллирует к абстрактным сущностям, на третьей — наблюдает за фе­номенами, устанавливая между ними регулятивные связи. Закон классификации наук выражает необходимость распределе­ния их по степени сложности.

1. Аналитические — изучающие явления в неорганической приро­де (физика, неорганическая химия).

2. Синтетические — объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология).

3. Социология — призвана изучать социальные законы.

Философия Конта лишь заложила основы позитивизма, продолжате­лем его идей стали английские философы Д. Стюарт Миль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).

Итак, субъективно-идеалистическое направление философии в XIX в. было продолжено двумя школами философии – это феноменология и позитивизм. Предназначение школы феноменологии - не покидая исходных позиций субъективного идеализма, в то же время внести в них известный момент объективизма.

Предназначение позитивизма — разработка методологии наук и поиск связей между ними. Одна из заслуг позитивистской методологии — выяснение смысла научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами дея­тельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной Деятельности в самой философии. Методология позитивизма оказа­ла сильное влияние на развитие социальных исследований.