Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть4 ГЛАВА IX,X.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Ситуационные переменные, влияющие на групповое поведение

В многочисленных исследованиях был определен ряд ситуационных переменных, позволяющих более адекватно объяснять и прогнозиро­вать групповое поведение.

Среди этих характеристик — личностные особенности членов груп­пы, размер группы и степень ее однородности.

Личностные особенности членов группы. Взаимосвязь между черта­ми личности и групповым поведением была предметом многих исследо­ваний. Основной вывод этих исследований состоит в том, что черты личности, имеющие положительное значение в контексте данной культуры, положительно коррелируют с групповой эффективностью, моральным климатом и сплоченностью. К этим чертам относятся общительность, уверенность в себе и независимость.

Напротив, отрицательно оцениваемые характеристики типа авторитарности, доминантности и отсутствия гибкости негативно влияют на групповые процессы. Можно ли утверждать, что личностные характе­ристики одного из членов группы могут быть предиктором ее поведе­ния? Не рассматривая в данный момент проблему лидерства, организа­ционная психология дает на этот вопрос отрицательный ответ. Эффект характеристик отдельной личности невелик, однако сумма схожих ха­рактеристик является едва ли не решающим фактором групповой дея­тельности.

Размер группы. Размер группы является важной детерминантой груп­пового поведения. Так, например, исследования показывают, что ма­лые группы способны более быстро выполнять задачи, чем большие. Однако, если перед группой стоит проблемная ситуация, большие груп­пы справляются с ней лучше.

Говорить о конкретных цифрах, определяющих размер группы, до­вольно сложно, однако некоторые параметры отметить можно. Большие группы численностью от 12 и более человек являются оптимальными для выполнения комплексных сложных задач. Так, если задачей группы является поиск информации, большая группа будет значительно эффек­тивней. С другой стороны, группы с меньшим составом более эффектив­ны в задачах по преобразованию информации или обработке докумен­тов на входе. Для выполнения оперативных задач наиболее эффективны группы, состоящие примерно из 7 человек.

Исследования показывают, что увеличение размера группы не ведет к пропорциональному увеличению ее продуктивности. В этой главе уже рассматривался широко распространенный, но, увы, ошибочный стереотип о том, что «чувство локтя» увеличивает индивидуальный потенциал каждого члена группы. Однако в реальности чаще всего сталкиваются не с приростом индивидуальной эффективности в группе, а с ее поте­рей. Иными словами, наблюдается феномен так называемого группово­го лодыря.

Попробуем еще раз разобраться в том, что же лежит в основе этого феномена. Возможно, он связан с неуверенностью члена группы, что остальные полностью выкладываются. Если индивид считает, что ос­тальные члены группы – лодыри и «не дорабатывают», то он может вполне обоснованно умерить свое рвение, восстановив таким образом нарушенную, по его мнению, справедливость.

Другим объяснением может быть размытость ответственности. Так как результаты групповой деятельности не могут быть приписаны от­дельному члену группы, взаимосвязь между индивидуальным резуль­татом и результатом группы не очевидна. В таких ситуациях у индивида появляется искушение «проехаться» за чужой счет.

Таким образом, для организации эффективной групповой работы, а также поддержания морального климата в группе должны быть обеспе­чены средства идентификации усилий каждого члена группы. Если этого не сделать, продуктивности группы и удовлетворенности трудом может быть нанесен большой ущерб.

Исследования влияния размера группы привели также и к другим выводам:

1.Группы с нечетным количеством членов предпочтительнее, чем группы с честным количеством.

2.Группы из 5 или 7 человек наиболее полно сочетают в себе пре­имущества малой и большой групп. Нечетное количество членов сни­жает вероятность дробления группы на диады. Группа из 5–7 человек достаточно велика, чтобы сформировать устойчивое большинство, обладать разнообразными навыками и, в то же время, достаточно ком­пактна, чтобы избежать негативных факторов, характерных для боль­ших групп: доминирование нескольких членов, образование подгрупп, игнорирование участия отдельных членов, чрезмерные временные зат­раты на принятие решений.

Неоднородность группы. Выполнение большинства групповых за­дач требует разнообразных знаний и навыков. Очевидно, что неодно­родные группы, которые состоят из непохожих индивидов, обладающих различными способностями, навыками и знаниями, наиболее полно удовлетворяют этому требованию. Исследования также подтверждают этот вывод.

Если группа неоднородна с точки зрения личностных особенностей членов, знаний, способностей и навыков, то с большей вероятностью можно прогнозировать, что она выполнит любую задачу. И хотя такая группа, как правило, более конфликтна, практика свидетельству­ет, что она способна действовать более эффективно, чем однородная группа.

Одно из направлений исследований однородности групп связано с так называемой групповой демографией, изучающей степень сходства определенных демографических характеристик (возраст, пол, образо­вательный уровень, продолжительность членства в организации и т.д.) и их влияние на некоторые организационные переменные, например, текучесть кадров.

Группы и организации состоят из когорт, то есть индивидов, облада­ющих общими характеристиками, например, каждый из членов группы, родившийся в 1970 году – ровесник другого представителя данной когорты. Исследователи вправе считать, что эти индивиды обладают общим опытом: например, годы их вступления в жизнь после оконча­ния школы совпали с началом перестройки и коренных изменений в об­ществе, и это должно было неизбежно отложить общий отпечаток на их психологию и поведение.

Известен трагический факт нашей истории: мужчины, родившиеся в 1922–1924 годах, почти все погибли во время Великой отечественной войны. Групповая демография предполагает, что такие характеристики, как возраст или время вступления в организацию, позволяют прогнозировать организационное поведение людей. Так, частая смена места работы в большей степени характерна для тех, кто не вписывается в преобладающую когорту.

Обладая другим жизненным опытом, эти люди чаще сталкиваются с конфликтами, и их членство в группе оказывается затруднительным. Исследования показывают, что те подразделения организаций или от­дельные рабочие группы, в которых преобладают представители одной возрастной когорты, характеризуются минимальной текучестью, а если она и происходит, то обычно касается людей других когорт, не вписавшихся в данную группу.

Люди, которые одновременно пришли в организацию, с большей ве­роятностью ассоциируются друг с другом, имеют схожие взгляды на пер­спективы группы или организации и, соответственно, большие шансы оставаться в организации в течение длительного времени.

Таким образом, состав группы может быть важным предиктором ее поведения. И если индивидуальные различия не столь очевидны, то раз­личия между когортами могут значительно определять эффективность группы.