Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
горшенин.DOC
Скачиваний:
9
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
567.3 Кб
Скачать

Соблюдение режимных требований как критерий исправления осужденного

Для достижения цели исправления при исполнении видов наказания, главным образом срочных, к осужденным применяются средства исправления, к которым относятся установленный порядок исполнения/отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воз­действие.

Одним из критериев исправления осужденного является его примерное поведение, выражающееся в соблюдении режимных требований.

Режим исполнения/отбывания наказания можно охарактеризовать как урегу­лированный законом порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, исполнение возложен­ных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, раздельное со­держание разных категорий осужденных, а также изменение условий отбывания на­казания. Как отмечает Т.Ф. Минязева, режим – это «установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок жизни, быта, труда, учебы и отдыха осужденных, отражающий степень строгости их содержания в исправительных учреждениях раз­личных видов, средство обеспечения исполнения наказания и поддержания дисциплины в исправительных учреждениях».

С одной стороны, в режиме, как порядке исполнения и отбывания лишения свободы, сосредоточен весь комплекс правоограничений и лишений, свойственный данному виду наказания (степень изоляции лица от общества, постоянный надзор, ограничения в свиданиях, посылках), и в этом смысле он выполняет карательную функцию в отношении осужденного. С другой стороны, режим выполняет и воспитательную функцию, приучая осужден­ных к дисциплине3, организованности и порядку, создавая тем самым необходимые условия для применения других средств исправления. Таким образом, режим является одновременно и средством, и фактором, способствующим успешной реали­зации других средств исправления. Последнее положение закреп­лено в ч. 3 ст. 82 УИК РФ, где отмечено, что режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

Режим по своей сущности многофункционален, поэтому в содержание исправительного воздействия, по мнению В.И. Селиверстова и И.В. Шмарова, могут быть включены только те его элементы, которые не выражают кару. В данном суждении, видимо, происходит некоторая подмена понятий. Если исправительный процесс не содержит кары, это не означает, что кара сама по себе не может исправлять. Иначе под сомнение следует поставить целесообразность закрепления в УК РФ в качестве вида наказания ареста, при применении которого цель исправления осужденного достигается в большей мере за счет карательных элементов нежели воспитательных. Следовательно, позицию законодателя в части отнесения режима к средствам исправления без четкого разграничения входящих в его содержание карательных и воспитательных элементов следует признать верной.

О состоянии режима в воспитательной колонии, как и в любом другом испра­вительном учреждении, можно судить прежде всего на основе анализа поведения осужденного во время отбывания наказания. В свою очередь, поведение осужденно­го во время отбывания наказания оценивается путем изучения данных о применении поощрений и взысканий.

Применяемые к несовершеннолетним меры поощрения и взыскания в соот­ветствии с п. 10.2 Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юсти­ции РФ, утвержденные приказом Минюста РФ от 29 июля 2002 г., оформ­ляются постановлением или приказом начальника (лица, его замещающего) воспи­тательной колонии и приобщается к личному делу осужденного.

Данные о количестве взысканий и поощрений у осужденных, освобожденных впоследствии условно-досрочно, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение условно-досрочно освобожденных в зависимости

от количества поощрений и взысканий, полученных в период

отбывания наказания (%)

Вид дисциплинарной практики

Количество поощрений и взысканий

Не имеют

Одно

Два

Три

От 4 до 5

От 6 до 7

Свыше 7

Поощрения

29,7

36,3

19,4

8,1

5,1

1,2

0,2

Взыскания

34,6

43,7

18,2

3,4

0,1

Из приведенной таблицы видно, что примерно у трети осужденных не было ни од­ного поощрения (29,7%). Подавляющее же большин­ство осужденных (36,3%) имели по одному поощрению. Почти вдвое ниже показа­тели осужденных, у которых по два поощрения (19,4%)4.

В этой связи следует согласиться с мнением П.М. Малина, что прак­тика применения условно-досрочного освобождения к осужденным, имеющим всего по одному поощрению, а тем более вообще не имеющим их, не может не вызывать сомнений. Действи­тельно, если осужденный во время отбывания наказания активно участвовал в рабо­те самодеятельных организаций, добросовестно относился к обучению и труду, он с неизбежностью должен иметь около двух-трех поощрений. При освобождении же таких осужденных условно-досрочно необходимо констатировать, что дан­ная мера применяется к лицам, вывод о начавшемся процессе исправления которых сделать весьма затруднительно.

Отсутствие поощрений у лиц, освобожденных впоследствии ус­ловно-досрочно, равно как и высокий процент несовершеннолетних, имеющих по одному поощрению, видимо, можно частично объяснить возможностью поощрения осужденных не в письменной, а в устной форме. Согласно п. 10.2 Правил внутрен­него распорядка воспитательных колоний поощрения и взыскания, объявленные устно, в статистической отчетности не отражаются, однако учитываются в дневни­ках индивидуальной воспитательной работы с осужденными и принимаются во внимание при определении степени их исправления5.

В ходе исследования установлено, что более трети осужденных во время отбы­вания наказания вообще не имели взысканий (34,6%). У большинства осужденных (61,9%) было по одному-два взыскания. Невелика доля лиц, которым назначено от трех до пяти взысканий (3,5%).

Некоторые ученые категорически отвергают возмож­ность применения условно-досрочного освобождения к лицам, ранее подвергавшимся взысканиям. Однако указан­ная точка зрения не имеет в своей основе веских оснований. Во-первых, как отмечает Л.В. Иногамова, исправление осужденных происходит нелегко; от асоциальных ус­тановок и взглядов избавляются они не сразу. Поэтому нередко, особенно в начале отбывания наказания, осужденные допускают нарушения правил режима. Во-вторых, среди применявшихся к осужденным мер дисциплинарного воздействия преобладает взыскание в виде выговора (73,1%), которое, как правило, не назначается за серьезные нарушения порядка и условий отбывания наказания. В-третьих, значительное количество взысканий снимается досрочно (по нашим данным в 27,4% случаев), что, в свою очередь, свидетельствует о начавшихся положительных изменениях в поведении осужденных.

Вместе с тем необходимо отметить, что имеет место условно-досроч-ное освобождение лиц с неснятыми взысканиями. Однако доля таких лиц не­велика (0,3%). Судам, на наш взгляд, следует более взвешенно подходить к решению вопроса о досрочном освобождении под условием указанной категории осужденных.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]