Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
250246_9FE46_kultygin_v_p_klassicheskaya_sociol...rtf
Скачиваний:
49
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
7.35 Mб
Скачать

Социогеография

У географического направления в немецкой социологии имелись весьма авторитетные предшественники. Речь идет прежде всего о ве­ликом географе и естествоиспытателе, Почетном члене Петербург­ской академии наук Александре Гумбольдте (Humboldt) (14 сентября 1769 г. - 6 мая 1859 г.), а также о другом выдающемся географе, так­же Почетном члене Петербургской академии наук, создателе антро-погеографии Карле Риттере (Retter) (7 августа 1779 г. - 28 сентября 1859 г.). Заложенные ими принципы включают идеи взаимодействия природы и культуры, взаимозависимости всех элементов, формирую­щих исторически конкретный регион.

Земля представлялась им отдельным организмом, состоящим из внутренне связанных интегрированных регионов. Методологией подхо­да служил философский органицизм немецких романтиков "бури и на­тиска", вера в мировой порядок, объединяющий полярные отношения в высшем синтезе.

Ключевой фигурой для будущей социогеографии был К. Риттер. По Риттеру, география должна объяснить, как человек влияет на оби­таемое пространство, как сам он "воспитывается" и "образовывается", трудясь в благоприятных или же сложных условиях.

В центре его внимания - периоды максимального культурного рас­цвета каждого региона, ибо тогда достигается высшая степень гармо­нии между природой и культурой.

128

В работах Риттера органически соединились проблемы географии и социологии. После него четко обозначилась тенденция разделять гео­графию на две области; физическую и социальную или антропогеогра-фию, из которой в разных странах на разных этапах выделялись эконо­мическая, политическая, историческая, культурная и статистическая географии.

Самым крупным представителем географического направления в немецкой социологии рубежа веков несомненно был Ф. Ратцель, не­мецкий географ, зоолог и социолог.

Фридрих Ратцель (Ratzel) (30 августа 1844 г. - 9 августа 1904 г.) вслед за Риттером называл свою социальную концепцию антропогео-графией. Главный его вклад - пионерная интеграция методов и понятий биологии, этнографии и географии.

Он начинал профессиональную жизнь учеником аптекаря, но в 21 год серьезно увлекся изучением естественных наук, особенно зооло­гии. После учебы в нескольких немецких университетах Ратцель защи­тил докторскую диссертацию в Гейдельберге в 1868 г. Через год он опубликовал свою первую книгу об органическом мире.

В эти же годы он путешествовал по Южной Франции и начал серию "Зоологических писем из средиземноморского региона", публиковав­шихся в "Kolnische Zeitung"'. Успех этих статей привел к тому, что он становится разъездным корреспондентом этой газеты. В таком качест­ве он объехал Восточную и Южную Европу. Его журналистская рабо­та была прервана франко-прусской войной - он вступил добровольцем в пехоту. После войны он учился у натуралиста-этнографа Морица Ваг­нера в Мюнхене, а с 1879 г. возобновил свою работу в "Кельнише Цай-тунг", посетив Южную Европу, США, Мексику и Кубу. Результатом по­ездок стала серия очерков и монография о китайской эмиграции (1876 г.). Он становится лектором, а затем и профессором (1876 г.) Технической высшей школы в Мюнхене, а в 1886 г. приглашается профессором в Лейпцигский университет, где и работает до конца своих дней.

Всего он опубликовал 25 монографий и 518 менее крупных работ. Его двухтомник о США (1878-1880 гг.) стал образцом подобного рода работ для авторов XX века. Однако его высокая научная репутация сло­жилась не столько благодаря региональным работам, сколько в резуль­тате разработки им фундаментальных проблем и целостной системы социогеографии или человеческой географии в таких его книгах, как "Антропогеография" (1882-1891), "Политическая география" (1897) и "История человечества" (1885-1888).

Его концепция вызвала много споров, в частности, критике подвер­гался тезис о прямой каузальной связи между характером природной среды и деятельностью человека. Однако энвиронментализм Ратцеля измерялся исторической перспективой и он утверждал связь между че­ловеком и местностью с некоторыми оговорками.

Гораздо более термин "энвиронменталист" подходит к работам Эл­лен Семпл, учившейся у Ратцеля в 90-х годах и опубликовавшей в 1911 г. фундаментальную работу "Влияние географической среды или Осно­вы системы антропогеографии Ратцеля".

5. В.П. Култыгин

129

В о втором томе своей "Антропогеографии" Ратцель дает анализ распределения и движения народов и культур как интерпретацию изме­няющегося характера обитаемого мира. Особый упор при этом он делает на процессах диффузии и миграции как основе развития культу­ры. Он стал одним из создателей диффузионизма - направления в со­циологии и этнологии, предполагающего в качестве основы социально­го развития процессы заимствования и распространения культуры.

Рождение диффузионизма в начале XX века явилось реакцией на крайности эволюционизма, представляющего общественное развитие как преимущественно внутренний, упорядоченный по стадиям рост и кумулятивное усложнение первоначальной структуры, в котором внешние факторы играют второстепенную роль. В диффузионизме же центральной становится проблема культурных нововведений как ре­зультата действия внешних факторов. Особое значение при этом при­обретают каналы диффузии, по которым передаются эти влияния и с помощью которых они внедряются в данную социокультурную общ­ность. Главными объектами анализа диффузионизма стали война, тор­говля, колонизация, при этом на второй план отошли внутренние фак­торы, такие, как социальная дифференциация, классовый конфликт.

В своих работах Ратцель обосновывал, что при перемене географи­ческой среды изменяются расовые принципы этноса, а язык подверга­ется изменениям значительно меньше. Современные данные свидетель­ствуют, однако, что мнение Ратцеля о том, что изменение географиче­ской среды не влияет на материальную культуру, является неверным.

Ратцель пришел к выводу, что предметы материальной культуры распространяются только человеком. Часть из них заимствуется доста­точно быстро - наркотики, одежда, украшения и т.п., другие же - очень медленно. На этом основано его заключение о том, что присутствие в культуре медленно распространяющихся предметов свидетельствует о вхождении представителей этноса - их носителя в состав обладателей данной культуры. Согласно Ратцелю, переселение, обмен, завоевания способствуют культурным влияниям.

Хотя он и не ввел термин "этногенез", но фактически впервые в об­ществоведении проанализировал этногенез разных народов, сделав при этом интересные, содержательные выводы [Anthropogeographie. Stuttgart, 1882-1891 Bd. 1-2.; Politische Geographic Munchen, 1887; Наро­доведение. СПб., 1900-1901 Т. 1-2.; Земля и жизнь. СПб., 1903-1906 Т. 1-2.].

Ряд исследователей указывают, что в "Политической географии" и последующих работах Ратцель фетишизировал влияние природно-геогра-фической среды на государственную политику, обращая недостаточное внимание на социально-экономические условия [Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. М.: Наука, 1986. С. 310].

Ратцель сформулировал семь законов "пространственного роста государств", уверяя, что для увеличения народонаселения необходимо расширение территории, а улучшение географического положения яв­ляется высшим призванием народа - отсюда оправдание колониальной политики Германии. Хотя некоторые из этих идей были впоследствии

130

взяты на вооружение основателем немецкой геополитики К. Хаусхофе-ром, певцами необходимости расширения жизненного пространства Э. Обетом, О. Мауллем и другими, считать самого Ратцеля, высоко оце­нивающего вклад разных народов в развитие мировой культуры, шови­нистом или расистом нет никаких оснований.

Споры вызвала также и его биологическая аналогия в интерпрета­ции экспансии или сокращения государств, данная в "Политической географии". Ратцель подчеркивает значение пространства (Raum) и ме­стоположения (Lage) как базовых элементов в существовании госу­дарств и предполагает, что эти элементы являются ключевыми для ес­тественных процессов развития и упадка государств. Государства функ­ционируют подобно организмам и их нельзя удержать в рамках жестких границ. Выживание нации или культуры связано с их способностью к экспансии.

Биолог по образованию, Ратцель стремился объединить методы и понятия биологии, этнографии и этнологии в соответствии с идеологи­ей натурализма. Он считал, что антропогеография должна быть частью общей биогеографии и должна использовать обычные, экономические и эволюционные понятия при изучении политического и экономиче­ского развития.

В своей "Политической географии" (1897) Ратцель объединил науч­ное описание различий культур в соответствии с характеристиками гео­графического образования с биологизированными рассуждениями, осо­бенно при объяснении ареальной экспансии или контракции государств. Он ошибочно видел прямые каузальные связи между характеристиками природной среды и человеческой практики. Ратцель разделял последст­вия влияния среды на статические (зафиксированные в основном в посто­янных биопсихологических свойствах индивида) и динамические (меняю­щиеся исторические результаты социополитической организации).

Прямое влияние географических факторов, действующих тысяче­летиями, особенно климата и пространственной ситуации, выражено в соматических и психических различиях между группами людей, живу­щих на различных территориях.

Горы и пространственная изоляция, например, развивают в людях традиционализм и узкий национализм, равнины и моря развивают нос­тальгию по пространству, дух эмансипации и смелой инициативы. Есте­ственные границы - моря и горы способствуют развитию изолирован­ных социальных групп с неразвитой политической властью, а равнины способствуют централизации и сильной власти для защиты от набегов кочевников, а впоследствии превращению социума в социально силь­ную и культурно-интегрированную государственную организацию. Те же законы управляют распространением языков и культуры.

Государства функционируют как живые организмы, подвержены росту и упадку, не могут быть привязаны к жестким границам. Необ­ходимые факторы подъема государств - это границы (Grenze), про­странство и местоположение. Выживание наций и культур связано с их способностью к экспансии и улучшению своего географического положения.

5*

131

В о времена Третьего рейха Хаусхофер и представители его геопо­литической школы сделали эту идею частью политической идеологии, а доктрина жизненного пространства (Lebensraum) стала псевдонауч­ным оправданием национальной экспансии. Однако следует подчерк­нуть, что сам Ратцель не занимался политикой. Будучи натуралистом-естествоиспытателем, он просто стремился применить экологические и эволюционные понятия к анализу экономических и политических про­цессов. Понятие же "лебенсраум" впервые использовал в 1916 г. швед­ский политолог Кьеллен в работе "Государство как форма жизни". [Kjellen R. Der Staat als Lebensform. B.,1916].

В "Истории человечества" Ратцель дал цельную картину жизни примитивных народов (Naturvolker) земного шара, богато иллюстриро­ванную фактическим материалом, показывающим природную среду, расовые особенности, социальную организацию, религии и материаль­ную культуру каждой из описываемых групп. Неразвитость примитив­ных народов объясняется, главным образом, социальными, технологи­ческими факторами и лишь изредка обстоятельствами природной сре­ды или расовой принадлежностью.

Главной идеей его теории, по утверждению его последователей, была концепция человечества как целого, ограничение энвиронмента-лизма исторической перспективой, требование перевода-конверсии пространства во временные отношения, умаление значимости очевид­ных миграций в пользу медленной, постепенной инфильтрации, посту­лирование особой роли маргинальных народов. [Lowie R.H. The history of anthropological theory. N.Y., 1937. P. 127].

Непосредственно сам термин "социогеография" был предложен в 1913 г. голландским социологом и этнологом Рудольфом Себальдом Штейнмецем (Steinmetz) (6 декабря 1862 г. - 5 декабря 1940 г.), профес­сором Лейденского, а затем Амстердамского университетов, в его рабо­те "Социография в свете науки о духе". Эта работа, как и большинство публикаций Штейнмеца, была опубликована на немецком языке. Ос­новная социологическая проблематика Штейнмеца, пользовавшегося значительной известностью в Германии, - разработка учения об отли­чительных особенностях государства. В этой области он сотрудничал с немецкими социологами Теннисом и Эрбином.

Социографию Штейнмец определял как социологическую дисцип­лину, анализирующую географический аспект социальной жизни раз­личных общественных групп. В ее предмет входят территориальная дифференциация, пространственное распространение этих групп, влия­ние деятельности человека на окружающую среду. С помощью социо-географии Штейнмец надеялся получить полное описание жизни кон­кретного народа той или иной эпохи.

Перейдя в столичный университет, он создал на его базе Амстер­дамскую социологическую школу. Школа эта, отвергая плоский гео­графический детерминизм, сосредоточила основное внимание на изуче­нии связей между социологией и географией, сформулировав в качест­ве своего предмета географический контекст жизнедеятельности соци­альных групп.

132

Политическое же развитие и приложение идей, заложенных Ратце-лем, было осуществлено немецкой школой геополитики, общепризнан­ным лидером которой был К. Хаусхофер. Карл Хаусхофер (Haushofer) (27 августа 1869 г. - 13 марта 1946 г.) в течение многих лет был профес­сором географии Мюнхенского университета, специализируясь на со­циальной географии Южной и Восточной Азии, особенно Японии. Он стал теоретиком, идеологом и стратегом гитлеровской экспансии, ис­пользовав выводы расово-антропологической школы и биологические аналогии в сфере политической идеологии. Агрессию "третьего рейха" он обосновал нехваткой у Германии жизненного пространства, неесте­ственностью ее политических границ. Немецкие геополитики издавали свой журнал "Zeitschrift fur Geopolitik", который прекратил свое сущест­вование после разгрома фашизма и самоубийства главного редактора журнала Хаусхофера уже в генеральском чине.

Весьма примечательно, однако, что в последние недели Второй ми­ровой войны американские спецслужбы занимались на территории Германии поиском ведущих немецких геополитиков с той же настойчи­востью, с которой они искали и привлекали к своим проектам физиков, работавших в области ракетостроения и атомного оружия. Вскоре не­которые из них оказались в исследовательских центрах США.

С начала 50-х годов XX века немецкая социогеография в целом и геополитика в частности, возрождаются, правда, в значительно моди­фицированном варианте. С 1951 г. в ФРГ вновь стал выходить "Журнал геополитики". Послевоенные геополитические исследования делают упор на комплексный междисциплинарный подход с использованием этнических, психологических, социально-географических методик. Современные преемники географической школы социологии в контек­сте комплексного социального подхода сегодня занимают видные пози­ции в таких отраслях социологического знания, как социология полити­ки, социология международных отношений.

Следует отметить, в частности, что стратегию и тактику присоеди­нения к ФРГ "восточных территорий" усиленно разрабатывали в 70-80-х годах прежде всего именно представители геополитики и социо-географии. В целом же проблематика современной социогеографии включает анализ социального пространства, отношений населения с территорией, зависимости социальной жизни от природного окруже­ния, влияния освоения природы на развитие внутриобщинных и межоб­щинных связей, изучение экологических проблем, роли пространствен­но-географических компонентов, другие вопросы.