Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gotovnost.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
164.86 Кб
Скачать

13. Диагностика уровня развития знаковой функции.

Специфика человеческой психики определяется способностью замещать одни объекты другими и решать различные задачи, действуя замещающими объектами, т. е. символами или знаками. Эта способность лежит в основе овладения духовной культурой, которая представляет собой отражение практической деятельности человечества в знаково-символической (идеальной) форме (Э. В. Ильенков, 1984). Поэтому не удивительно, что развитию символической функции сознания в психологии уделяется чрезвычайно большое внимание. Разработанная Л. С. Выготским культурно-историческая теория отводит знаку решающую роль в становлении человеческой психики. Знаково-символическое опосредование рассматривается как универсальный механизм, обеспечивающий осознанность и произвольность психических функций. Применение знака (психологического средства) позволяет ребенку овладеть собственным поведением.

Сначала знак используется для управления другим человеком, затем — самим собой.

Каждый возрастной период наряду с применяемыми психологическими средствами характеризуется также специфичной формой их использования. Непреднамеренное, неосознанное употребление знаков и символов наблюдается уже в раннем возрасте (в частности, в эгоцентрической речи и символической игре). Совершенно новый этап в развитии символической функции наступает с переходом к их сознательному, произвольному употреблению.

При неосознанном использовании средств замещение не становится для ребенка отдельной целью. Сознательное их применение требует разделения единого целостного действия на два взаимосвязанных. Цель первого — замещение определенных объектов символами, второго — использование символов для решения задачи. Разделение предполагает некоторую децентрацию, внутреннее раздвоение ребенка на управляющего (переводящего задачу в знаково-символическую форму) и управляемого (действующего в соответствии с этой новой формой). На предшествующем этапе развития символической функции подобное раздвоение было не внутренним, а внешним, реальным: ребенок с помощью знака (символа) управлял поведением другого человека (с помощью указательного жеста побуждал мать дать ему желаемую игрушку).

Степень произвольности употребления психологических средств может быть различной. Так, ребенок, сознавая факт использования знака, часто не понимает того, как именно он им пользуется. Более высокий уровень осознанности характеризуется выделением и принятием социально заданного способа употребления знаков и символов (к таким способам относятся, в частности, нормы построения предложения, правила оперирования математическими символами). В результате возникает двойное опосредование: не только отношение ребенка к цели действия опосредуется знаками или символами, но и его восприятие самих знаков и символов диктуется заданной нормой их использования.

Использование символа в регуляции собственных психических процессов

Задача нашего исследования состояла в сравнительном изучении специфики использования символических средств 6- и 7-летними детьми. Прежде всего нас интересовало: доступно ли и в какой степени детям 6 лет намеренное, произвольное использование символа в качестве психологического средства. Иначе говоря, способны ли дети этого возраста строить систему из двух взаимосвязанных действий, первое из которых направлено на замещение объектов символами, второе — на их применение для достижении окончательной цели (которая, разумеется, должна иметься в виду уже при осуществлении первого действия). Второй вопрос касался сознательного принятия заданного способа употребления символов, т. е. возможностей двойного опосредования.

Исследование проводилось на материале опосредованного запоминания одной из классических моделей для изучения уровни развития символической функции. За основу взяли методику «Пиктограмма», разработанную в 20-е гг. А. Р. Лурия (1980). Исследование включало 4 серии экспериментов.

I серия. Изучение непосредственного запоминания по методике «Запоминание 10 слов». Испытуемому зачитывается список из 10 не связанных между собой по смыслу слов, которые он должен запомнить. 3 минуты спустя испытуемого просят воспроизвести эти слова. Показатель продуктивности запоминания — число воспроизведенных слов.

II серия. Изучение опосредованного запоминания по методике «Пиктограмма». Испытуемому предлагается запомнить ряд слов и словосочетаний: веселый праздник, вкусный ужин, болезнь, разлука, тяжелая работа, обман, учение, опасность, трудный вопрос, полет. К каждому из них ребенка просят сделать рисунок, который потом напомнит ему слово (словосочетание). Через 3 минуты после окончания рисунка к последнему слову проверялось воспроизведение (лист с рисунками лежал при этом перед испытуемым).

III серия. Модифицированный вариант методики «Пиктограмма». Проводится после II серии и предваряется следующей инструкцией:

Сейчас я тебе продиктую еще несколько слов, чтобы ты их запомнил. И опять, чтобы тебе было легче вспомнить, ты должен к каждому слову нарисовать что-то, что напомнило бы тебе это слово. Но давай договоримся: само это слово, сам этот предмет ты рисовать не будешь. Ты будешь рисовать что-то другое, что только напоминает тебе это слово.

При необходимости инструкция повторялась несколько раз пока ребенок ее не усваивал. Затем экспериментатор зачитывал слова для запоминания: ягоды, палка, книга, птица, глаза. Во время диктовки слов и выполнения ребенком рисунков правило (не изображать называемые предметы) уже не повторялось.

IV серия. «Рисунок для другого».  То же самое, только для другого ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]