Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личност....doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
422.4 Кб
Скачать

Психологические исследования жизненных смыслов и целей

Поскольку диагностика жизненных целей как жизненных смыслов не является предметом нашего исследования, приводятся обобщенные данные, демонстрирующие возможные подходы к решению данной проблемы в будущем. (Этой проблеме уделяется столь большое внимание, по сравнению с остальными феноменами самосознания, поскольку она представляется одной из самых важных многим исследователям. Так, И.А. Джидарьян говорит о том, что есть убедительные основания говорить о том, что потребность смысла жизни являются одними из тех наиболее ярких и глубоко укорененных черт русского народа (составляющих во многом стержень и своеобразие его культуры1. Хотя К. Обуховский2 считает, что понимание смысла своей жизни является необходимым условием нормального функционирования личности в любом обществе – это атрибут самосознания, с вероятными социально-культурными различиями.)

В России среди эмпирических исследований можно особенно выделить работы Н.Ф. Наумовой. Она отмечает рост таких ориентиров (выделенных в эмпирическом исследовании, а не «идеальных»), как «потребительский эгалитаризм», «цивилизованная предприимчивость, «властолюбивая достижительность». Важно и то, что Н.Ф Наумова3, прослеживая динамику ценностей, делает вывод, что «выбор определенности» – обратимый шаг, если человек не выбирает своей жизненной целью «противоположное» – чуждые ему ценности.

Однако, в сходном исследовании Н.Н. Толстых и И.Г. Дубова4 в качестве основных блоков важнейших жизненных целей, существующих в массовом сознании, выделились желание «расти над собой», развиваясь интеллектуально, нравственно и эстетически, желание стать, в итоге, сильным и независимым, желание принести пользу обществу, желание избежать на этом пути ошибок и желание добиться успеха, желание, чтобы этот успех был оценен окружающими, желание испытать настоящую дружбу, желание удовлетворить свои сексуальные потребности и, отдельно от этого, желание создать семью, а также желание вырастить в этой семье детей, желание понять, во имя чего и зачем все это делается, желание прожить, поняв это, полную смысла жизнь, обеспеченную - и это еще одно желание - здоровьем и достатком. Кроме того, наряду с целым комплексом целей, связанных с реализацией всевозможных видов межличностного общения, выделяется независимое желание побыть в одиночестве и отдохнуть от жизненных бурь и тревог. Как видим, понимание смысла жизни – также может быть смыслом жизни.

Здесь следует отметить, что несхожие результаты часто обусловлены различным методическим обеспечением, и трактовать видимое различие данных как динамику общественного сознания неправомерно.

С другой стороны, констатация «ведущих»целей или смыслов жизни – только одна сторона проблемы. В ряде случаев поднимается вопрос о том, насколько они действительно выполняют свою функцию – удовлетворять потребность в смысле жизни. Проще говоря, может ли, допустим, коллекционирование или стремление к власти наполнять жизнь человека субъективным смыслом? Иногда, конечно, да. Но в целом клинические наблюдения и эмпирические исследования показывают, что при постановке определенных жизненных целей удовлетворенность жизнью может быть ниже, чем при других.

Так, К. Обуховский5 говорит об «ошибках смысла жизни», которые могут заключаться в «пели слишком близкой дистанции», «слишком дальней», «слишком конкретной» и т.д. И.А. Джидарьян1 показывает связь удовлетворенности жизнью со стратегией «дистанцирования», которая выражает как бы «уход» от проблем и трудностей. С одной стороны, счастливые и удовлетворенные жизнью люди действительно не «зацикливаются» на своих проблемах, не дают неприятностям и трудным обстоятельствам жизни «поглотить» себя, стараются держаться от них на определенном «расстоянии» и т.д. Хотя эта стратегия характерна не вообще для счастливых людей, а прежде всего для тех из них, кто ориентирован на гедонистический тип счастья. Еще две стратегии — «изменение себя, пересмотр жизненных позиций» и «проблемно-решающая», — обнаруживают значимые связи с чувством счастья.