Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_belousova.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
18.04.2019
Размер:
117.69 Кб
Скачать

Вопрос 33 Объяснение в науках о психике

Психологические объяснения и интерпретации по своим социальным характеристикам близки к психологическим обобщениям, отличаясь от них своей когнитивной направленностью – не на фиксацию связи явлений, а на ее объяснение. Поскольку объяснение является одной из основных функций науки (Никитин, 1970), а сами ученые, как было продемонстрировано выше, часто признаются, что поиск объяснений приобретает в их деятельности почти параноидальный характер, объяснения и интерпретации тоже составляют значительную часть психологического знания. К ним располагают также неписаные традиции научного исследования и оформления научных текстов: установив некоторую связь или выявив некий феномен, ученый, как правило, стремится их объяснить, и этот вид психологического знания обычно органически дополняет то «констатирующее» знание, к которому объяснения прилагаются.

Основные виды психологических объяснений, в общем, те же, что и в других науках: объяснение через подведение под общий закон, объяснение через сведение к теории, объяснение через указание влияющих на объясняемое событие факторов и предшествовавших ему событий, и т. д. (см.: Никитин, 1970). Вместе с тем, констатации специфики объяснений в социогуманитарных науках в сравнении с науками естественными (Вригдт, 1986; Harre, 1960; и др.) распространимы и на психологию. В частности, объяснение, подчиненное целям понимания, здесь играет не меньшую роль, чем объяснение путем включения объясняемых феноменов в некоторую устоявшуюся систему знания, а перечисление влияющих на эти феномены факторов куда более распространено, чем объяснение путем подведения под общие законы.

Принято считать, что одним из главных недостатков психологии является принципиальная множественность объяснений и интерпретаций любого психологического феномена. Этот недостаток нередко выдается за “родовой дефект” всех социогуманитарных наук, отличающий их от наук естественных и технических, где любое явление, якобы, получает строго однозначную трактовку. Однако подобное представление основано на сильном смещении “точки отсчета” - большом искажении образа точных наук. Как отмечает Р. Рорти, обобщая опыт именно этих наук, любое явление может быть объяснено различными способами, и то, что выбирается в качестве объяснения, не предопределено объективным опытом и не задается некими универсальными правилами познания, а зависит от нас (Rorty, 1982). Мы, конечно, не полностью свободны в выборе способов объяснения, связаны некоторыми традициями, общими критериями рациональности и т. д.

Вопрос 34 понимание как метод наук о психике

Научное познание, будучи объяснением изучаемого наукой мира, имеет и еще одну важную сторону - его понимание, субъектом которого могут выступать и отдельный ученый (индивидуальное понимание), и научное сообщество (коллективное понимание). Эта сторона объяснения особенно существенна для гумантитарных дисциплин, которые, как бы они ни старались походить на точные науки, все же делают основной акцент на осмысление мира, сведение новых явлений не столько к общим законам, сколько к общим структурам понимания. Но она достаточно выражена и в естественных науках, благодаря которым явления природы предстают не только как подчиняющиеся общим законам, прогнозируемые и контролируемые, но и как понятные.

Конечно, объяснение не тождественно пониманию, они имеют немало различий и далеко не всегда предполагают друг друга: возможно как объяснение без понимания, так и понимание без объяснения2. Тем не менее, одна из основных целей объяснения традиционно рассматривается как достижение понимания (Никитин, 1970), понимание составляет одну из главных сторон объяснения, а во многих случаях они сливаются друг с другом, поскольку “объяснить нечто человеку значит сделать это нечто ясным и понятным ему” (Hempel, 1965, p. 425). Столь же важное значение понимание имеет для мышления. Как пишет Л. М. Веккер, "можно, не допустив существенной погрешности, утверждать, что без понимания нет мысли в ее психологической специфичности" (Веккер, 1998, с. 229), добавляя, что высказанная мысль, не сопровожаяющаяся пониманием лежащих в ее основе онтологических отношений, представляет собой "пустотелую речевую оболочку" или "речевой труп", характерный для такой педагогической болезни как зубрежка (Там же, с. 228). При этом понимание регулирует мышление, "включая" этот процесс и "выключая" его, как только он достигнет своего результата, индикатором которого является понимание. "Непонятность создает мотивационную пружину и субъективный сигнал старта динамики мыслительного процесса, а завершающая понятность или понятость соответствующего искомого отношения составляет объективную основу и субъективный сигнал финиша данного отрезка процесса, завершающегося мыслью-решением" (Там же, с. 275).

Но что означает сделать некоторое явление понятным ? М. М. Бахтин подчеркивал, что нельзя сделать что-либо понятным вообще, а можно понятным только для кого-то (Бахтин, 1979). Понятное - это потенциально понятое кем-то другим. В результате объяснение, рассчитанное на понимание, предполагает этого другого. “Объяснить нечто - значит сделать данное нечто понятным некоторому В. Таким образом, объяснение предполагает отношение между двумя индивидами, А и В” (Юдин, 1981, c. 136). То есть научное объяснение и, соответственно, научное познание представляют собой процесс не просто "субъектный", основанный на активной роли познающего субъекта и его самовыражении в построенном знании, а процесс двухсубъектный, в когнитивную структуру которого имплицитно включены два субъекта - тот, который строит знание, и тот, которому это знание адресовано.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]