Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в специальность.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
331.26 Кб
Скачать

Представления об истории у народов Древнего Востока

Изменение древнейших взглядов на историю происходит при переходе к цивилизации. В Шумере к VI тыс.л. возникают первые городские культуры и появляется письменность. Большую часть наиболее ценной информации об исторических взглядах этих цивилизаций дают нам расшифрованные письменные памятники Египта и Месопотамии. Имея письменные тексты, мы более четко можем видеть, как варьировали на протяжении времени от одной культуры к другой их общественная организация, экономические структуры и как менялось мышление людей. И это неудивительно. Даже в наше время понимание исторического процесса продолжает меняться от поколения к поколению, и каждая эпоха дает как бы “собственную истинность” о своей социальной структуре. Любая наука, развиваясь и создавая новое, неизбежно переоценивает старое. И вот что любопытно. В десятках тысяч надписей восточных государств совершенно отсутствует аналог нашего слова “история”. В то же время сами надписи свидетельствуют о живом интересе людей, как к настоящему, так и прошлому. Вероятно, это связано с наличием совершенно иного взгляда на мир, а в том числе и иного подхода к истории.

Дело в том, что основополагающим принципом как месопотамского, так и египетского мышления было фактически абсолютное отсутствие разграничения Неба и Земли. Для людей Востока любое земное дело - будь то назначение царей, победа в войне или рождение ребенка - зависели от воли богов. И потому вопросы о том, почему и как происходили те или иные события, никогда их не волновали. Именно этим объясняется такой из аспектов исторического сознания, характерного для стран Востока, как полное отсутствие указаний на причины тех или иных событий. Точнее говоря, поиск этот у них не шел дальше божественного предопределения. С этим связана вера в предсказания.

Прорицательство было широко распространенным занятием на востоке и в Месоамерике. И именно им мы в немалой степени обязаны тем, что имеем исторические записи той эпохи. Так, в Египте жрецы записывали как сами события, так и сопутствовавшие им предзнаменования. Это им было и практически необходимо, чтобы в дальнейшем было легче предсказывать волю богов. В Ассирии, ведшей борьбу со многими противниками сразу, цари также обращались за советами к прорицателям с просьбой предсказать действия своих противников. Сохранилась одна из таких просьб царя Саргона II: “сбудутся ли планы народа гимиррай”.

Таким образом, для древнего историка Востока собирание фактов и предзнаменований все-таки соответствовало реальным практическим целям. А это важно для понимания значимости исторической науки и в наше время. Но отсюда вытекало, что исторические записи Древнего Востока это описания и не более того. Личные взгляды писцов, их теологические или философские представления в клинописной литературе никак не отражены. Это характерное отличие понимания истории на Востоке.

Но и там по мере развития общества это понимание менялось. Необходимость точных знаний о древности вела к тому, что создаются собрания древних надписей. Уже в VI в. до н.э. имела такую коллекцию в своем дворце в Уре вавилонская принцесса Эннигалди-нанна. Еще дальше в этом отношении пошли ассирийские цари. Первоначально они создавали анналы - ежегодные записи своих побед и строительной деятельности. Позднее, вынужденная вести войну с многочисленными врагами на всех своих границах, Ассирия стала остро нуждаться в информации о намерениях соседей. Была создана служба внешней разведки. Руководство ей поручалось наследнику престола. Вся получаемая информация тщательно изучалась и сдавалась в архив. Ко времени правления последнего могущественного ассирийского царя Ашшурбанипала количество донесений в этом архиве стало столь значительным, что для ее хранения был отведен один из царских дворцов — дворец Синахериба. Будучи открыт археологами в XIX веке этот архив получил название “библиотека Ашшурбанипала”. Это одно из крупнейших собраний мира по древней истории народов Востока. В нем насчитывается около 20 000 табличек включающих собрание мифологических и литературных произведений, оракулов, молитв, магических формул, медицинских и математических текстов, географических и ботанических справочников, словарей и пр.

По иному пути пошли другие народы Востока. Так, в Персии, судя по Бехистунской надписи, являющейся самой по себе важнейшим историческим документом, сообщается, что царь Дарий приказал записать генеалогии всех знатных родов, чтобы все знали, кто имеет право претендовать на царскую власть в Персидской державе впредь. Но все остальное осталось по-прежнему.

Представления народов Ближнего Востока в области осмысления истории в известном смысле объединила Библия. Носителем исторической идеи в ней представляется монотеистическое божество, которое только одно и могло сказать о себе: “История  это я!”5. И вся последующая история трактуется как история взаимоотношений Бога и народа избранного. Подобная идея исключала возможность рационального толкования фактов, реального описания истории. Тем не менее, не став историографией, литературные произведения с историческим содержанием народов Ближнего Востока оказали влияние на формирование исторической мысли у греков и в конечном итоге также способствовали возникновению исторической науки.

В Индии историческая информация, записанная в Ведах, трансформировалась в эпические поэмы и литературные произведения. Идеология - брахманизм и все последующие не требовали даже генеалогий и потому составлялись только генеалогии богов и героев. Единственное исключение составили надписи на ступах царя Ашоки.

В Китае первоначально основным видом исторических документов также были записи царей, из которых сложилась книга “Шуцзин” (или Шаншу). Но здесь есть новый интересный элемент, отсутствующий у других народов Востока. Это труды выдающихся философов V в. до н.э. Конфуция (Лунь Юй - Беседы и высказывания), Лао Цзы (Дао дэ дзин - Канон пути и добродетели), которые в полемике со своими противниками постоянно апеллируют к событиям исторического прошлого и тем самым еще раз подтверждают, что знание истории имеет реальную практическую ценность. Интересны некоторые мысли их о пользе знания. Так Конфуций говорил: “учиться и не размышлять, значит напрасно тратить время”. Или Лао цзы: “в древности те, кто следовал Дао, не просвещал народ, а делал его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление народом при помощи знаний приноси несчастье стране, а без их помощи приводит к счастью. Значит надо вернуться к первобытным временам. Государства должны стать небольшими и малочисленными, люди должны перестать переходить с места на место, пользоваться лодками и колесницами. Никто не должен посещать другие государства. Только тогда пища народа вкусна, одежда красива, жилище удобно, жизнь радостна”.

И, наконец, в I в. до н.э. появляется первое историческое сочинение, оказавшее решающее воздействие на дальнейшее развитие историографии в странах Дальнего Востока. Это “Исторические записки” Сыма Цяня” (149-90 гг. до н.э.). Фактически это всеобщая история страны с древнейших времен до I в. до н.э. Сыма Цянь использовал новый принцип изложения исторических событий - жизнеописания. “Исторические записки” состоят из 5 разделов, включающих 130 глав. Три из разделов построены по принципу жизнеописаний. Это “Основные записи” (бэнь цзы) - повествования о важнейших деяниях правителей различных династий”; “Истории наследственных домов” (ши цзя), куда входили биографии крупнейших представителей наследственной аристократии; “Жизнеописания” (ле чжуань) - биографии исторических личностей. Сыма Цянь включил в свой труд также “Трактаты” (шу), посвященные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки и “Таблицы” (бяо), в которых рассматриваются проблемы хронологии. Метод Сыма Цяня был воспринят и развит последующими китайскими и другими дальневосточными историками.