Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
756.22 Кб
Скачать

0029. Особенности правового регулирования международных сделок.

По своей природе международная коммерческая сделка наиболее близка гражданско-правовой сделке (контракту, договору), оформляющей экономический оборот в пределах одного государства.

В то же время международная коммерческая сделка имеет ряд особенностей и отличий. Впервые они теоретически были осмыслены перед второй мировой войной римским Институтом унификации международного частного права (УНИДРУА) в связи с необходимостью выработки универсального (всемирного, всеобщего) правового регулирования международной торговли. Многие исследователи отмечают, что основные теоретические постулаты в отношении международных коммерческих сделок были сформулированы именно в целях разработки норм для обеспечения торгового оборота как на международном уровне, так и в национальном праве.

При унификации права международной торговли к международной продаже были отнесены все те случаи, когда: а) стороны, совершающие сделку, находятся в разных странах и б) товар перемещается через границу. Таким образом, еще в первой половине прошлого века было предложено считать международной такую сделку, в которой наличествуют два иностранных элемента: субъект (по признаку домициля - местонахождения) и объект (предмет) коммерческой сделки. Разработки УНИДРУА по определению международной коммерческой сделки на основе двух элементов легли в основу послевоенных конвенций, принятых Гаагской конференцией в 1964 г. (Гаагские конвенции относительно "Единообразного закона о международной продаже движимых материальных вещей" и "Единообразного закона о совершении контрактов по международной продаже движимых материальных вещей").

Гаагские конвенции 1964 г. широкого применения не получили. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что определение международной сделки в этих конвенциях было весьма сложным и заключалось не только в обязательности выделения признака местонахождения сторон сделки в разных государствах, но и в сопровождении этого признака дополнением в виде пересечения товара через границу, или совершения оферты или акцепта на территории разных государств, или передачи товара на территории другого государства, чем то, где совершалась оферта или акцепт (ст. 1 обеих Конвенций).

Все эти дополнительные признаки, такие верные на первый взгляд, приводили к тому, что очень многие международные экономические операции не признавались международными сделками. Например, не могла быть признана международной сделкой поставка товара в другое государство и перепродажа его в этой стране третьим лицом. Перепродажа иностранного товара уже не обладала ни одним из дополнительных признаков, что приводило к исключению универсального международного регулирования такой сделки, как следствие, подчинению ее исключительно национальному праву и, следовательно, конфликту юрисдикций.

Таким образом, первая попытка нормативного выделения признаков международной коммерческой сделки не привела к появлению эффективного регулирующего механизма. Но работа по выработке таких механизмов, начатая Римским институтом еще в 1926 г., не была приостановлена, а с 1966 г. велась уже в рамках структур ООН, в частности в Комиссии по праву международной торговли (UNCITRAL).

Примерно в это же время и национальное законодательство некоторых государств вводит в свой оборот понятие сделки международной торговли, основанное на одном признаке - наличии в сделке иностранного элемента в виде местонахождения (домициля) сторон сделки в разных государствах.

Данный признак лег в основу определения международной коммерческой сделки в Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.) и в Конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" (1980 г.). Так, п. "а" ст. 2 Конвенции 1974 г. гласит: "Договор купли-продажи товаров считается международным, если в момент заключения договора коммерческие предприятия покупателя и продавца находятся в разных государствах...". Признак разногосударственного домициля (местонахождения) сторон в сделке с этого времени становится основополагающим для отнесения коммерческой сделки к категории международной. При этом не имеет значения другая основа личного закона субъектов сделки - их гражданство или национальность: применение обеих Конвенций не зависит от гражданства (национальности) сторон коммерческого договора. Признак местонахождения коммерческих предприятий в разных государствах становится основополагающим для определения коммерческой сделки в качестве международной как в национальных законодательствах, так и в международно-правовых документах.