Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практикум 222.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
21.11.2018
Размер:
497.15 Кб
Скачать
  1. Как бы вы прокомментировали данный документ после изучения соответствующей темы?

  2. Какова судьба Раскольникова? Из военного дневника ф. Гальдера

22 июня 1941 г. (воскресенье); 1-й день войны. Утренние сводки сообщают, что все армии, кроме 11-й (на правом фланге группы армии “Юг” в Румынии), перешли в наступление согласно плану. Наступление наших войск, по-видимому, явилось для противника на всем фронте полной тактической внезапностью.

Пограничные мосты через Буг и другие реки всюду захвачены нашими войсками без боя и в полной сохранности. О полной неожиданности нашего наступления для противника свидетельствует тот факт, что части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать. Можно ожидать еще большего влияния элемента внезапности на дальнейший ход событий, в результате быстрого продвижения наших подвижных частей, для чего в настоящее время всюду есть полная возможность. (...)

Командование ВВС сообщило, что за сегодняшний день уничтожено 850 самолетов противника, в том числе целые эскадрильи бомбардировщиков, которые, поднявшись в воздух без прикрытия истребителей, были атакованы нашими истребителями и уничтожены.

Из бесед маршала г. К. Жукова с писателем к. М. Симоновым о причинах военных неудач Красной Армии в 1941 г.

Если сравнивать подготовку наших кадров перед событиями этих лет, в 1936 г., и после этих событий, в 1939 г., надо сказать, что уровень боевой подготовки войск упал очень сильно. Мало того, что армия, начиная с полков, была в значительной мере обезглавлена, она была еще и разложена этими событиями. Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до самовольных отлучек, до дезертирства. Многие командиры чувствовали себя растерянными, неспособными навести порядок.

Ошибки были. Но надо помнить и некоторые объективные данные. Надо подумать и подсчитать, что представляли тогда собой мы и наша армия и Германия с ее армией. Насколько выше был ее военный потенциал, уровень промышленности, уровень промышленной культуры, уровень общей подготовленности к войне. (...) Наконец, надо добавить, что Гитлер со дня своего прихода к власти абсолютно все подчинил интересам будущей войны, все строилось в расчете на победу в этой войне, все делалось для этого и только для этого. А мы такой позиции не заняли, остановились на полумерах. Столкнулись друг с другом интересы ведомств, шла бесконечная торговля по каждому вопросу, связанному с вооружением армии и подготовкой к войне. Все это также надо класть на чашу весов, объясняя причины наших поражений и неудач первого года войны.

Что такое внезапность? То, как трактуют внезапность сейчас, да и как трактовал ее в своих выступлениях Сталин,— неправильно, неполно и однобоко.

Главная опасность заключалась не в том, что немцы перешли границу, а в том, что для нас оказалось неожиданностью их шестикратное и восьмикратное превосходство в силах на решающих направлениях; для нас оказались неожиданностью и масштабы сосредоточения их войск, и сила их удара. Это и есть то главное, что предопределило наши потери первого периода войны. А не только и не просто внезапный переход ими границы.

Вопросы

  1. Сравните два документа – дневник германского генерала и отрывок из беседы с Жуковым. Какую, на ваш взгляд, роль сыграла внезапность в тяжелейших поражениях Красной Армии в начальный период войны?

    В Комиссию Политбюро ЦК КПС

    по дополнительному изучению материалов связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-и начала 50-х годов

Сов. Секретно

23.09.88 № 16441-Ч