Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 Средневековая философия.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
140.8 Кб
Скачать

Номинализм

В XI – XII веках реализм стал вытесняться номинализмом. Его суть заключается в том, что реально существуют только отдельные тела и вещи. А универсалии – это только имена. На латыни слово «имя» звучит как «номина», отсюда и название философского направления. Появление номинализма свидетельствовало о распаде средневекового мышления.

Представителем крайнего номинализма был Иоанн Росцеллин.

Иоанн Росцеллин (ок. 1050 – ок. 1122)

Поскольку Росцеллин был осужден как еретик, его трактаты не сохранились, а идеи известны только от его оппонентов ‒ Ансельма Кентерберийского, Пьера Абеляра.

Росцеллин считал универсалии колебанием звука и сотрясением воздуха. А результатом такого понимания стала тритеистическая доктрина. Если Бог существует в трех Лицах, то это значит, что существуют три самостоятельных христианских Бога. Росцеллин, по существу, отверг и концепцию единства церкви как «тела» Христова, созданную Августином. Это единство, доказывал он, является пустым звуком, поскольку в действительности существуют лишь отдельные индивиды, обнимаемые названием «церковь».

Борьба католической церкви против номинализма

Религия невозможна, если Бог как сущность бытия имеет лишь номинальное значение. Соответственно, если общее – только имя и название, то и Божественная сущность Христа есть пустой звук, а не реальность. И с этой точки зрения Христа можно воспринимать лишь как отдельного человека – сына некоей Марии. Естественно, что официальная католическая церковь осуждала номинализм и склонялась к противоположной точке зрения ‒ к реализму.

Учение Росцеллина синодом в Суассоне в 1092 г. было отвергнуто как еретическое. Поражение Росцеллина лишило представителей номинализма возможности выступать публично, что и ограничило их влияние.

Гильом из Шампо

Против Росцеллина выступал представитель самого молодого поколения схоластического реализма ‒ Гильом из Шампо (1070 ‒ 1121), учитель риторики, философии и теологии в Париже. Он был сначала учеником Росцеллина, но позже пришел к крайне реалистическим взглядам. Он утверждал, что лишь общим понятиям, выражающим виды, соответствует реальная субстанция. Это значит, что в предложении «Сократ есть человек» лишь «человечность» является реальностью, но ни в коем случае не индивид Сократ. «Сократность», т.е. существование Сократа как индивидуальной формы всеобщей субстанции «человек в этом лице», является лишь чем-то случайным, неопределенным. «Человечество» как всеобщая субстанция существовали бы даже и тогда, когда не было бы ни одного человека. Под влиянием критики Абеляра Гильом несколько раз менял свои взгляды.

Концептуализм

Номиналисты считали, что универсалии существуют только после вещей (post res) как их общие имена. Реалисты считали, что универсалии существуют до вещей (ante res). Схоласт Пьер Абеляр выдвинул третью, промежуточную версию, согласно которой универсалии существуют в вещах (in rebus). Точку зрения Абеляра характеризуют как концептуализм. «Концепт» – значит «понятие».

Пьер Абеляр (1079 – 1142)

Пьер Абеляр впервые попытался разрешить теологические вопросы не на основании авторитета, а на основании разума. Будучи домашним учителем в доме каноника Фулберта, он влюбился в его племянницу Элоизу. Однако брак с Элоизой имел трагические последствия. Желание сохранить брак в тайне заставило Абеляра временно поместить Элоизу в монастырь, что было истолковано ее родными как желание от нее избавиться. Они наняли слугу, чтобы оскопить его, что и было совершено. Абеляр был вынужден принять монашеский постриг. И в монастыре, и на холме св. Женевьевы (будущем Латинском квартале) в Париже, где Абеляр «раскинул школьный стан», он продолжал занятия не только философией, но и теологией, не получив на то церковной лицензии. Следствием этих занятий были книги, за которые в 1121 г. на соборе в Суассоне и в 1140 г. на соборе в Сансе Пьер Абеляр был признан еретиком. Он не был теологом по преимуществу. Его называли «вторым Аристотелем», блестящим логиком, который доказывал возможность изучать теологию именно логическим способом.

Абеляр пытается разрешить проблему, как сделать веру понятной при помощи доводов разума, ибо нельзя верить в то, что непонятно. В противоположность позиции Ансельма «верю, а потому знаю» он формулирует принцип «познаю то, во что верю».

Абеляр был учеником как крайнего номиналиста Росцеллина, так и крайнего реалиста Гильома из Шампо. Он стремился преодолеть односторонность обоих учений.

Универсалии, согласно Абеляру, это не слова и не реально существующие вещи, а понятия, которые выражают общее в вещах. Понятие, по Абеляру, схватывает общую родовую сущность, которая едина для множества вещей. У всех растений, например, одна сущность, иначе мы не называли бы их все растениями, а называли бы одно фикусом, а другое – березой. Будучи единой для множества вещей, сущность есть их общее, а потому  универсалия. Но существует общее иначе, чем отдельные вещи, хотя и не только лишь в голове или как звучащее слово. Для нас общее существует как значение слова, говорит Абеляр. Оно не совпадает с самим словом как набором звуков. Таким образом, Абеляр открывает то, что называется значением слова и соответствует сущности вещей. И в определенном смысле его можно считать основоположником лингвистики и семиотики.

Абеляр теоретически сформулировал мысль об исторической ограниченности человеческого знания и постоянного ввода в него знания нового. В философско-теологическом сообществе XII в., ориентированном на уже испытанную традицию, мысль Абеляра вызвала опасение того, что знание нового будет способствовать разрушению авторитетов. Мысль о разработке нового знания, основанного на неожиданных решениях, можно обнаружить у Амвросия Медиоланского, Августина и др. А спустя полтора столетия Фоме Аквинскому утверждение о необходимости создания нового знания уже вменяется в заслугу. Фактически в текстах XI – XII вв. наблюдается процесс рождения науки из теологии.

До XI в. этические проблемы обсуждались, как правило, в рамках богословия. В монастырях они исследовались применительно к жизни, отрешенной от мира, с ее отвращением к греху, пренебрежением земными ценностями, повиновением канонам. XII в. стал временем, когда этика как дисциплина выделяется из теологии, куда она входила с первых веков христианства. Инициатором подобного выделения этики стал Пьер Абеляр.

Абеляр ввел в этику понятие интенции ‒ осознанного умысла поступка. Он перенес внимание с поступка на оценку состояния души, которое позволяет выявить при внешне одинаковых поступках различные намерения. Например, двое вешают преступника. Один движим ревностью к справедливости, другой – вражеской ненавистью. Хотя они совершают одно и то же деяние, из-за разницы в намерении одно и то же делается по-разному: одно – со злом, другое – с добром. Таким образом, грех определяется через интенцию и искупается благодаря осознанному раскаянию и покаянию.

Грешнику не нужен посредник – священник – в общении с Богом. Человек наследует не первородный грех, а наказание за этот грех.