Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Восемнадцать степных законов Монголия начало 17....doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
622.08 Кб
Скачать

§ 2. Исторические условия принятия законов

Прежде чем продолжить описание памятника, необходимо сделать отступление, посвятив его краткой характеристике исторической обстановки в Халхе в то время, когда принимались исследуемые законы, т. е. в конце XVI   —  первой трети XVII в.

Традиционно вся территория Халхи делилась на два крыла  —  левое (восточное) и правое (западное). Границей между ними служили горы Хангая.

На рубеже XVI — XVII вв. события на правом крыле Халхи непосредственно связаны с именем Шолой Убаши-хунтайджи, родившегося, как свидетельствует «Шара Туджи», в 1567 г. [ШТШ, с. 165]. Его основные владения располагались в хотгойтских и [14] урянхайских отоках. Границами его хошуна были на западе земли алтайских урянхайцев и западных бурят, на востоке  —  река Селенга и источник реки Тамир. Ставка Шолой Убаши-хунтайджи находилась у озера Убсунур [Гонгор, 1970, с. 175].

В деятельности Шолой Убаши-хунтайджи можно условно выделить два основных направления. Первое  —  стремление полностью подчинить северо-западную часть Халхи и подвести под свое руководство ойратских ханов. Второе  —   учитывая близость России, завязать с ней контакты с целью извлечения политической и экономической выгоды.

Историю вооруженных конфликтов Шолой Убаши-хунтайджи с ойратами достаточно подробно рассматривает И. Я. Златкин в «Истории Джунгарского ханства» [Златкин, 1983, с. 70 — 73]. Отметим только, что попытки халхасцев подчинить себе ойратов не были успешными.

Более удачно складывалась политика Шолой Убаши-хунтайджи по отношению к России. Он был первым халхаским ханом, установившим связи с северным соседом. Впервые он послал своего человека в Россию в 1608 г. В свою очередь, в «улус Алтан-хана», как назывались владения Шолой Убаши-хунтайджи в России, было направлено три русских посольства: в 1608, 1616 и 1618 гг.

Особенно интересны впечатления членов посольства Василия Тюменца, посетившего ставку Алтан-хана в долине озера Убсунур [Шастина, 1958, с. 25  —  26].

Умер Шолой Убаши-хунтайджи в 1627 г., проведя последние годы своей жизни в относительном бездействии.

На левом крыле Халхи это время характеризовалось борьбой двух сил  —   Дзасакту-хана и Тушэту-хана. Подробнее об этом будет сказано ниже. Здесь отметим только, что это была борьба законного обладателя власти Дзасакту-хана за свои права с противником центральной власти  —  Тушэту-ханом. Именно соперничество этих двух сил определяло внутриполитическую обстановку в Халхе рассматриваемого периода.

В своей борьбе за власть халхаские князья делали ставку и на введение в Халхе единой веры. Такой верой стал ламаизм, бурное распространение которого относится как раз к концу XVI  —  началу XVII в. В 1586 г. Абатай-ханом был открыт первый буддийский монастырь в Халхе [Позднеев, 1883, с. 113]. Тушэту-хан Гомбодорджи распространил слух о появлении в Халхе перерожденца Джебцзун-Дамба Дзанабадзара. Впоследствии Джебцзун-Дамба-хутухта, возглавив ламаистскую церковь, стал крупнейшим феодалом Монголии.

Ламаизм проникал в Халху тремя основными путями. Первый путь  —  приглашение религиозных деятелей из Тибета, в том числе [15] и далай-лам. Второй  —   поездки монгольских нойонов в Тибет. Нойоны получали религиозные титулы, принимали обеты, встречались с религиозными просветителями. Третий путь  —  знакомство с желтой верой через ойратов. Ойратские просветители Нейджи-тойн (1557 — 1653) и Дзая-Пандита (1599 — 1662) неоднократно посещали Халху. Для усиления позиций ламаизма халхаские князья строили новые храмы и кумирни, в Халхе переводились сутры и другие религиозные сочинения, объявлялось о появлении все новых перерожденцев, становилось все больше и больше лам.

Распространение ламаизма вызвало существенные перемены в жизни Монголии. Все большее и большее число мужчин оказывалось вырванным из сферы производства. Позднее установление в Монголии ламаизма искусно использовали в своих целях маньчжуры.

К началу XVII в. относится деятельность чахарского Лигдан-хана и халхаского Цокту-тайджи. Основная их роль в истории Монголии связана с борьбой против маньчжурских завоевателей.

Маньчжурское государство сложилось в конце XVI в. В 1616 г. правитель маньчжуров Нурхаци объявил себя ханом маньчжурского государства. После успешных походов против соседних племен маньчжурские завоеватели устремили свои взоры на независимые монгольские аймаки. Исследователи внешней политики маньчжурского государства Цин выделяют следующие этапы подчинения Южной Монголии. «Вначале (с конца XVI в. до 1619 г.) мирным путем  —  посредством завязывания посольских связей и заключения брачных союзов между правящим маньчжурским домом и родоплеменной верхушкой соответствующих монгольских племен, а позднее (с 1619 г.) военными средствами...» [Внешняя политика, 1977, с. 47].

Умело используя раздробленность и слабость монгольских ханов, завоеватели подчинили себе одно за другим княжества Южной Монголии. Сопротивление оказал лишь последний монгольский хан из рода Чингисидов  —   Лигдан. Однако его незначительные силы не смогли противостоять маньчжурским войскам. В 1634 г. маньчжуры захватили Чахарское ханство, а Лигдан-хан бежал к Кукунору и там вскоре умер. В 1636 г. по настоянию Аба-хая был созван сейм князей Южной Монголии, провозгласивший его «всемонгольским ханом» [Внешняя политика, 1977, с. 141].

На очереди была Северная Монголия   —  Халха. Крупный халхаский нойон Цокту-тайджи, с одной стороны, поддерживал антиманьчжурскую деятельность Лигдан-хана. С другой стороны, он разделял не все идеи этого правителя.

Отличительной чертой деятельности Цокту-тайджи явилось то, что он не поддерживал желтую религию. Более того, он был прямым ее противником, являясь приверженцем красношапочной [16] секты. Крупнейшие князья Халхи, как уже отмечалось, были тесно связаны с далай-ламой, строили ламаистские монастыри. Цокту во всем этом не участвовал. Однако известно, что он построил несколько красношапочных монастырей. Цокту-тайджи, как врагу религии, была объявлена война. Во многом по этой же причине не была поддержана его антиманьчжурская борьба.

После смерти в 1634 г. Лигдан-хана Цокту пришел в район Кукунора. Усилив свои войска за счет покоренных народов, проживавших в районе озера, Цокту-тайджи посвятил себя борьбе за красношапочную религию. В 1636 г. в одной из битв с войсками монгольских ханов Цокту-тайджи погиб [Владимирцов, 1926].

Так закончилась неудавшаяся попытка Лигдан-хана и Цокту-тайджи противостоять маньчжурскому нашествию. Так обстояли дела на левом крыле Халхи.

Итак, мы кратко упомянули три важнейших события трех первых десятилетий XVII в. Это, во-первых, успехи ойратов в вооруженных конфликтах с халхасцами и образование ойратского ханства. Во-вторых, распространение в Монголии единой религии  —  ламаизма и завоевание ею прочных позиций. В-третьих, образование сильного маньчжурского государства, захват маньчжурами Южной Монголии и угроза Халхе.

Каждое из этих событий каким-то образом влияло на обстановку в Халхе, состоящей из множества мелких владений. Единая религия не могла не способствовать объединению государства. Последнее было необходимо в военных целях. С падением Чахарского ханства Халха лишилась заслона, до того времени прикрывавшего ее, и угроза маньчжурской агрессии заметно обнажилась. Наконец, рядом появился пример единого ойратского государства  —   складывалось Джунгарское ханство. Все эти причины заставляли многих халхаских князей менять свою политику и выступать за единый монгольский престол.