Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-исторШкМира-05.doc
Скачиваний:
228
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
4.87 Mб
Скачать

3. Создание единой системы образования (1900-1945 гг.)

В начале XX в. стало очевидно, что система начального образования стабилизировалась. Доказательством этого было бесплатное обучение, отсутствие контроля со стороны правительства. Большинство школ управлялись местной администрацией, однако, некоторая часть учеников продолжала посещать школы англиканской и католической церквей. Все очевиднее становились и недостатки начального образования. Дело в том, что ко второй половине XIX в. основные требования населения и государства к системе начального образования изменились. На первый план выдвигались требования технического обучения. Некоторые школьные комитеты были готовы предоставить возможность продолжать обучение по ряду предметов после начальной школы. Школы, созданные на добровольные средства, продолжали конкурировать со школами, существующими на средства налогоплательщиков, и испытывали большие трудности. Система среднего образования в это время оставалась беспорядочной и неопределенной. Потребности среднего класса в среднем образовании удовлетворялись за счет церковных, муниципальных и частных школ, которые надстраивались над существующей системой образования. Многие из этих школ настороженно наблюдали за деятельностью амбициозных школьных Советов, которые покушались на их территории. Консервативное правительство, в своем противостоянии либералам сопротивлялось совершенствованию начальной и средней школ. В 1899 г. было образовано новое министерство - министерство образования, на которое возлагали надежды многие деятели Викторианской эпохи. Председатель Совета Бальфур разработал широкомасштабный закон об образовании, который был принят в 1902 г. и известен как Закон Бальфура. Этот закон объединял все типы школ под управлением советов графств и городов. Церковным школам было предоставлено право получать дополнительные финансы. В соответствии с законом были введены правила, регламентировавшие начальное и последующее образование, утверждавшие учебную программу и продолжительность обучения. Так, ученики должны были заканчивать школу в 6-летнем возрасте. Каждая школа имела свое собственное правление, а директора получили независимость в вопросах обучения. Закон 1902 г. предусматривал широкое развитие муниципальной средней школы. Эти школы все еще были в основном платными и имели собственные подготовительные отделения. Совет стремился обеспечить согласование начального и среднего образования для того, чтобы обеспечить различным

89

слоям населения непрерывное образование. Однако полного успеха в этом деле добиться не удалось.

Во-первых, многие местные деятели держались за сложившиеся традиции, продолжая поддерживать централизованные торговые школы, а также технические курсы. Во-вторых, было немало людей, которые желали ввести в систему образования конкуренцию и тем самым повысить его качество. На практике это позволяло наиболее успевающим ученикам начальной школы поступить в среднюю школу. Победа либералов на выборах 1906 г. дала сторонникам этого подхода большие шансы. В результате в 1907 г. были приняты правила, согласно которым 25% мест в средней школе оплачивались государством. Это давало возможность ученикам, сдавшим вступительные экзамены, получить бесплатное образование. Начались острые споры относительно критериев отбора учеников. Насколько строгими они должны быть? Станет ли путь к среднему образованию узкой лестницей или, возможно, перерастет в широкую дорогу? Возникновение классового политического движения, окончательно объединившегося в 1918 г. в лейбористскую партию, еще более обострило эти споры. В результате этого проницательные политики других партий увидели необходимость разработки программ социальных и образовательных реформ.

Первая и Вторая мировые войны породили острые споры о влиянии войны на образование. Было отмечено, что войны XX в. решительно меняли законодательства об образовании. Мировые войны имели своим следствием обостренный интерес к проблемам морали, к вопросу о целях воспитания в условиях, когда разрушения становятся все более страшными. Военная машина требовала все большего количества служащих и персонала для работы на военных заводах. Рабочая сила становилась дефицитным товаром. Расширение профсоюзов и рост их влияния выразились в том, что их лидеры заняли места в высших эшелонах государственной власти. Планы послевоенной реконструкции страны явно требовали участия в ней и этой новой силы. Более того война испытала на прочность существующие государственные институты, включая и образование. Следовало уточнить пригодность существующего образования для имущих классов, которые опирались на либеральные традиции, на широкую научную и профессиональную подготовку. Проводились многочисленные исследования по вопросам преподавания основных школьных предметов. Совет образования вырабатывал свою позицию под давлением тех, кто стремился использовать войну в целях совершенствования системы образования.

90

Реформы Фишера 1918 г. узаконили продолжительность образования до 14-летнего возраста. Другим нововведением, которое, правда, просуществовало недолго, было предоставление возможности получения полного среднего образования тем, кто оставил школу в 14 лет. Был увеличен прием в высшие школы; назначались государственные стипендии в университетах. Учителям были повышены оклады и улучшены условия их труда. Это было связано с боязнью повторения русской революционной ситуации 1917 г., которая всячески поддерживалась недовольными учителями. Необходимо отметить, во-первых, что реформа Фишера поставила наиболее радикальных реформаторов в затруднительное положение. Реформы не пошли так далеко, как они планировались, а старейшие университеты и массовые школы не оказывали должного влияния на остальную часть системы образования. Во-вторых, Фишер сделал максимально возможное для своего времени. Многие положения закона предусматривали поэтапный ввод их в действие, как в случае с увеличением срока школьного образования. Закон, принятый в конце многолетней войны, с трудом пробивал себе дорогу в послевоенной ситуации. Только к 1921 г. страна стала обретать стабильность. Профсоюзы, столкнувшись с безработицей, увидели в ней угрозу своему существованию. Шло открытое наступление на права рабочих, завоеванные с большим трудом.

В послевоенные годы образование зависело от финансирования и политики правительства, ориентированной на снижение расходов. В этой ситуации решались и все проблемы образования. Одной из острых была проблема возраста окончания школьного образования. Реформаторы выступали за увеличение сроков обучения по ряду причин. В то время найти работу было трудной задачей. Дополнительное время обучения снижало конкурс на рынке рабочей силы и число безработных. Голоса сторонников этого проекта, рассматриваемого в качестве акта социальной справедливости, были сильны в лейбористском движении. Ученики из бедных семей могли продолжать обучение в школе, по крайней мере, до 16 лет. Дешевле было создать соответствующие условия обучения, чем организовать рабочее место.

Консервативное большинство в правительстве препятствовало введению даже бесплатного начального образования. Они считали, что родители из рабочей среды выдвигают это требование для своих детей с тем, чтобы получить щедрую финансовую поддержку. Попытки увеличить школьный возраст до 15 лет потерпели неудачу в 1931 г. Это предложение было принято только в 1936 г., однако, в нем было столько ограничений, что в конечном итоге оно сводилось к нулю.

91

Дополнением к спорам о продолжительности сроков образования и, возможно, более важным стал вопрос о формах образования. Важной вехой в этом вопросе явилась книга Р.Х. Таунея «Среднее образование для всех». Тауней осуждал ограниченность начальной массовой школы. Он показал, что желающих уклониться от обучения в средней школе гораздо больше, чем тех, кто в состоянии за нее платить. Тауней утверждал далее, что обе части системы образования требуют коренной реорганизации. За первой стадией образования должна следовать вторая, и все ученики должны иметь право получить среднее образование бесплатно. Различные варианты программы Таунея имели место на протяжении межвоенного периода. Аналитики образования под влиянием потока литературы о юношеском возрасте выступали за отдельные школы для подростков и критиковали школы, в которых обучались дети всех возрастов. Консервативные политики способствовали реорганизации начальной школы, в которой проходил первый этап образования. Подвергалось сомнению старое разделение между начальной и средней школой. В ЗО-е годы реорганизация продвигалась медленно из-за недостатка финансов, из-за большого количества добровольных школ под эгидой церкви, претендовавших на часть финансирования, а так же из-за сильной привязанности школ к местным хозяйственным нуждам. Возможно, более радикальным влиянием на школы было влияние с 1930 г. технократических идей и педагогических психологов, таких как Сирил Берт (1883-1971). Среднее образование, согласно этому учению, переставало быть уделом богатых. Те, кто смог поступить в средние школы, не должны были зависеть от родительской поддержки, места проживания и финансовых ресурсов. Берт доказывал, что учеников можно отбирать с помощью тестов в соответствующем возрасте, когда черты характера уже определились. Такой подход был правильным для страны, которая испытывала потребность в талантливых людях, с помощью которых она должна была выжить в нелегкие 30-е годы.

Что же происходило в конце 30-х годов? Прежде всего исчезали границы между начальным и средним образованием. Правда, законы образования послевоенного периода на местах оставались неизвестными. Однако растущий интерес молодежи к образованию начинал давать свои плоды. Преподавание в те годы испытывало влияние идей прогрессивных теоретиков континентальной Европы и США. Оно учитывало индивидуальные потребности детей. Независимая часть системы образования с ее вершиной - элитарными закрытыми средними школами для мальчиков — продолжала оставаться вне дискуссий. Правда, во время первой мировой войны дворянство, из среды которого пополнялись эти

92

школы, испытывало финансовые лишения и даже разорялось. В этих условиях директора некоторых закрытых школ начали размышлять об интеграции с государственным сектором. Они готовы были предоставить места в своих школах для части желающих в обмен на финансовую помощь государства. Это привело в итоге к сокращению поступающих в высшие учебные заведения. В те годы почти не открывались новые университеты. Однако Оксфорд и Кембридж продолжали сохранять свое влияние. Почти все ключевые посты в правительстве, гражданских службах, в церкви и государстве продолжали занимать выпускники этих университетов. Большинство кафедр в других университетах оставались небольшими, испытывая финансовые трудности и недостаток в студентах. Сказывалась очевидная традиция - большинству населения высшее образование было не по карману.

Сущность Второй мировой войны, нередко называемой Народной войной, до сих пор является предметом острых споров. Осмысливая поражение Англии в 1940-1941 гг., многие стали искать его причины в государственных институтах. Политика предвоенных лет осуждалась за недостаток нововведений и игнорирование интересов рабочих. Строгое нормирование продуктов, непосильный призыв на войну, внезапное нападение врага сплотили различные слои общества. Влиятельные лица стали требовать интенсивной реформы образования, предоставления среднего образования для всех, предоставления более широких возможностей для получения высшего образования и полную интеграцию привилегированных закрытых школ в систему народного образования. Тем самым были разрушены все препятствия, сдерживавшие реформы межвоенного периода. Министры лейбористы заняли ключевые посты в правительстве, в частности в областях, связанных с внутренней политикой и послевоенным восстановлением. Война обострила нетерпимое отношение к старым порядкам. В соответствии с этими настроениями в 1944 г. после долгих дебатов был принят Закон Батлера об образовании. Учел ли этот закон требования населения военного времени? Только частично. Разделение между начальной и средней школами, настойчиво осуждавшееся в реформаторских кругах в период между войнами, было, наконец, ликвидировано. Впервые образование проводилось последовательно, от бесплатной начальной к средней ступени и далее к высшей школе. Местные власти получили право планировать учебный процесс, организовывать досуг детей и спортивную работу. Продолжительность обязательного образования в школе была увеличена. Планировалось создание колледжей в графствах, в которых можно было продолжить образование после окончания школы.

93

Все эти уступки радикалам в сфере образования были закреплены в законе 1944 г. и сохранились без изменений до 1988 г., когда они перестали удовлетворять современным требованиям. Тем не менее чувствовалось противодействие наиболее решительным изменениям со стороны политиков консерваторов. Элитарные закрытые школы все еще находились под покровительством высоких должностных лиц. Поэтому закрытые средние школы для мальчиков оставались неприкосновенными. Проблема этих школ, постоянно выдвигаемая политиками-реформаторами, вновь появилась в докладе Флеминга, опубликованном в 1945 г. Что будет делать правительство с этими школами, если родители пожелают учить своих детей только в них? Выдвигались предложения о некоторых формах интеграции, хотя дальше благочестивых намерений о разделе скудного имущества между местной властью и расположенными по соседству закрытыми школами для мальчиков дело не пошло. Большинство реформаторов надеялось, что эти школы исчезнут сами собой: либо из-за пересмотра размера оплаты, который лишит возможности обучения в них, либо обеспечение государственных школ возрастет настолько, что лишь небольшая часть родителей будет настаивать на обучении своих детей в закрытых школах. Принятый закон разрушил надежды тех, кто реформировал учебные программы. В докладе фактически не было сказано об общей программе средней школы, которая могла бы дать единые знания. Вызывал беспокойство и трехтипный характер среднего образования, т.е. разделение этих школ на грамматические, повышенного типа, технические и так называемые «современные» средние школы для широких масс. Правительство подвергалось критике за особое внимание к техническому образованию, за уменьшение числа обучающихся в университетах. Такого мнения придерживалась и часть интеллигенции, качнувшаяся вправо после окончания войны. Она подозрительно отнеслась к прогрессу научных дисциплин и стала защитницей христианской цивилизации.