Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-исторШкМира-05.doc
Скачиваний:
229
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
4.87 Mб
Скачать

1. Начало истории (XI-XVIII вв.)

В Англии воспитание молодого поколения еще с эпохи Нормандских завоеваний XI в. было прерогативой церкви. Это было время, когда организованные общественные институты, пришедшие из Рима, отстраняли непокорные остатки дохристианских кельтских племен. В этой ситуации церковь поручала своим служителям обучать детей латыни, а взрослых прихожан - вере, молитвам и ритуалам. По мере укрепления папства в Европе усиливалось и влияние католицизма на воспитание молодого поколения в европейских странах, включая и Англию.

Первые школы в Англии появились при кафедральных соборах и крупных монастырях. Их основной целью было религиозное воспита-

71

ние, необходимость постоянного пополнения клана священников, монахов, а также послушной паствы.

Средневековая церковь, как известно, постоянно воевала с ересями и обязывала священников и монахов постоянно помнить об этом. Они должны были владеть искусством риторики, уметь вести диспуты и хорошо знать юридические законы. А для этого нужны были школы и учителя.

Англия стала заявлять о себе в ХИ-ХШ вв., как, впрочем, и другие страны Европы. Этому способствовало прежде всего расширение торговых связей, развитие экономической активности. К европейскому миру подключался исламский мир, африканские страны и Китай. Контакты между странами различных регионов мира требовали письменной фиксации различного рода соглашений и договоров. Расширение функций государств неизбежно повлекло за собой и расширение образовательных возможностей для населения. Церковь при этом использовалась в качестве учреждения, одной из функций которого было образование, в том числе дипломатов. В среде духовенства были учителя латыни - языка дипломатов, и они были частью международного объединения, осуществляющего деятельность в сфере экономики и торговли. Фигуры клерикалов преобладали на высших государственных должностях. Школы и колледжи были основой накапливаемого ими богатства.

Рост торговли, экономической мощи способствовал созданию и распространению городов и поселков. Это было время, когда интенсивно развивались такие города, как Лондон, Ньюкасл и Йорк. Англия заметно отставала в формировании городской культуры по сравнению с Северной Италией или Нидерландами. Это осознавали правящие круги Англии, стремившиеся преодолеть свою отсталость посредством создания системы народного образования.

Уже в XII в. существовала сеть грамматических школ. Это были в основном небольшие школы с одним или двумя учителями, которых нанимали на короткий срок. Девочки посещали школы редко. Грамматические школы были становым хребтом школьной системы страны на протяжении многих веков. Здесь обучали латыни, чтению, умению вести дискуссии, что было крайне важно для будущей карьеры выпускников этих школ.

Чему и как учили детей высшей знати, королевской семьи, богатых феодалов? В основном эти дети обучались дома всему тому, что могло им понадобиться в жизни. В основном это была подготовка к войнам и воинским профессиям. Искусство наездничества, ведения войны, умение выжить в тяжелой битве, законы военного товарищества - таков был

72

круг умений и навыков, необходимых знатному молодому человеку. Другая сторона этого воспитания была не менее важной: музыка, спорт, литература, умение вести беседы, красиво ухаживать за дамой. Признаком изысканной аристократичности было наличие богатых библиотек, служивших подспорьем при обучении и воспитании отпрысков богатейших семей.

Как обучались и воспитывались дети из других слоев общества? Прежде всего сама среда была важнейшим средством воспитания. Тех, кто жил в городах, окружали прекрасно декорированные церкви, здания светского предназначения. Все это служило своего рода наглядным пособием для формирования вкуса. Основы воспитания детей закладывались в семье. Здесь детей учили работать, умению выживать в своей среде. Обязанностью семьи было воспитание детей в духе традиций и правил своего социального окружения, а также религиозное воспитание. Тем не менее, основное образование дети получали в небольших школах, где их обучали чтению и письму, как правило, на местном диалекте.

Конец XIV - начало XV вв. отмечены появлением плеяды выдающихся писателей и поэтов, таких, как Джефри Чосер (1340-1400), которые писали свои произведения на родном языке. Немало усилий для распространения грамоты, но уже на родном языке, приложили лолларды в XV в. - народные проповедники, участники антикатолического плебейского движения. Для того, чтобы широкие слои населения могли читать библию на родном языке, их идеолог, Джон Уиклиф (1320-1384), перевел библию на английский язык. В связи с этим резко возросла грамотность среди населения.

По мере распространения грамотности все больше возникала потребность в продолжении послешкольного образования. Соборы, монастыри, приходы владели огромными библиотеками, в которых были сосредоточены книги по философии, теологии, искусствам. Европейской традицией становилось странствование любознательных молодых людей в поисках богатых библиотек и знающих наставников. Они бродили из страны в страну по всей Европе. Так складывались центры, ставшие впоследствии университетами. Странствовали и молодые англичане в стремлении продолжить свое образование. Университеты в те времена следовали традициям средневековых гильдий, что сказывалось на правилах поступления, поведения, ношения особой одежды. Курсы образования - сначала теоретические, а затем и практические.

Первые английские университеты появились в XIII в. в Оксфорде и Кембридже.

73

Развитие английского общества в середине XVI в. привело к количественному росту предпринимателей и рабочих различных профессий. Одновременно росло и число сторонников общественного прогресса. Кроме того, в связи с необходимостью ведения обширного делопроизводства, учета сделок по поводу земельных владений и тщательных ревизий различных служб расширялся государственный аппарат. Все это, в свою очередь, требовало повышения грамотности населения и организации школьного обучения.

Важно отметить и значительные изменения в религиозной жизни, выделив два основных момента этого процесса.

Во-первых, реформация в Англии шла постепенно, а необратимый характер приобрела только в конце XVII в. Образование и школьное обучение пробивали себе дорогу в течение длительной борьбы, в которой Римская церковь уступала свои позиции весьма неохотно. В этом продолжительном конфликте реформаторы заслужили доверие населения Англии, сделав Библию общедоступной книгой. Реформированная новая англиканская церковь придавала особое значение контролю за школами, университетами и другими образовательными учреждениями. Университеты и школьные учителя поддержали реформаторскую церковь, ставшую официальной. Ожесточенная борьба против католицизма способствовала появлению радикального религиозного течения - пуританизма, которое в дальнейшем привело к религиозному сепаратизму. После революции 1688 г. возникло некое подобие ограниченного религиозного плюрализма. С XVII в. все реформистские движения выдвигали требование открытия новых школ (endowed) и новых колледжей в Оксфорде и Кембридже. Эти учреждения, поддерживаемые за счет денежных и земельных пожертвований, просуществовали вплоть до XIX в. С конца XVII в. различные религиозные группы открывали свои собственные колледжи и частные школы. Сначала они готовили священников, а по мере увеличения количества этих школ стали обучать часть населения основам новых знаний. Обучение в них отличалось от традиционного в классических средних (grammar) школах и университетах. Светские академии далеко отошли от классических учебных программ и всемерно способствовали изучению новых наук: современных языков, истории и географии.

С XVI в. на английское образование стали оказывать влияние европейские идеи. В Англию в это время часто приезжал Эразм Роттердамский (1469-1536). Он был другом одного из первых английских гуманистов Джона Колета (1467-1519) и помогал ему претворить в жизнь планы по открытию школы святого Павла. В начале XVII в. благодаря уси-

74

лиям Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) была сделана попытка провести исследования, целью которых было установить, какую систему образования следует ввести в стране. На основе результатов этих исследований и наблюдений был сделан вывод о необходимости преподавания на родном языке; в учебные программы университетов были внесены некоторые изменения.

Коренные изменения периода с 1640 по 1660 гг, часто называемые пуританской революцией, внесли новые идеи в процесс воспитания и обучения. Под влиянием педагогических идей Яна Амоса Коменского некоторые ученые разрабатывали схемы универсального начального образования на родном языке. Сэр Уильям Петти (1623-1687) предложил создавать ремесленные школы для обучения детей всех возрастов профессиональным навыкам. В результате процесс революции в образовании привел к многочисленным спорам, а в действительности был направлен на разрушение существующих школ и колледжей, на увольнение и смещение учителей и наставников.

Известно, что 1660-1760 гг. нередко характеризуются как времена упадка образования. Наиболее проницательные деятели культуры предлагали средства для совершенствования этого дела. Так, политик и философ Джон Локк (1632-1704) стремился упростить учебную программу, ввести в нее новые предметы и создать в образовательной системе соответствующие условия для формирования образцовых граждан. Для этого, по его мнению, следовало преодолеть невежество и суеверие населения. Существовало мнение, что реформы в просвещении несут в себе гуманное начало и способны улучшить человеческую природу. Эти идеи не нашли отклика в государственных институтах, радикальных светских академиях, частных школах и у отдельных учителей. Это свидетельствовало об упадке образования в государственных институтах, в частности в Оксфорде и Кембридже, находившихся под жестким церковным контролем. Число обучающихся в них сокращалось. Аналогичные процессы протекали и в существовавших на средства вкладчиков (endowed) классических средних школах. Впоследствии было затрачено немало усилий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Одни школы стали учитывать требования местных торговцев, фермеров, богатых ремесленников и интенсивно обучать их детей чтению, письму и арифметике. Другие школы выбрали иной путь. Честолюбивые директора обратили внимание на большую группу людей из различных слоев общества, проживавших в разных местах, которым нужна была помощь в изучении классических языков с целью подготовки к поступлению в университеты. Эти школы постепенно утрачивали местные связи и стремились

75

удовлетворить новые потребности общества. В результате они были вынуждены периодически менять свое месторасположение. Таким образом, система классических средних школ к XVIII в. лишилась своего единообразия.

Большие споры накануне промышленной революции велись по поводу повышения грамотности. В XVII в. рост числа продаваемых книг, в том числе и детских, а также календарей свидетельствовал о том, что люди живут в обществе, в котором печатное слово доступно большинству населения. Поэтому умение читать становилось все более важным и поощряемым. Обучение азам грамотности в семье было более доступным, чем в школах. Проблема грамотности становилась предметом многочисленных и ожесточенных споров. Так, доказывалось, например, что грамотность населения заключается не только в умении написать несколько простых предложений и поставить свою подпись. Обращали внимание на то, что уровень грамотности отражал классовое разделение общества. Для более грамотного общества характерен и более высокий уровень жизни. На более низком социальном уровне было меньше сторонников обучения чтению. В правящих кругах шли постоянные споры по поводу необходимости всеобщей грамотности населения. Некоторые писатели XVIII в. предупреждали о том, что грамотность больших групп населения представляет угрозу для общества. Бедные, по их утверждению, стали бы в этом случае ленивыми, наглыми и по-настоящему мятежными, поэтому большинство людей должно быть неграмотным. Устное традиционное слово, с помощью которого необходимые знания передавались от старых к молодым, считалось при этом наиболее подходящей формой обучения.

Проанализируем, что же происходило в данный исторический период. Религиозная реформация, остававшаяся непоследовательной на протяжении двух веков, периодически подвергалась нападкам с континента со стороны противников реформации и постоянно критиковалась изнутри наиболее радикальными ее сторонниками. В результате конституционных битв, бушевавших в течение всего XVII в., в 1689 г. было заключено соглашение, согласно которому монархия и парламент должны были сосуществовать. Кроме того, была укреплена англиканская церковь, при этом ограниченную свободу получило большинство протестантских течений. И, наконец, было достигнуто соглашение, которое предоставляло жителям право собраний, протестов и подачи жалоб. Это соглашение выдержало проверку временем. В то время, как большинство стран Европы было вовлечено во внутренние конфликты и разрушительные войны, Англия в XVIII в. развивалась в условиях внутренней

76

стабильности и относительного спокойствия. В результате успешных войн произошло объединение английского и шотландского парламентов, росло число финансовых и коммерческих институтов. Господствующий класс аристократов и мелкопоместного дворянства, имеющий глубокие местные и имущественные корни, уверенно управлял нацией на пути преобразований. Этот класс вынес два ценных урока из нестабильности двух предыдущих столетий. Во-первых, инстинкт самосохранения заставил его быть более гибким и приспосабливаться к преобразованиям и реформам. Политические споры чаще всего сводились к срокам и объему преобразований, а не к полному их сдерживанию. Во-вторых, этот класс не скрывал своей враждебности к управлению из центра и к общенациональным инициативам, опираясь на устойчивую поддержку провинций. Это обстоятельство имело важное значение при становлении английской системы образования.

Методы воспитания и образования правящей элиты вызвали острые споры с 1750 г. Сторонник естественного воспитания Локк ратовал за строго контролируемое частное образование. Это означало, что в раннем детстве о детях должны были заботиться семья и гувернантки. Впоследствии гувернантки заменялись тщательно подобранными частными учителями мужчинами, которым поручалось обучение и воспитание детей. Кроме того, учителя должны были сопровождать своих воспитанников в небольшие частные школы, вплоть до завершения их образования в Оксфорде или Кембридже. Последней стадией образования джентльменов было их длительное пребывание в Европе (большое турне), для чего также нанимался наставник. Он докладывал родителям об успехах ученика в учебе и поведении. Считалось, что на таком пути создаются условия для формирования будущих лидеров страны.

Однако существовал и другой путь образования. Многие будущие лидеры в раннем возрасте помещались в различные школы со специализированной подготовкой. Это, например, школа в Итоне, которая отличалась традиционным связями с монархией; школа в Винчестере, готовившая преимущественно будущих церковных лидеров; школа в Вестминстере, тесно связанная с государственными торговыми учреждениями Лондона и юристами. В течение XVIII в. возникли новые конкурентоспособные школы, в частности Харроу, расположенная в сельской местности недалеко от Лондона. Она вскоре стала альтернативной Итону, чьи сомнения в идеалах торизма и явные симпатии к сторонникам якобинцев отталкивали стоящих у власти аристократов. В конце XVIII в. эти школы отличались жесткой дисциплиной в классах и почти полной свободой после окончания уроков. Юношам разрешалось иметь свои

77

собственные жизненные установки, которые нередко впоследствии забывались, выбирать своих школьных лидеров, вступать в контакты, а иногда и поспорить с местным населением. Часто условия жизни в этих школах были столь непритязательны и жестоки, что приводили в ужас чувствительных родителей. Но такие школы имели и свои положительные стороны. Прежде всего будущие лидеры знакомились здесь с законами общества, в котором существовали насилие и жестокость. В этих школах даже самые знатные аристократы обучались искусству выживания, умению защищать себя в среде своих сверстников.

Многие городские жители - торговцы, духовенство, банкиры, мелкопоместные дворяне - отдавали своих детей в местные средние школы, в которых закладывались основы знания классических языков. Эти школы готовили к поступлению в старейшие университеты. Для многих из этих школ в конце XVIII в. наступили сложные времена. Некоторые теряли своих спонсоров и были вынуждены бороться за существование. В этом случае увеличивали плату за учение и, учитывая потребности местного общества, больше внимания уделяли обучению профессиональным навыкам. Другие школы, управляемые более мудрыми попечителями, принимали учеников из местного населения и других районов. И тем не менее эти школы, существовавшие за счет взносов, испытывали острый дефицит средств. Альтернативой паевым школам стали частные коммерческие школы, нередко связанные с церковью. В эти школы принимались учащиеся не только из среды духовенства. Их привлекательность объяснялась новой учебной программой, которая основывалась скорее на современных, чем на классических языках. Больше внимания здесь уделялось обучению основам наук и коммерческим предметам — таким, как бухгалтерии и математике. Это привлекало многих молодых людей из зажиточных семей.

Какое образование могла получить накануне промышленной революции основная масса населения? Это зависело от местности, населения, семьи и даже от вероисповедания. Каждое из этих обстоятельств влияло на уровень грамотности. Так, некоторые церковные общины обучали членов своей общины читать и понимать Библию и даже труды таких классиков пуританизма, как, например, Джон Мильтон (1608-1674). Однако такой путь образования устраивал не всех верующих, особенно тех, кого в религии привлекали эмоции и интуиция. Во многом образование зависело и от семейного достатка, который был немаловажным фактором экономического выживания. Те, кто в процессе обучения получили основы знаний и профессиональные навыки, яснее представляли себе значимость умения читать, считать и писать, чем кре-

78

стьяне, составлявшие большинство трудоспособного населения конца XIX в. Немаловажной была и принадлежность к полу. Так, для молодых девушек их последующая жизнь требовала умения управлять домом и выполнять домашнюю работу. Ремеслу обучали молодых более опытные старые рабочие.