Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

dom-lazhechnikova

.pdf
Скачиваний:
136
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
6.31 Mб
Скачать

241

По страницам коломенских газет

Интересные факты из жизни районной библиотеки имени И.И. Лажечникова можно обнаружить, листая страницы коломенских газет.

Письмо в редакцию

Уважаемый редактор! Прошу поместить в вашу газету следующее письмо: Придя в библиотеку имени Лажечникова, я стал сдавать две книги.

Библиотекарша видя, что я рабочий, краснея и переминаясь, мне объявляет, что я за просрочку 2-х книг в количестве 15 дней должен заплатить три рубля золотом. Таково распоряжение политпросвета.

Не думает ли политпросвет, что он этим может отбить от посещения библиотеки рабочего читателя, т.к. у него свободного времени меньше, чем у неработающего обывателя.

Блудливый огонек

От редакции:

Редакция по этому вопросу имела переговоры. Этот штраф вводится политпросветом для того, чтобы книги читателями возвращались в срок. При введении этой меры наблюдается более точный возврат книг.

(Голос труженика. 1923. 14 ноября)

Забытое сокровище

Вековой опыт целых поколений и наиболее одаренных природными задатками людей фиксируется в книгах, которые складываются в определенном месте – в библиотеке. В Коломне есть такое сокровище – Центральная библиотека.

Как же пользует эту сокровищницу наше местное население? В Коломне по приблизительным статистическим сведениям численность населения достигает до 18000 ч., а читателей в библиотеке около 600. Чем это объяснить?

Недостатком ли книг, отсутствием ли надлежащей работы по популяризации их, неудобным временем, в которое открыта библиотека, или ещ¸ что? Отнюдь нет.

Библиотека в настоящее время пополняется тысячами томов новейших изданий. Устраиваемые выставки книг, рекомендательные списки, каталог книг, полное руководство советами со стороны библиотекарей, – все это делается с целью дать

возможную помощь читателям разобраться в книжном лабиринте.

Но наше население до сих пор недостаточно осознало важность участия книги в жизни каждого человека, оно ещ¸ не нашло места в ней.

Многие тычутся в поисках руководств в своей практической деятельности – ищут в докладах, лекциях, персональных разговорах с отдельными товарищами, и лишь изредка обращаются к помощи лучшего друга человека – к книге.

На седьмом году революционной борьбы этот пробел всем населением должен быть осознан. Опытом столетий и тысячей людей мы не можем пренебрегать.

Этот опыт в книге, а книга в библиотеке.

Иди в библиотеку все, кто хочет иметь правильное представление не только о прошедшей и настоящей жизни, но и о будущей.

Пик (Голос труженика. 1923. 5 декабря)

Книгу лицом к деревне

Центральная библиотека обслуживает только город и рабочие районы, деревня же по-прежнему остается без книг.

242

Уполитпросвет должен расширить работу Центральной библиотеки по обслуживанию деревни книгами. Правда, это потребует не мало средств, но организовать на первое время хотя бы небольшое количество передвижек можно.

Это будет большим шагом вперед в деле укрепления смычки города с деревней и усиления культурно-просветительной работы.

Дм. Поздняков (Коломенский рабочий. 1925. 28 июля)

Рост числа читателей

С 1 января число читателей районной библиотеки выросло на 1779 человек. Библиотека проводит большую массовую работу. За последние три месяца

библиотекой проведено 407 громких читок.

Л. Ершова, зав. районной библиотекой (Коломенский рабочий. 1941. 29 апреля)

Библиотека в дни войны

Помимо основной работы с читателями, Центральная библиотека в дни войны ведет большую работу.

Три раза в неделю, вечерами читаются газеты в общежитии заготконторы Мосплодоовощ. В помещении библиотеки оформлены два фотомонтажа на темы: «Раздавим фашистских гадов» и «Разгромим фашистских налетчиков».

Помимо этого еще организованы витрины, иллюстрирующие связь тыла с фронтом, готовность населения к войне, работу наших оборонных кружков.

Центральное место в зале библиотеки занимает книжная витрина – «Все силы на разгром врага». Здесь подобрана вся популярная антифашистская литература последних дней.

Другаябольшаявитрина–«ВсесилынаподдержкуКраснойАрмии»,оформленная из журнальных и газетных материалов, установлена в вестибюле библиотеки.

Библиотека уделяет большое внимание колхозам, систематически обновляя литературу библиотек изб – читален.

Л. Ершова (Коломенский рабочий. 1941. 23 сентября)

Люди со «вкусом»

Чтобы записаться в нашу городскую библиотеку, надо сдать какую-нибудь книгу. Из небольшого числа имевшихся у меня я выбрал «Науку и демократию» Тимирязева.

– С этой книжкой записаться нельзя, – послышался ответ.

Другой человек, также пожелавший записаться в библиотеку, принес избранные произведения Жуковского.

– Не подходит, – услышал удивленный посетитель.

Спрашивается, какие же «подходят» книги? Что и говорить, странный литературный «вкус» и порядки у работников библиотеки.

А. Орлов (Коломенский рабочий. 1946. 16 апреля)

Читатель сам выбирает книгу в районной библиотеке

Кто из жителей Коломны и Коломенского района не знает этого дома на Советской (в настоящее время Лажечникова – À.Ä.) улице? На здании вывеска: «Районная библиотека». Это одна из старейших библиотек Подмосковья. Она открыта более шестидесяти лет назад. И все эти годы было так: подходил читатель к барьерчику, библиотекарь предлагал читателю одну-другую книгу, рассказывал о

243

новинках. Пока читатель подберет книгу по вкусу, пройдет пять, а может быть и десять минут. Ведь вкусы и запросы у людей разные, а на стеллажах десятки тысяч томов. И в это время уже выстраивается очередь возле деревянного барьерчика …

Òàê áûëî …

 

Íî

âîò

недавно

 

 

появилось

на двери

 

библиотеки объявление:

 

«Закрыто на ремонт».

 

Рабочие белили стены,

 

красили двери, оконные

 

рамы. Светлее, уютнее

 

стало

в помещениях.

 

Однако главная перемена

 

заключалась в другом.

 

Ê î ã ä à 4 à ï ð å ë ÿ â

 

библиотеку вновь пришли

 

посетители, они обратили

 

в первую очередь внимание

 

на то, что исчез барьер,

 

отделявший до недавнего

 

времени книжные фонды

Сотрудники библиотеки. 1974 г.

от читателей. По-новому

На заднем плане – старое здание библиотеки.

расположены полки.

 

– Пальто повесьте

 

сюда и проходите к полкам, сами выбирайте, пожалуйста, себе книгу по вкусу. Указатели расскажут вам, где и какие разделы находятся, - обращается библиотекарь Ольга Шарапова к посетителям.

Вот здесь у нас книги русских классиков, здесь советская литература, тут произведения Владимира Ильича Ленина, – поясняет Евгения Семеновна Маркелова.

Очень удобен новый метод, – сказала читательница Людмила Кузнецова.

Мне нужна была литература по машиноведению. И я быстро подобрала две хорошие книги. Об одной из них я даже и не знала раньше.

Одобряют новшество и студентка С. Шукаева, и старейший читатель И.И. Поляков, и многие другие.

Отдельные читатели, которые или очень спешат, или еще мало знакомы с литературой, просят библиотекаря помочь подобрать им книгу. Это сделать нетрудно. К тому же возле столика библиотекаря есть несколько полок со специально подобранной литературой. Это, надо сказать, «подсобный фонд».

Весь коллектив библиотеки (заведующая Т.П. Брысина) много и напряженно потрудился, готовясь к работе по методу открытого доступа к книгам. Трудности заключались в том, что помещение не очень-то просторное, пришлось экономно использовать каждый квадратный метр. Надо было оборудовать несколько новых стеллажей, перегруппировать все книги. А их ни много ни мало – 50 тысяч.

Èвот библиотека открыта. Первые отзывы свидетельствуют о том, что читателям по нраву пришлось новшество, осуществленное в одном из старейших культурных очагов нашего города. Его коллектив первым из числа библиотек города, обслуживающих взрослое население, ввел открытый доступ к книжным фондам. Что ж, пример, достойный подражания!

Ê.Юрьев (Коломенская правда. 1960. 9 апреля)

244

Р. Славацкий

… Улица Лажечникова (приглашение к путешествию)

Коломна – странный город. Попадая в Кремль или на Посад, невольно чувствуешь, как зыбка и подвижна так называемая «реальность». Литературные образы, созданные прошлыми поколениями писателей, наполняют Старый Город пленительными (а подчас – и пугающими) призраками.

Èэта «другая реальность», так напоминающая сказочные «параллельные миры» замечательного фантаста Клиффорда Саймака, делает прогулку по древней Коломне настоящим литературным приключением.

Вымышленные герои и прототипы их, легенды и подлинные обстоятельства из жизни знаменитых людей – вс¸ это сплетается в причудливый многоцветный ковер, полный тайны и очарования.

Одна из самых богатых литературно-краеведческими ассоциациями улиц Коломны стала, конечно же, улица Лажечникова. Она пронизывает историю Коломны, как стрела.

Èпроходя от безмолвия «Блюдечка» до современной суеты автомобильного перекрестка, мы словно пересекаем протекшие здесь волны столетий…

Блюдечко. Лажечников

Старинный сквер… Две тысячи лет застыли в н¸м, словно вода в заколдованном колодце. Здесь стоял древний финно-угорский пос¸лок, подаривший нам это загадочное слово: «Коломна»…

А потом сюда пришли славяне, и вот уже восемь с четвертью веков имя этой крепости не исчезает из памяти людской. Ещ¸ в XIX столетии тут сохранялись руины старинной стены. Сколько видений древности веяло здесь! Старый Лажечников вспоминал свои детские годы и «…лунные ночи на обломке башенного зубца при шуме вод смиренной Коломенки, лениво движущих мельничные кол¸са; ночи, когда я воображал себя на месте грустного изгнанника, пересел¸нного Грозным из великого

Сокращенный вариант статьи впервые был опубликован в газете «Артинформ», ¹¹ 4 (16) – 5 (17) 2002 г.

Новгорода в Коломну…»1  Но стоит выйти за ограду сквера – и мы попадаем в иные времена.

Перекресток

Здесь скрещиваются эпохи и пути, здесь сходятся две главные улицы (под прямым углом, как в древнеримском военном лагере). Главная духовная ось – Успенская улица (до сих пор оскверн¸нная именем какого-то большевицкого проходимца). И если глянуть налево – увидишь сказочную панораму Соборной площади. А направо уходит к Маринкиной башне Косая гора, в окрестностях которой поселил своего «музееведа Грибоедова» Борис Пильняк2 .

И здесь мы подходим к весьма занятной теме соотношения творчествасовременныхписателейспроизведениямиЛажечникова. Казалось бы – трудно себе представить более непохожих друг на друга сочинителей, чем Лажечников и Пильняк. А между тем они связаны самым непосредственным образом! Достаточно перечитать очерк «На родине Лажечникова»3 .

Улица Брусенская (Лажечникова) в начале ХХ века. 

1 Лажечников И.И. Новобранец 1812 года (Из моих памятных записок)

//Клятву верности сдержали. М., 1987. С. 272.

2 Пильняк Б. Волга впадает в Каспийское море // Собр. соч.: В 3 т. М.,

1994. Ò. 2. Ñ. 40.

3 Ñì. íàñò. èçä.

246

Вообще говоря, это произведение Пильняка являет собою классический пример вдохновенного литературного вранья. Сюжет очерка составляют почти детективные поиски Дома Лажечникова, который на самом деле был превосходно известен любому читающему коломенцу. Но зато с каким блеском создан неповторимый художественный образ Старого Города! И, на мой взгляд, эти страницы относятся к числу самых т¸плых и человечных в пильняковском творчестве…

К югу от этого перекр¸стка, обрамл¸нная двумя роскошными усадьбами, ид¸т главная административная ось Старой Коломны

– улица Лажечникова (бывшая Брусенская). Прошлого названия жаль, но мы понимаем, что и Лажечников здесь не чужак.

Просторная усадьба слева (дом ¹ 15) когда-то принадлежала купцам Духиновым, потом здесь жила семья генерала Тыртова, затем поселился полковник Колчинский. На рубеже XIX – ХХ вв. е¸ отреставрировали в духе изящного неоклассицизма и тут разместилась женская гимназия Подаревской. Жаль, что красивое здание приведено в упадок спортшколой «Комета», но вс¸ же основные формы ансамбля сохранились. И стоит лишь чуть прищурить глаза – так и видишь стайку гимназисток в коричневых форменных платьицах и зел¸ных передниках.

А напротив красуется выстроенная в духе величественного Ренессанса усадьба кожевников Петровых (дом ¹ 18). С 1917 г. здесь обитал Союз кооперативов. Слышишь это название – и в памяти как бы сама собой оживает «тетюшанская гомоза» из «Театрального романа» Михаила Булгакова. И как живой предста¸т злосчастный бездомный кооператор Василий Петрович, деверь писателя Егора Агап¸нова (столь похожего на Пильняка).

Лозовский

Пройд¸м чуть дальше, минуем пару деревянных домов – и вот уже слева открывается нарядное двухэтажное здание из кирпича на солидном белокаменном цоколе, радующее глаз своей живописной эклектикой. Одно время тут размещалось Дворянское собрание. Но больше всего дом славится тем, что в н¸м в¸л при¸м больных выдающийся коломенский врач Лозовский.

МодестАлександрович–фигуравнашейисторииколоритнейшая, почти мифологическая. Он отличался необыкновенным размахом

247

 

 

 

общественной деятельности,

 

 

неоднократно избирался

 

гласным

коломенского

 

уездного

земства, был

 

попечителем Никульской

 

земской школы. Лозовский

 

í à õ î ä è ë ñ ÿ â ÷ è ñ ë å

 

инициаторов создания

 

ï å ð â î é ê î ë î ì å í ñ ê î é

 

общедоступной библиотеки

 

им. Лажечникова. Он стал

 

первым руководителем

«...дом славится тем, что в нем вел

народной бесплатной

библиотеки-читальни им.

прием больных выдающийся

А.С. Пушкина.

коломенский врач М.А. Лозовский»

Ко всему тому Лозовский

 

 

отличался яркой страстностью натуры и заслуженно носил лавры первого коломенского сердцееда.

Но главное, конечно же, – его необыкновенный врачебный талант. Мало того, что Лозовский, будучи человеком состоятельным, не брал денег с пациентов, трудился «безмездно». Он ещ¸ обладал выдающимся чуть¸м диагноста. Бывало, к нему отправляли на консультацию своих пациентов даже такие корифеи, как Хабаров или Брушлинский. И часто Лозовскому приходилось быть «последней инстанцией» для больных не только из коломенского края, но и сельских уездов.

Модест Лозовский умер в 1922 г., и его похороны собрали невиданное множество народа – своеобразную демонстрацию общественной признательности. Проходили годы, Петропавловское кладбище закрыли, могилу великого врача и благотворителя ст¸рли с лица земли, но память о н¸м сохранилась среди коломенцев. И свидетельство тому – мемориальный знак в честь Лозовского.

Некогда земельное владение, о коем мы ведем рассказ, имело продолжение. А теперь на углу улиц Лажечникова и Казакова (Дворянской) – пустырь. Прежде тут находилась известная «Фотография Бортняева». Редкая потомственная коломенская семья не имеет фото, где на обратной стороне паспарту вьются роскошные бортняевские вензеля.

Флигель почтово-телеграфной конторы

248

Почта

Зато напротив сохранилось другое, не менее важное здание

– комплекс бывшей уездной почтово-телеграфной конторы (Лажечникова, 12, 14). По ней улицу называли также Почтовой.

Главное здание, протяженное, одноэтажное, выстроено на рубеже XVIII – XIX в.в., это пример неброского коломенского классицизма. В 1874 г. дом перестраивался по проекту архитектора Мальгрена. Рядом с основным корпусом – флигель. Здесь было помещение для ночлега проезжающих. Ходят легенды, что тут ночевал Пушкин, в 1851 г. здесь побывал Гоголь, а позднее останавливался Лажечников, в пору, когда гостил у брата в Кривякине. Во всяком случае, с этой почты он отправлял свои письма в Москву и Петербург.

По Брусенской улице проходил юныйДостоевский (в соседнем монастыре совершала монашеский подвиг сестра его няни)4 . Молодой Куприн отсюда направлялся на Успенскую, где в начале ХХ века жил у сестры,

Зинаиды Нат5 . А выдающийся ученый-биолог и прекрасный новеллист Александр Чаянов гулял по брусенской мостовой со своим героем – «московским архитектором М.» (из «Истории парикмахерской куклы»)6 .

Несчастный «московский Казанова» Владимир М. пытался провинциальной идиллией излечить душу, пресыщенную столичными наслаждениями. Впрочем, унылая опустош¸нность не изменила специфику его взора. Опытный искуситель отметил и

4 Указано В.А. Викторовичем.

5 Маевский И.В. Коломенские достопримечательности // Подмосковная Коломна. М., 1994. С. 58.

6 Чаянов А.В. Венецианское зеркало. Повести. М., 1989. С. 26 – 30.

249

жену ветеринарного врача, даму «в ж¸лтых ботинках, оранжевом платье, плотно облегающем стройный стан и зел¸ной шляпе с пером». Кроме того, он признал «двух гимназисток в белых чулках и козьих полусапожках весьма свежими и занятными»

è«заметно оживился, заметя стройных монашек Брусенецкого монастыря». Описывая «гостиницу Швар¸ва» (читай – гостиницу Фролова, расположенную недалеко от улицы Лажечникова), Чаянов рассказывает о вечере, проведенном Владимиром М. в гостиничном номере:

«В шкафу, куда повесил сво¸ пальто, наш¸л он книгу, разорванную и забытую кем-либо из его предшественников. Это был «Ледяной дом» Лажечникова, повествование, вполне подходящее к жажде провинциальных впечатлений.

Владимир отрезал большой кусок ветчины, налил себе пива

èначал читать страницу за страницей, запивая калинкинской влагой похождения сподвижников Петра».

Возвращаясь на улицу Лажечникова, к стенам обители, надо заметить, что вообще-то Успенский монастырь называется Брусенским, а не «Брусенецким». Да какой спрос может быть с «московского Казановы»! Оставим его идти навстречу своей ужасной участи, а сами взглянем на древнюю обитель незамутненным взором.

Брусенский монастырь

Ему 450 лет!.. И суровый шатер Успенской церкви, показываясь из-за алой монастырской ограды, напоминает о временах Иоанна Грозного, о взятии Казани и о строительстве в 1552 году монастыря-памятника…

За его причудливой готической стеной сохранился единственный участок средневековой Коломны, избегший регулярной перепланировки в эпоху Просвещения. Некогда монастырь напоминал настоящий городок, в котором больше двух десятков деревянных келий в молитвенном покое таились среди кустов благоуханной сирени.

Èреял чуть поодаль зловещий силуэт Маринкиной башни.

Àв Пятницкой часовне, устроенной в Грановитой башне, горели свечи и теплился ш¸пот молитв… Ныне почти все деревянные кельи разрушены. Но живописное расположение каменных

250

корпусов напоминает о «допожарной Коломне», уничтоженной огненным бедствием 1799 года…

И замыкается этот каменный заповедник творением Казакова – драгоценным венцом «русской готики». Белокаменная резьба с мудр¸ной масонской символикой на башнях ограды вскипает в их царском багрянце, словно морозная пена в чаше алого вина.

 1820-å ãîäû òóò

Вид на Брусенский монастырь над центральными воро- с улицы Лажечникова. Фото 2002 г.

тами поставят звонницу, а в середине XIX в. монастырь украсится громадой Крестовоздвиженского собора. И пусть кажется наивной его эклектика. Он вс¸ же очень наряден, даже несмотря на следы разрушений. Храм выстроен в тон всему ансамблю: красно-белым. Особенно хороши сочные фигурные наличники на упругих гроздьях аспид.

Здесь же, у алтаря, нашла последнее упокоение строительница грандиозного здания – игуменья Олимпиада, поставленная в монастырь самим святителем Филаретом в 1848 г. Е¸ жизненный путь, протекавший под благодатным покровом чудотворной Казанской иконы, сопровождался многими удивительными и чудесными событиями.

Дальше, по той же стороне улицы – дома брусенских священников и диаконов. В одном из них, в том, что рядом с башенкой, родился и вырос владыка Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, которому суждена была мученическая кончина в 1937 г.

Управа

Если же возвратиться взором на другую сторону улицы, увидим главное административное здание Старой Коломны – бывшую Городскую управу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]