Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MP_-_Kedrovskaya.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
157.06 Кб
Скачать
  • Возможность деления субъектов мп по отраслевому признаку.

По примеру внутригосударственного права возможно деле­ние субъектов по отраслевому признаку. Если субъекты кон­ституционного (государственного) права — это не то же самое, что субъекты гражданского права, а последние в свою очередь не тождественны субъектам административного или уголовного права (при этом имеются в виду не только и, может быть, не столько категории и наименования, сколько особенности пра­вового статуса), то почему не признать, что субъекты права внешних сношений (дипломатического и консульского пра­ва) — это не то же самое, что субъекты права международных организаций или тем более субъекты международного гумани­тарного права (и здесь решающее значение имеет оценка осо­бенностей правового статуса соответствующих субъектов).

  1. Международная правосубъектность.

  • Применение в международно-правовых актах терминов “правосубъектность” и “правоспособность”.

С понятием субъекта международного права связана харак­теристика международной правосубъектности — обобщающего термина для обозначения соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности. Сам термин «междуна­родная правосубъектность» присущ не только научной терми­нологии, но и многим международно-правовым актам. В качестве примеров можно привести положение Декларации о прин­ципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответст­вии с Уставом ООН (1970 г.) о том, что «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств», норму ст. 176 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой Орган по морскому дну «обладает международной правосубъ­ектностью, которая может оказаться необходимой для осущест­вления его функций и достижения его целей», положение ч. 1 ст. 4 Римского статута Международного уголовного суда: «Суд обладает международной правосубъектностью», формулировку ч. 1 ст. 5 Устава Объединенного института ядерных исследова­ний о том, что «Институт в соответствии со статусом межпра­вительственной организации обладает международной право­субъектностью...», а также недавнюю Декларацию о сотрудни­честве между Российской Федерацией и Организацией экономического сотрудничества и развития, ст. 3 которой на­зывается «Правосубъектность Организации».

Нередко при регламентации международного статуса субъ­екта применяется термин «правоспособность», но в его содер­жание вкладывается комплексный смысл, подразумевающий способность к самостоятельному осуществлению прав. Таковы, например, ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которой «каждое государство обладает пра­воспособностью заключать договоры», ст. 104 Устава ООН, со­гласно которой Организация пользуется на территории каждого из своих членов необходимой для выполнения ее функций пра­воспособностью, а также нормы учредительных актов ряда дру­гих международных организаций.

Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Ко­личественная мера — это совокупность прав и обязанностей субъекта. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в со­вокупности прав и обязанностей.

Права и обязанности субъектов неоднородны.

Изначальными являются основные права и обязанности, не­посредственно порождаемые международной правосубъектно­стью и служащие предпосылкой международных правоотноше­ний.

Основные права и обязанности можно разделить на две группы: основные общесубъектные права, присущие всем катего­риям субъектов, и основные субъектно-видовые права, свойст­венные определенной категории субъектов.

К первой группе относятся: право (юридическая способ­ность) участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т. е. взаимодействия с другими субъекта­ми; право реализации в этих отношениях своих субъектных правомочий и несения обязанностей; право защиты своих прав предусмотренными юридическими средствами; обязанность уважения статуса других субъектов; обязанность добросовест­ного соблюдения международных принципов и норм.

Ко второй группе применительно к государствам относятся: право участвовать в создании международно-правовых норм прежде всего путем заключения международных договоров; право устанавливать дипломатические и консульские отноше­ния с другими государствами, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами; право быть членом уни­версальных и региональных международных организаций и иметь при них свои представительства; право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную и кол­лективную самооборону.

Основные обязанности, государства определяются содержа­нием основных принципов международного права и включают сотрудничество с другими государствами, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой или ее примене­ния и т. д.

Относящиеся к этой группе субъектно-видовые права и обя­занности международных организаций определяются их устава­ми или иного рода учредительными актами соответственно Функциям каждой из них.

Другие, не основные, права и обязанности субъектов между­народного права представляют собой конкретные результаты волеизъявления, деятельности самих субъектов. Реализуя свое право заключения международных договоров, государства, меж­дународные организации и некоторые другие субъекты устанав­ливают для себя и для находящихся под их юрисдикцией субъ­ектов индивидуальные права и обязанности, содержание и объем которых могут изменяться при заключении новых договоров.

Каждое государство, участвуя в том или ином международ­ном договоре, прежде всего принимает на себя определенные обязательства и согласовывает с другими государствами свои правомочия, вытекающие из данного договора. Вместе с тем оно фиксирует в договоре права и обязанности, адресованные своим компетентным органам, должностным лицам, своим гра­жданам и иным находящимся под его юрисдикцией лицам.

Взаимосвязь права и обязанности можно показать на приме­ре норм ст. III Договора по открытому небу от 24 марта 1992 г.:

«1. Каждое государство-участник имеет право проводить на­блюдательные полеты в соответствии с положениями настоя­щего Договора.

2. Каждое государство-участник обязано принимать наблю­дательные полеты над своей территорией в соответствии с по­ложениями настоящего Договора».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]