Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Калмыков.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
2.21 Mб
Скачать

18.2. Социальное предвидение.

методы прогнозирования и типы

социальных прогнозов

Древнегреческий историк Геродот вопрошал: «Каждый человек стоит у дверей собственной судьбы, но что за ней, за этой дверью?». Проблемами «конструирования» будущего занимались Платон, Августин Блаженный, Мор, Фурье, Оуэн, Чернышевский, классики марксизма и др. Вместе с тем высказывается и негативное отношение к предвидению. Так, К. Поппер в свой работе «Нищета историцизма», не отрицая в принципе возможности социальных предсказаний, считал, что научной теории исторического развития, которая рационально давала бы прогноз на будущее, не может быть. Такой подход, между прочим, опирается на определенные основания, так как для социальных процессов характерна многофакторность, поливариантность, хаотичность в сочетании с упорядоченностью. Все это делает прогнозы чрезвычайно сложными, но не отвергает возможности предвидения.

Традиционные методы социального прогнозирования, основанные на классической рациональности, обладают рядом недостатков: одномерность, линейность, безальтернативность и др. В основе социосинергетики лежит принципиально иной мировоззренческий подход – философия нестабильности. (При этом не отбрасывается и принцип относительной устойчивости.) Это позволяет при построении моделей исторических процессов учитывать такие особенности систем, как неопределенность, нелинейность, поливариантность.

Различают обыденное (по приметам), интуитивное и научное предвидение.

Предвидение – знание о будущем, о том, что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Гносеологической основой предвидения служит способность человека к опережающему отражению действительности, способность абстрактного мышления выходить за пределы непосредственно данного и создавать идеальные картины будущего. Противоречивая природа мира, выступающего как результат предыдущего исторического процесса и одновременно как основа возможности отрицания этого результата, выступает объективной предпосылкой научного предвидения. Будущее формируется не только прошлым и настоящим, но оно само оказывает корректирующее воздействие на поступки ныне живущих людей, сообразующих свои действия с представлениями о будущем.

Свойственный детерминизму классического образца подход к действительности, по мнению И. Пригожина и И. Стенгерса, рисует картину природы как рационального калькулятора, а также строго упорядоченной истории. В противоположность классике, современная наука и философия предполагает иной тип детерминизма и предвидения, допускающий, наряду с определенностью и предсказуемостью, плюрализм и нелинейность. Как в естественнонаучных, так и в гуманитарных проекциях на смену научного предсказания в строгом смысле слова приходит презумпция «проблемного описания».

Философия будущее общества рассматривает как вероятностное состояние, в соотношении возможности и действительности, что зависит от множества объективных и субъективных факторов. Специальный термин «футурология» как комплекс представлений о будущем появился в 40-х гг. ХХ в., в связи с развертыванием НТР. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответы на вопросы о том, что может реально совершиться в будущем, когда этого следует ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.

К основным методам социального прогнозирования (их различным сочетаниям и вариациям) относятся: экстраполяция; историческая аналогия; моделирование; сценарии будущего; экспертные оценки. Выделяются типы прогнозов: поисковые; нормативные; аналитические; прогнозы-предостережения.

В рамках западной футуросинергетики разработаны сценарии: а) сохранение современного положения; б) мировая тоталитарная система; в) новое средневековье (технологическое торможение, свертывание науки и образования, уменьшение населения); г) раскол мирового сообщества (исчерпание возможностей стабилизации); д) экологическая катастрофа; е) переход к ноосфере (поддержание фундаментальной науки, высоких технологий, укрепление мирового единства). Эти сценарии образуют связанное единство, процесс может развиваться на основе их комбинаций.

Приведем некоторые конкретные прогнозы.

Немецкий ученый Х. Групп, опираясь на итоги опроса почти 900 ученых, экономистов и других специалистов (участники опроса основывали свои прогнозы на проектах либо уже находящихся в стадии воплощения, либо на подступах к ней), дает следующий прогноз важнейших научных открытий на первые два десятилетия ХХ² в.:

  • в области техники: в обиход войдут миниатюрные видеотелефоны со встроенными компьютером и телефаксом; микропроцессоры уменьшатся в размерах в 300 раз, но подешевеют, область их применения значительно расширится; компьютеры будут переводить наиболее распространенные языки; скорость поезда на магнитной подушке превысит 1000 км в час, новый магнитно-реактивный двигатель позволит космическим кораблям землян устремиться к отдаленным планетам;

  • в области энергетики: аккумуляторы машин будут заряжаться от солнечных миниэлектростанций; в пустынях и космосе построят солнечные электростанции, ток от которых пойдет в промышленно развитые районы по сверхпроводящим линиям; начнется массовое строительство жилых домов с солнечными батареями на крышах и фасадах; водород, полученный фотоэлектрическим способом, станет одним из важнейших поставщиков энергии;

  • в области биологии и медицины: будет освоена новая технология обеззараживания почв с помощью микроорганизмов; будут созданы вакцины против различных видов рака; хирурги научатся подключать протезы мышц и суставов к нервной системе пациента; микропроцессоры для их длительного автономного энергоснабжения подключат к живым клеткам; будут синтезированы химические препараты, стимулирующие умственную деятельность.

По прогнозу, в более отдаленной перспективе, все большее значение приобретет нанотехнология, означающая скачок от манипуляции с веществом к манипуляции отдельными атомами. Это произойдет на основе применения машин размером с молекулу, обладающих способностью к самовоспроизведению. Используя в качестве материала атомы, они смогут производить все необходимое с недостижимой ранее эффективностью180.

По мнению одной из ведущих английских аналитических исследовательских групп (1999 г.), земляне, родившиеся в ХХ² веке, будут жить до 120 лет и трижды связывать себя супружескими узами. Брачные контракты потеряют нынешнее значение. Их начнут заменять серии партнеров. Жители планеты предпочтут получать школьное образование с 3 лет, дважды получать высшее образование, выходить на пенсию не раньше 80 лет. Женщины ради карьеры будут откладывать рождение первого ребенка в среднем до 34 лет. Обычным для человека станет несколько мест работы, смена специальностей. В приведенном прогнозе строгость превалирует над проблемностью описания.

Широкое распространение получает модель «устойчивого», или «приемлемого», развития, при котором обеспечивается удовлетворение современных общественных потребностей и одновременно не ставится под угрозу способность будущих поколений полностью удовлетворять свои собственные потребности. Термин «устойчивость» в применении к развитию предполагает, во-первых, самоподдерживающееся изменение, во-вторых, характеризует не только исходное или конечное качества развивающейся системы, но и сам процесс ее трансформации. Концепция устойчивого развития ставит проблему перехода к глобальному управлению отношениями между людьми и природой и одновременно между людьми и их сообществами181. Такая модель предполагает широкое международное сотрудничество в интересах прогресса всего человечества и саморазвития отдельных личностей.

Обеспечение устойчивого развития общества зависит от перевода хаотических действий субъектов и беспорядочной динамики социальных институтов в конструктивное русло. Это представляется возможным, если использовать определенный набор аксиологических принципов:

1. Принцип самоценности природы.

2. Принцип расширения ценностного сознания, позволяющий подняться над логикой конфронтационного мышления и обеспечить конструктивный внутри- и межкультурный диалог.

3. Принцип минимального вмешательства в естественный ход природных и социальных процессов. Культивируя на микроуровне общества ценности личности, семьи, ответственного поведения, профессионализма и т.п., мы оказываем резонансное воздействие на макроструктуры, обеспечивая консолидацию людей, формирование гражданского сообщества, рост деловой активности, становление механизма социального согласия и т.д.

4. Принцип социальной эффективности производства, ориентированный на гуманизацию производства, на выпуск продукции, обеспечивающей здоровый образ жизни.

5. Принцип сохранения и увеличения потенциала культуры182.

Концепция устойчивого развития указывает на необходимость создания в той или иной стране, в целом в международном сообществе рациональной системы жизнеобеспечения и осуществления основных форм безопасности: экономической (обеспечение дохода, достаточного для удовлетворения насущных потребностей за счет высокопроизводительного и хорошо оплачиваемого труда и социальной поддержки), продовольственной (доступности для всех людей в достаточном количестве основных продуктов питания), безопасности для здоровья (наличия необходимого медицинского обслуживания, качественного питания, здоровой окружающей среды и инфраструктуры массового оздоровления населения), личной безопасности (защиты людей от насилия), общинной безопасности (обеспечения условий для реализации склонностей людей принадлежать к некоторой общности – семье, общине, организации, расовой или этнической группе, которая выступает хранителем культуры и соответствующей системы ценностей) и политической безопасности (удовлетворения основных гражданских прав личности).

Помимо «интегративной» модели, существует теория «меритократии», рассматривающая новую социально-экономическую ситуацию как возможную предпосылку для глубокой социальной дифференциации (из-за природного неравенства людей и их различных способностей к научно-технической деятельности и управлению). Такое видение будущего в определенной степени также реально, если общество будет стремиться лишь к техническому прогрессу и утратит демократическую и гуманистическую линии своего развития, что способно привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный срок оказаться под властью привилегированной господствующей элиты. Приведенные сценарии – свидетельство прогнозов, где присутствуют не только предостережение, но и анализ, поиск и норма.

Мы исходим из того, что интегративная модель развития человечества возобладает. П. Сорокин прогнозирует, что будущее принадлежит конвергенции, т.е. синтезированному единству, сплаву всего лучшего, что наработано разными культурами и общественными системами, их разновидностями применительно к специфике и разнообразию народов мира.

Достаточно широкое распространение в передовых странах получило социальное государство как важнейший критерий синтезного общества. При его участии формируется социально-ориентированная модель рынка. Социальное государство складывается в условиях постиндустриального общества и обеспечивает социальные права и прожиточный минимум каждому гражданину путем оптимального развития частного и государственного секторов экономики, сочетания плановых и рыночных начал в регулировании производства, перераспределения прибылей частных собственников с учетом интересов различных групп населения. Как один из показателей синтезного развития выступает «смешанная» экономика и особенно групповая собственность на средства производства. Последняя возникает при выкупе предприятий и коммерческих учреждений трудовыми коллективами у их прежних хозяев. К началу ХХI в. в развитых капиталистических странах сложилась смешанная экономика: частная собственность составляет 60%, государственная – 30%, трудовая коллективная –10%183. На постсоветском пространстве также активно развивается интегративная экономика, функционируют соревнующиеся между собой разнообразные методы хозяйствования.

Ранее господствовавший показатель эффективности развития государств – валовой внутренний продукт на душу населения отождествлял собой синоним капитализма – прибыль, которая могла получаться ценой ущемления основных прав человека и разрушения среды его обитания. В 1990 г. ООН, признав, что целью деятельности национальных экономик должна быть не прибыль, а удовлетворение насущных человеческих потребностей, приняла новый основной индикатор общественного прогресса – Индекс человеческого развития, который включает в себя данные о средней продолжительности жизни, образовании и материальном достатке человека*. Пожалуй, обозначенный индекс в обобщенном виде характеризует устойчивое «синтезное» развитие общества.

Близкой по смыслу концепции синтезного развития социума является теория «третьего пути» (Т. Гидденс, Ж. Бодо и др.). Проводится идея, что ни существующий капитализм, ни тоталитарный государственный социализм не могут создать условий для самовыражения личности, ибо оба они основаны на наемном труде и авторитарном порядке в трудовом процессе. Следовательно, необходим «третий путь» движения человечества к свободе. Основными принципами модели третьего пути называют повышение роли гражданского общества, возрождение доктрины общего блага, гармонизация индивидуализма и коммунитаризма, признание важности роли негосударственных организаций и индивидуальных инициатив в процессе созидания новых идей, формирование планетарного мироощущения личности, выработка культуры общечеловеческой солидарности и личной ответственности за выживание и дальнейшее процветание цивилизации.

Синтезный сценарий развития общества опирается на определенные методологические посылки: а) диалектический принцип соединения противоположностей в противовес метафизической логике «черно-белого» («или-или») изображения мира; б) идею общецивилизационного развития, отвергающую линейный подход к истории; в) принцип системного плюрализма, предполагающий рассмотрение явлений под углом зрения единой глубинной сущности, где разные стороны (тенденции либерализации и социализации социума) единого целого дополняют друг друга. При этом не отбрасывается либеральная устремленность к автономии личности, к ее индивидуальной свободе, которая, однако, сочетается с коллективистскими установками.