Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
RUSSKAYa_LITERATURA.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
266.11 Кб
Скачать

Лекция #6

27/09/2012

Зрелость - относительная реалия, так как Пушкин погибает молодым. (Поздний, а не старый Пушкин)

Лирика занимает огромнейшее место в творчестве Пушкина в целом, но можно говорить о некойтенденции движения по убывающей ( с большими оговорками), по восходящей идет его интерес к прозе. В количественном отношении лирика уходит с первых мест в его литературе, но вместе с тем сохраняет очень глубокую философскую значимость. Нельзя обойтись без глубокого чтения его поздних стихов, чтобы понять психологию поэта (в том числе цикл 36-го года: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, “Отцы пустынь…”). Это важное пространство психологических смыслов у позднего Пушкина, без которых личность Пушкина как творца не будет понятна.

Лирика

Начинается творческий путь Пушкина первыми лирическими опытами. Литературный дебют (не первое написанное стихотворение, а впервые появившееся в печати) - стихотворение "К другу стихотворцу" в 1814 году. Нежелание подписываться полным именем проявляется под криптонимом НКШП, что сразу же привлекло внимание читающей аудитории. Пачатается в карамзинистских органов, тем самы заявляет себя как последователь Жуковского и Батюшкова.

Знаковый момент в биографии не только из-за дебюта, но потому что Пушкин как истинно мудрый человек Пушкин проповедует идею учебы у всей классики: не сбрасывать с корабля современности, а наследовать и усваивать уже освоенные территории. Критик, тонкий эстик С.П. Шевырев говорил в 1841, что для Пушкина весь русский парнас был его учителями – и объективная данность и реальное ощущение. Пушкин всегда очень открыт прежнему, тому, что было до него. Сотворчество – важное качество Пушкина, он рад учиться у других великих людей.

Лицей для Пушкина - период счастливого ученичества; вторая родина после Москвы. (Ощущение связи с учением, с alma mater). А стихотворении предостерегает своего друга-адресата ( Кюхельбекер): «Страшися участи бессмысленных певцов,/Нас убивающих громадою стихов!”, - имея в виду архаистов с их огромными виршами, стремлением к высокому стилю, большим формам, к поэме в том числе. Карамзинисты поэму не культивировали, ее культивировали шишковисты. Тем самым Пушкин подписывается под своей принадлежностью к карамзинистам.

В то же время Пушкин не отрицает опыты тех, кто принадлежал к истинной высокой гражданской поэзии, кто писал высоким стилям в оддической форме. Пизывал учиться у Ломоносова, а не у шишковистов. Важно различать классиков и тех, кто им подражает. Шишковисты – подражатели. Для Пушкина характерна гедонистическая философия, которая отражается в его стихах. Гедонизм как воспевание чувственных удовольствий – тема молодого Батюшкова, которую Пушкин подхватывает у последнего.

Ценный опыт Пушкинна в собственно гражданской лирике - "Воспоминание в царском селе". Не только признание в любви лицейским местам. Для него это и памятник российской истории; ощущение пространства, связанного с историей. “Воспоминания…” написаны высоким стилем, размеренно и классицистически. Пушкин ощущает себя преемником Державина. Во след Жуковскому Пушкин стремится соединить гражданское начало с интимно-лирическим: признание в любви к Москве.

Вместе с тем здесь проявляются черты Пушкина как поэта начала 19 века, характерная для него многотемность: и история, и слава екатериненских времен (ценил Екатерину и Пушкин и Вяземский, которые часто ставили ее выше Петра), и тема Наполеона.

Сказывается абсолютное неприятие Пушкиным фигуры Наполеона. На пике ражданского и патриотического подъема Пушкин видит и показывает Наполеона исключительно как “тирана земли родной”. Только в этом стихотворении Наполеон у Пушкина столь однозначиная фигура. Через несколько лет он приходит к более полному и глубокому пониманию этого феномена. В абсолютно классической романтической элегии “К морю” среди двух властителей дум своего поколения он упоминает две фигуры: Байрона и Наполеона. Здесь начинается другой мотив: акцентируется на другом качестве Наполеона, не “тиран земли родной”, именно “властитель дум”. В зрелые году Пушкин ощущает и представляет Наполеона читателю в двух вспектах.

С одной стороны, это конкретно историческая фигура, которая вошла в мировую историю как палач и преобразователь феодальной Европы. Об этом Пушкин ярко пишет своей особой исторической элегии "Наполеон": "угас великий человек", - теперь от для Пушкина не только тиран, но и великий человек.. Это величие в том, что, хоть и жестокими, кровавыми действиями, он сумел изменить Европу. С другой стороны, литературно-мифолоческий начало: образ демонического героя, сын Рока. Что касается Наполеона в мифолоческом плане, это особенно ярко проявляется в стихотворении "Герой" 1830 года. Само название говорит о том, что должна быть показана героическая личность, которой оказывается герой. Стихотворение построено как диалог-размышление, в котором должна родиться истина. Диалог между поэтом и его другом (историком), стремящимся к точному историческому знанию, точным историческим оценкам. Если поэт мифологизирует героя и говорит о нем, как о своем идеале великодушного человека, который якобы является к свои солдатам, пострадавшим от проказы во время египетского похода, рискуя заболеть, проявляет гигантское мужество. Поэт этим восхищается, потому что для него важны вымослы, которые облагораживают душу: “Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман…”. Можно видеть внутренний диалог, которым живет душа самого автора. Заметны стремление к исторической истине, и к мифологизации, которая приносит просветление в души людей. Эпиграф “Что есть истина?” – кто может претендовать на звание истинного героя. Пушкин готов размышлять о Наполеоне в новом направлении. Но Пушкин заявляет: “Без сердца герой не может быть героем – он тиран”. Теперь Пушкин благодаря новым вышедшим мемуарам о Наполеоне, Пушкин ищет ведикодушие и милосердие, которые присущи героям, претендующим на звание исторических. Наполеон – сложная, неоднозначная символическая фигура, интерес к которой у Пушкина не исчезает на протяжении всего творческого пути.

Все три эти стихотворени обозначают вехи пушкинского понимания темы и образа Наполеона.

В петербуржский период на первый план выходит тема свободы, но тема свободы не исключительно сочувствие продекабристским идеям, но свобода души и человека в целом, который протестует против всякого подавления личности (не только в политическом пространстве, протест против этических, и схоластически, и эстетических догм) – свободолюбие проявляется гораздо шире. Политический дискурс отразился в таких произведениях, как ода “Вольность”, первое “Послание к Чаадаеву” и “Деревня”.

Эти три стихотворения входят в пропагандистский багаж декабристов, входили в настольную книгу каждого декабриста, потому что пафос стихотворний тесно свзян с противостоянием абсолютизму и деспотизму. Наиболее ярко это проявляется в оде "Вольность". Лирический герой формулирует знаменитый принцип, обращаясь к монархам: “Стоите выше вы народа, но вечно выше вас закон”. Идея “закон превше всего”.

Пушкин не выступает против монархии – нет ни одного слова против монархии и быть не может. Декабристы не были республиканцами (кроме Рылеева). Умами думающей молодежи и не только молодежи овладевали идеи конституционный монархии. Антикрепостичество Пушкина ярко проявило себя в стихотворении "Деревня". Пушкин – мастер лирической прозы. Выстраивает стихотворение как двухчастно. В первой части рисует идиллическую картину с прекрасными пейзажами средней полосы России, воспевает деревню как нечто дающее вдохновение - сентименталистский дискурс, которому противопоставляется гражданская идея: “Но (противительный союз) мысль ужасная здесь душу омрачает”. Ужасная мысль о том, что господствует крепостическое право, и как отражается на простых жителях деревни, крепостных крестьянах.

В стихотворении можно выделить и третью часть, которая является призывом к народу и царю одновременно. Пушкин не выступает против царской власти. Он советует царю и надеется, что по его велению падет крепостное право.

В стихотворению “К Чаадаеву” Пушкин выступает как поэт, который владеет разными поэтиками. Начало выдержано в романтическо-сентиментальном духе. Лотман говорил что в интимный жанр послания Пушкин включает гражданские политические идеи.

“Обломки самовластья” - не обломки монархии. Самовластье употреблялось не как синоним монархии, а монархии как абсолютистской формы правления, не учитывающей волю народа и даже просвещенного сословия, без всяких элементов парламентаризма. (Великобритания не подпадала под самовластье). Виды монархии различны.

Желание свободы в те годы обычно заканчивалось ее потерей. Александр II преследовал Пушкина не за стихотворение «Деревня», а за оду «Вольнусь», потому что ощутил угрозу правителю, который не угоден (исторические примеры казни).

Оказавшись на Юге (период южной ссылки), Пушкин не отказывается от идеи свободы, от политической лирики, но усиливается не политический радикализм, философское осмысление темы мироздания, жизни человека, мира идей свободы. Сихотворения этого периода принадлежат к романтической школе. Ярчайший пример романтической школы стихотворения “Погасло дневное светило” и “К морю”. Закольцованная история романтического периода Пушкина, морская тема окаймляет этот период творчества Пушкина.

Погасло дневное светило”.Обращение к теме моря не случайно. Морская стихия привлекает романтиков, потому что море в человеческом сознании постоянно ассоциируется с непредсказуемостью судьбы, со свободной стихией и соответственно со свободой. “Шуми, шуми послушное ветрило. Волнуйся подо мной угрюмый океан…”, - повторяются рефреном строки у Пушкина. Ветрило – не “большой” ветер, а парус. Стремление показать движение, непредсказуемость, своенравие морской стихии. Покой отрицается, он не приемлем. Лирический герой исполнен противоречий. С одной стороны, он, “воспоминаньем упоенный”, живет в мире прошедшего и не может отказаться и оторваться у него в полной мере, с другой стороны, он ищет новых впечатлений. На этом противоречии строится образ лирического героя. Устремленность в неведомое – романтический комплекс Пушкина.

Со своим свободолюбием и устремленностью к новым ощущением выступают в поддержку цензуру. Пушкин пишет в 1822 году в “Послании к цензору”, о непреемлемости цензурных преследований, но преследований неразумных. Пушкин очень рано повзрослел и стал человек видящим сложность явления во всей совокупности его противоречий. Пушкин в стихотворении высмеивает цензоров реальных, но говорит о формировании идеального цензора. Комментарий о европейском мире, который отказался от цензуры: “Что нужно Лондону, то рано для Москвы”. Ощущение, что российская действительность еще не созрела для европейских изменений. Пушкин не чужд западническим идеям, тем не менее осторожно формулирует свою мысль о том, как должна развиваться Россия.

Период Южной сыылки – период романтизма, переоценки ценностей, душевных кризисов для поэта. “Свободы сеятель пустынный” может быть интерпретировано как реакция на известия из Европы: подавление Испанской революции и т.д.Пушкинская реакция не однозначна. Он пишет: “Сеятель свободы вышел рано, до зари…”, - и поэтому не может быть понят. Трагическое и пессиместическое насроение в стихотворении, которое может быть интерпретировано и в общефилософском плане. Важную роль тграет эпиграф, взятый из Библии. Поэт передает трагедию “сеятеля”, зерно которого почти никогда не прорастает при его жизни. (Пушкину 23 года!).

Постдекабристская эпоха не обошлась без стихотворений трагического пафоса. Лирика часто исполнена пессиместическими настроениями. "Дар напрасный, дар случайный". Под даром Пушкин имеет в виду не искусство, а саму жизнь. Это стихотворение написано в день рождения Пушкина, дата, которые он редко ставил, является смысловой доминантой. Дата - расписка в трагедии самоощущения, своего места в мире, возможности выполнить свое назначение и отсутствие цели в жизни. Такие стихи воспринимались негативно и оппозиционно церковными властями. Пушкину ответил Филарет…стихами. Филарет вступил в стихотворную полемику с Пушкиным – ответ в том же поле и пространстве, словом. Позднее Пушкин согласился с Филаретом и в некоторой мере изменил позицию. Такие моменты пушкинского влияния на общество, на общественное сознание того времени дорогого стоят.

Пушкинское сознание и мироощущение – жизнеутверждающее, хотя от не избежал пессимизма. Пафос “На холмах Грузии” – господствует в творчестве Пушкина. “Печаль моя светла” - ощущение светлой печали, надежды, которая брезжит, хоть и не явственная.

Лотман "Пушкин" выделяет 3 уровня осознания темы поэта и поэзии у Пушкина:

1) поэт как светский (мирской) человек и общество, окружающие его люди. “Поэт”: “Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон”. Пока искусство не требует поэта, он такой же, как все. Личная жизнь поэта не должна привлекать внимание;

2) поэт как профессиональный литератор. 20-е годы – начало профессионализации итературного труда. Стало возможным жить на доходы от публикаций. Предшественники могли получить не деньги, а чины или милость царя. “Разговор книгопродавца с поэтом” – некое предворение Онегина. Два я-поэта, а не “я” и чужой. Книгопродавцу Пушкин дает возможность сформулировать тот тезис, которому он будет следовать всю оставшуюся жизнь: “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”. (писать не под заказ, но продавать тому, кто больше заплатит. Ср. с Достоевским). Разводит понятие вдохновения и свободного творчества и рукописи. Пушкин был одним из самых оплачиваемых поэтов своего времени.

3) Поэт как Творец (с большой буквы), который самостоятелен и самодостаточен. Не только свободен от толпы и цензупы, а самостоятелен в мире и жизни вообще. “Поэту” 30-го, написанное в форме сонета и “Поэт и толпа”. Радикализм формулировок принципиальных деклараций Пушкина, которыми Пушкин был вынужден отвечать на неблагоприятные высказывания хулителей в прессе. (не Пушкин-Байрон, а Пушкин-Гете: авторская стратегия быть чуждым ежеминутным страстям). Гете-олимпиец, который который свободен от мнений толпы. Белинский увидел здесь барство, дворянскую элитарность, нежелание слвшать читатели и пренебрежение к читателю из народа. Достоевский (знаменитая речь о Пушкине) видел в этих стихотворениях выпад против светской черни, толпы высшего общества. Но Пушкина все гораздо сложнее, шире и глубже, интерпретаторы сужают границы его восприятия. В стихотворении “Поэт и толпа» эпиграф из Вергилия: «Прочь, непосвященные». У Пушкина толпа асоциальна, не имеет социальной принадлежности. Профаны – не посвященные в высокое искусство, те, кто не понимает его. Толпа не понимает и не готова понять высокое искусство. Это не социальная, и мировоззренческая категория у Пушкина.

В зрелые годы Пушкин больше обращается к философской тематике. «Анчар» обычно трактуют в свете темы свободы. Но есть и другой пласт: ответственность человека, не зависимо от того, к какой социальной группе он относится. За то зло, которое посеяло анчаром виноваты и правитель, и подчиненные. Обоюдная ответственность низов и верхов – характерна для Пушкина-философа 30-х годов.

Пушкинская философия: ощущение связи времен и всех составляющих мироздания, ощущение единства. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» перекликается с «И вновь я посетил…» - ощущение связи поколений. Единство законов человеческой жизни для разных миров: мир природы и мир человека едины в своем рождении, созревания и смерти. Закону времен подвержены все, но Пушкин готов признать это движение как естественное и даже оптиместическое, а не трагическое: «Зравствуй племя молодое, знакомое…». Открытость новому поколению характерна лоя Пушкина зрелых лет.

Пушкин ощущает связь времен и связь поколений и себя как свидетеля движения истории – квинтесенция стихотворения «Была пора наш праздник молодой». Завершает лицейский цикл. Знаменательная дата –четверть века: «Чему, чему свидетелем бы мыли!». Но Пушкин был не только свидетелем, но и участником самых важных движений этого времени.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]