Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
К л-6.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
365.57 Кб
Скачать

3.3. Конституциональные варианты норм половых проявлений

В диагностической и лечебной практике врача-сексопатолога обязательное соотнесение интенсивности сексологических проявлений обследуемых с их возрастом, если оно проводится без учета инди­видуальных особенностей сексуальной организации пациента, или его половой конституции, не может считаться достаточным. В сфере половой активности то, что для одного представляет эксцесс, у другого вызывает проявления половой абстиненции, и без опоры на критерии, позволяющие оценить половую консти­туцию обследуемого, сексопатолог в ряде случаев не может объек­тивно ответить на самый, казалось бы, простой вопрос — имеет ли он дело с больным или перед ним представитель конституцио­нального типа, соответствующего крайним нормальным прояв­лениям зрелой сексуальности. Так, даже опытный сексопатолог ис­пытывает определенные затруднения в ответе на элементарный вопрос пациента — является ли практикуемая им интенсивность половой жизни нормальной, повышенной или пониженной. Ориенти­ровка на самочувствие непосредственно после коитуса и в последую­щие сутки не может удовлетворить специалиста, в особенности у лиц наиболее темпераментных, поскольку у них амплитуда половых проявлений, не порождающих отрицательных переживаний, характеризуется значительной широтой.

В современной медицине под конституцией понимают сово­купность функциональных и морфологических особенностей орга­низма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств организма и определяющих его реактивность [Горизон тов П. Д., Майзелис М. Я., 1966].

Различные классификации конституциональной принадлеж­ности индивидуума смещают акценты либо на морфологический тип телосложения [Kretschmer E., 1921; Sheldon W., 1940, и др.), ­либо на функционально-энергетические особенности человека [Черноруцкий М. В., 1928; Штефко В. Г., 1929], либо на его пси­хологические характеристики (выделение Гиппократом основных темпераментов — холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического, подвергнутое анализу с позиций общей ней­рофизиологии И. П. Павловым). В сексологической практике наиболее оправдало себя понимание конституции как типа функ­ционально-энергетического реагирования. Соответственно этому под половой конституцией понимается совокупность устойчивых биоло­гических свойств, складывающихся под влиянием наследственных факторов и условий развития в преиатальном периоде и раннем онтогенезе; половая конституция лимитирует диапазон индиви­дуальных потребностей на определенном уровне половой активно­сти и характеризует индивидуальную сопротивляемость в отноше­нии патогенных факторов, обладающих избирательностью к по­ловой сфере.

Для адекватной оценки диагностического и прогностического значения половой конституции необходимо учитывать паралле­лизм и взаимную обусловленность физического, психического и полового развития. П. Д. Енько (1878) иа основании антропомет­рического обследования 179 воспитанниц Александровского жен­ского училища приходит к заключению, что «в среднем выводе более раннее половое развитие совпадает с более ранним физиче­ским и психическим развитием». Г. П. Сальникова (1968), про­ведя сопоставление степени полового созревания учащихся с жиз­ненной емкостью их легких, силой сжатия кисти руки и мышечной работоспособностью (по данным эргографии), приходит к выводу, что как у мальчиков, так и у девочек одного возраста, ио разного i уровня полового созревания средняя разность исследованных по- ; казателей была очень значительной. Так, у мальчиков разность показателей жизненной емкости легких достигала 880—1060 мл, а силы сжатия кисти — 10—40 кг. Аналогичные выводы сделал также Ю. М. Арестов (1968, 1970). Приводимые им таблицы на­глядно демонстрируют, что во всех возрастных группах подростки с более высокой степенью биологической зрелости организма до­стигают и более высоких результатов в физических упражнениях по сравнению с ретардированными, т. е. отстающими в биологи­ческом развитии. Так, например, у 14-летних подростков, имеющих нулевую стадию оволосения лобка (Ро), средний результат в прыжке в высоту с места равен 46 см, а со стадиями Р|, Рг, ; Рз—соответственно 48,8; 51,2 и 55,1 см, т. е. «чем выше уровень биологической зрелости (в пределах одного года рождения), тем выше достижение».

Однако многочисленные наблюдения над лицами, прошедши- -ми многопрофильное обследование в отделении сексопатологии Московского научно-исследовательского института психиатрии [Васильченко Г. С, 1970], приводят к заключению, что соответ­ствие физического, психического и полового развития является пре­рогативой нормы; при наличии же патогенных воздействий, прихо­дящихся на критические периоды развития, возрастают частота и размах расхождений как в широком плане — в виде сдвигов между уровнями физического, психического и полового развития, так и в самом узком — например, в виде неоднозначности отдельных показателей сексологической антропометрии. При этом наряду с кли­ническими вариантами задержанного и патологически ускоренно­го развития необходимо учитывать и третий вариант — искажен­ного, дисгармоничного развития.

­ Таблица 6. Показатели полового созревания и конституциональный уровень по­ловой активности fKinsey А. и др., 1948J

Начало полового созревания (годы)

Мужчины с наиболее низкой половой активностью (%)

Мужчины с наиболее высокой половой активностью (%)

9—12

2,0

29,4

13

3,0

9,8

!4

6,8

9,4

15

6,8

11,0

16 и старше

7,7

7,7

Наряду с гармоничностью течения пубертатного периода важ­ным параметром является его темп. Н. Воляньский (1962) в спе­циальном исследовании, посвященном оценке темпа пубертат­ного созревания, сделал вывод, что процесс развития надо счи­тать тем более успешным, чем короче путь его прохождения. Опре­деляется это тем, что интенсивность полового созревания сопря­жена с его полнотой, завершенностью и четко коррелирует с инди­видуальным уровнем половой активности на протяжении всей последующей жизни. Так, A. Kinsey выделяет две группы мужчин (табл. 6), которые устойчиво характеризовались самой низкой и самой высокой сексуальной активностью (в качестве показателя использовалось число эякуляций в неделю, которое в грунте с вы­соким уровнем активности составляло 7—21 и выше). При сопо­ставлении уровней функциональной активности со сроками начала полового созревания (которое в свою очередь коррелировало с быстрейшим его окончанием) было выявлено четкое преобладание раннего пубертатного созревания у мужчин е высокими показателями половой активности (максимум — 29,4% приходился на возраст 9—12 лет) при явном отставании этого показателя у мужчин с низкой половой активностью (всего 2%).