Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
англия жиряков.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
49.87 Кб
Скачать
  1. Распространение капиталистических отношений в промышленности '

Несомненно, что конец XVI и первые десятилетия XVII в. отмечены целым рядом важных изобретений как в технике, так, и в технологии различных отраслей промышленности. Достаточно указать, например, на механические приводы к насосам для откачки воды из шахт, к воздуходувным мехам плавильных печей и к кузнечным молотам, вязальную машину, шелкопрядильный и шелкоткацкий станки, на широкое внедрение каменноугольного топлива в промышленности и первые опыты применения его в железоплавильных печах, чтобы значительный технический прогресс Англии изучаемого периода стал совершенно очевиден.

И тем не менее в своей основе английская предреволюционная промышленность оставалась ручным производством, базисом ее было ремесло. То новое, что отличает промышленность Англии второй половины XVI — первой половине XVII от предыдущего периода, заключалось не в технике производства, а в формах организации (разделении труда, в переходе от простого товарного производства к производству капиталистическому, в развитии и, распространении капиталистической мануфактуры. Английская мануфактура была явлением глубоко самобытным, теснейшим образом, связанным с аграрной революцией, отделившей средства производства от труда, противопоставившей их рабочему в качестве чужой собственности, капитала и тем самым создавшей рынок труда.

Это тесное переплетение и взаимодействие путей промышленного и аграрного развития представляют одну из важнейших особенностей и вместе с тем основную предпосылку раннего созревания капиталистического уклада в Англии.

По своей социальной сущности английская промышленность представляла в изучаемый переходный период пеструю по формам своей организации картину, в которой мелкотоварное ремесленное производство в различных отраслях то еще полностью господствует, то переплетается с различными формами капиталистической мануфактуры, то, наконец, все больше уступает свое место капиталистической мануфактуре.

Хотя и в Англии XVII в. можно найти немало примеров, когда разбогатевшие ремесленники расширяли свои мастерские и таким образом превращались в капиталистических предпринимателей, тем не менее переход от средневекового к капиталистическому производству совершался здесь главным образом путем постепенного подчинения промышленности капиталу, накопленному в торговле и ростовщичестве.

Формы капиталистического производства были различны.

Концентрированная мануфактура - форма производства, характеризующаяся разделением трудовых операций, а также концентрацией труда и капитала на ограниченной территории.

Крупное производство с применением труда многих рабочих было организовано в первую очередь в тех отраслях промышленности, которые в силу своей трудоемкости либо технической новизны не могли базироваться на унаследованном от средних веков способе производства и, следовательно, требовали для своего основания предварительных крупных затрат капитала.

К таким отраслям промышленности в первую очередь - относятся горнорудная, металлургическая и так называемые «новые мануфактуры)): стекольная, бумажная, шелковая, мыловаренная, производство пороха, оружия, печатное дело и т. д.

Все эти отрасли промышленности требовали значительных затрат «изначального» капитала. Вот, почему типичным для них было превращение представителя денежного капитала в предпринимателя. Неудивительно, что здесь производство с самого начала было организовано как производство капиталистическое.

Так, например, устройство шахт в XVII в. тыс. -17 тыс. ф. ст., бумажной фабрики — в 2— 4 тыс. ф. ст., железоплавильной печи — в 1000 ф. ст., устройство мануфактуры для производства проволоки стоило 1645 — 6000 ф. ст.

Объемы производства.

Переход к мануфактурному производству сказался в значительном росте объема продукции. Так, добыча каменного угля в Англии с 1560 по 1680 г. возросла в 14 раз, достигнув 3 млн. т в год, что составляло 80% всего добывавшегося в то время угля в Европе. Центрами каменноугольной промышленности были графства Ноттингем, Вустер, Стаффорд, а также Уэльс. В течение столетия (1540 — 1640) добыча свинца, олова, меди, соли увеличилась в 6 — 8 раз, в 3 раза увеличилась добыча железа, значительного развития достигла металлургия. В начале XVII в. железо, по свидетельству современников, плавили 800 печей, производительностью от 20 до 500 т в год каждая. Центры «новых отраслей»:

Наибольшей известностью пользовались плавильни Форест-оф-дин в Глостере и в графствах Серри, Сессекс, Стаффорд, Ноттингем. Медь плавилась главным образом в графствах Норгемберленд и Кемберленд. В конце XVI и в начале XVII в. в Англии было основано много новых мануфактур: стекла, сахара — в графствах близ Лондона, шелка — в Беркшире, Ноттингеме, кружев — в Беккингеме, Бедфорде, Оксфорде, трикотажа — в Дерби, Лейстере, Ноттингеме, хлопчатобумажных тканей — в Ланкашире.

Рассеянная мануфактура - форма производства, характеризующаяся разделением трудовых операций, а также децентрализацией труда и капитала на значительной территории.

Совершенно иной была организация капиталистического производства в ряде старых отраслей промышленности, продукция которых находила массовый сбыт на внешних рынках. В качестве примера приведем шерстяную промышленность.

Шерсть издавна считалась основным видом национального богатства, «золотым руном» Англии. Не только суконная промышленность средневековой Фландрии, но и далеких северо-итальянских городов в значительной мере базировалась на высококачественной английской шерсти. Однако, уже в конце XIV и начале XV в. вывоз шерсти постепенно стал уступать место вывозу сукна, главным образом неокрашенного, подвергавшегося окончательной отделке на континенте.

Сукноделие стало к концу XVI в. главной отраслью английской промышленности, работавшей не только для внутреннего, но и для внешнего рынка. Это господствующее в национальной экономике положение шерстяная промышленность сохранила вплоть до начала XVIII в. Уже в середине XVI в. сукно составляло 80% стоимости английского экспорта и даже в конце XVII в., несмотря на развитие других отраслей промышленности,— половину его. Суконная индустрия к концу века давала половину национального дохода.

Обработкой шерсти занимались в местечках и в новых городах, в сотнях деревень, во множестве графств страны цеховые мастера и свободные от цеховых регламентов сельские ремесленники, совмещавшие ремесло с земледелием.

К концу XVII в. разделение труда в сукноделии зашло столь далеко, что отдельные производственные операции, как-то: сортировка, чесание, прядение, ткачество, крашение и т. д.— стали основным занятием десятков тысяч людей, «детальных» рабочих. Целые районы страны специализировались на производстве определенных сортов шерстяных изделий.

Абсолютно преобладающей в суконном производстве была не централизованная, а рассеянная мануфактура, представляющая собой производственную кооперацию работающих на дому ремесленников «под командой одного и того же капитала». Капиталист-предприниматель в этом случае не строит производственных помещений, не приобретает для них оборудования, а ограничивается лишь покупкой сырья, в данном случае — шерсти, которое, он передает последовательно для переработки ремесленникамразличных специальностей. Предприниматель здесь лишь номинально выступает промышленником, фактически же он остается купцом, эксплуатирующим непосредственных производителей в исторически унаследованных формах производства. Ремесленники внешне продолжают работать по-старому, сохраняя известную самостоятельность, превращаясь, однако, постепенно в находящихся под властью капитала домашних рабочих.

Итак, капиталистический уклад в английской промышленности первой половины XVII в. был представлен, прежде всего, капиталистической мануфактурой в двух основных ее формах — концентрированной и рассеянной, с явным преобладанием последней.

Ремесло - форма производства, характеризующаяся универсализацией трудовых операций.

Наряду с крупными и мелкими капиталистами предпринимателями мы находим среди «предпринимателей» XVII в. многочисленный слой мелких самостоятельных товаропроизводителей, продолжавших трудиться на средневековый лад. Больше всего было их на севере, в Йоркшире. Каждую неделю такой «предприниматель» изготовлял кусок грубого сукна, с тем чтобы, продав его на ближайшем воскресном рынке, приобрести на вырученные деньги сырье для изготовления следующего куска и для поддержания себя и семьи на время, пока этот кусок не будет сделан и продан. Работали такие «предприниматели» обычно с помощью членов своей семьи или нескольких учеников и подмастерьев, выполняя у себя на дому все операции, по превращению сырья в сукно.

Наталкиваясь в своем стремлении подчинить труд, возможно, большего числа домашних рабочих на цеха с цеховыми регламентами, господствовавшими в старых городах, капиталисты устремляются в прилегавшую к городу деревенскую округу, которая поставляла наемных рабочих, кустарей. Вот, почему английская мануфактура локализуется главным образом в деревне

и в новых, не знающих цеховых порядков городах, а типичным мануфактурным рабочим, как правило, является деревенский бедняк с крохотным наделом (или без такового) в общинных полях — коттер.

На пути развития такой мануфактуры стояли феодальный строй землевладения в деревне и цеховой строй ремесла в городе.

Цеховой строй в Англии первой половины XVII в. был еще слишком живуч, и мануфактура должна была искать себе прибежище вне старых центров промышленности с их квалифицированными кадрами.

Елизаветинский статут об ученичестве 1563 г. и на протяжении XVII в. продолжал регулировать не только общественную сторону ремесла, но и его технологию.

  • Требование 7-летнего ученичества от всех желающих заниматься в городе ремеслом,

  • запрет держать под одной крышей более двух станков,

  • запрет совмещать в одной мастерской работу различных ремесленников (в сукноделии, например, прядильщиков и ткачей),

  • ограничение числа подмастерьев, занятых у одного мастера,

  • запрет заниматься ремеслом в прилегающих к городу пригородах и деревнях,

  • постоянный контроль цеха за соблюдением средневековых стандартов в данной отрасли производства (скажем; длины и ширины сукна, количества нитей в основе, веса куска сукна, способа производства каждой операции и орудий производства, при этом употребляющихся)

все это должно было препятствовать, с одной стороны, социальной дифференциации внутри цеха, и, с другой — распространению в городах мануфактуры.

Цеха были серьезнейшей помехой техническому прогрессу промышленности; они оказывали сопротивление каждому техническому усовершенствованию производства и малейшему отступлению от традиционной его технологии.

Вывод.

Итак, в ремесленном характере английской промышленности, в живучести городского корпоративного строя, в связи ремесла с земледелием, наконец, в правительственной политике консервирования и поддержки феодальных форм промышленного производства капитал находил сильнейшие препятствия к сколько-нибудь полному подчинению себе промышленного производства, границу своего промышленного применения.

Там, где экономические отношения требовали свободы и равноправия, политический строй противопоставлял им на каждом шагу цеховые путы и различные местные привилегии, цеховые привилегии стояли повсюду поперек дороги развитию мануфактуры. В этих условиях только завоевание политической власти могло открыть путь для дальнейшего развития капиталистического производства.

Таковы в общих чертах новые хозяйственные явления, которые бросаются в глаза при сопоставлении экономической жизни Англии указанного выше столетия с предшествующей ему эпохой.