Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сугако.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
218.74 Кб
Скачать

6.3. Реформы в первой половине XIX в. И их значение

Поиски путей выхода из кризисных явлений нашли отражение в законодательных актах и правительствен­ных проектах по реформированию феодально-крепост­нической системы. Одним из первых шагов в этом на­правлении был указ о трехдневной барщине 1797 г., который запрещал помещикам принуждать крестьян работать на барском поле более трех дней в неделю, од­нако фактически с этим указом не считались.

В 1801 г. купцы, мещане и государственные кресть­яне получили право покупать и продавать земли, что способствовало развитию капиталистических отношений в деревне.

' В соответствии с указом о «Вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 г. помещикам разрешалось отпус­кать крепостных по отдельности либо целыми деревня­ми с обязательным наделением их землей за огромный выкуп. За первую четверть XIX в. в границах Российс­кой империи закон был применен в 161 случае и затро­нул 47 153 крестьянина мужского пола. В Беларуси из­вестен только единичный случай применения этого указа: в 1819 г. государство выкупило у помещика 57 ревизс­ких душ (д. Жарцы Полоцкого повета) «за выдающиеся заслуги, сделанные ими в войне 1812 г.». В 1808 г. было запрещено продавать крестьян на ярмарках, а годом поз­же было ликвидировано право помещиков отправлять крепостных на каторгу. Таким образом, законодатель­ство затрагивало только внешние проявления крепост­ного права.Нужно отметить попытки реформаторской деятель­ности М.М.Сперанского, который в проекте 1809 г. «Вве­дение к уложению государственных законов» намечал программу более широких преобразований. В основу го­сударственного строя страны он предлагал положить принцип разделения властей, размежевав законодатель­ные, исполнительные и судебные функции. На местах, по его мнению, следовало создать волостные, окружные и губернские Думы, а в центре - Государственную думу. Сущность предложений М.М. Сперанского сводилась к тому, чтобы придать самодержавию некоторые формы конституционной монархии.

Избирательное право Сперанский готов был предос­тавить всем дворянам и людям «среднего» состояния, обладающим известным имущественным цензом. Таким образом, он мечтал о том, чтобы в стране сложилось сред­нее сословие, которое бы было опорой самодержавия. Он выступал также за то, чтобы сохранить общинное землевладение, но постепенно преобразовать его в ин­ститут семейного землепользования. Однако замыслам М.М.Сперанского не суждено было исполниться.

Начиная с 40-х гг. XIX в. процесс разложения фео­дально-крепостнической системы в Беларуси, как и во всей России, перерастает в кризис. В сельском хозяй­стве он проявился в резком снижении прибыльности по­мещичьей и государственной деревни, в обезземелива­нии и обеднении крестьянства, в росте социально-клас­совых конфликтов, которые еще более подрывали феодальные основы общества. Необходимость отмены крепостного права становилась все более очевидной.

Необходимо отметить, что еще раньше, в 20-30-е гг., Николай I создал один за другим восемь секретных ко­митетов, чтобы добиться «безболезненного» решения кре­стьянского вопроса. Новый секретный «Комитет 1835 г.» выработал план двуединой реформы, одинаково распро­странявшийся на государственные и частновладельчес­кие имения: предполагалось системой особых «попечи­тельных» мероприятий улучшить хозяйственное и правовое положение государственной деревни, урегули­ровать законом наделы и повинности помещичьих кре- пдстных и подготовить окончательное слияние крестьян частновладельческих с крестьянами государственными.

Реализация плана, намеченного «Комитетом 1835 г.», была поручена генерал-адъютанту П.Д.Киселеву, кото-

5

129

Зак 2835

рый возглавлял V Отделение «собственной его импера­торского величества канцелярии», а после и Министер­ство государственных имуществ. Это был высокообразо­ванный человек, сторонник ограничения крепостного права.

Реформы П.Д.Киселева в западных губерниях Рос­сии, в том числе и в Беларуси, по своему содержанию и результатам были более глубокими, чем в Центральной России. Это объясняется тем, что царское правительство хотело быстрее сократить различия в развитии присое­диненных губерний по сравнению с российскими, что­бы снять в них остроту крестьянского вопроса и приту­пить взрывоопасные тенденции.

В Беларуси государственных крестьян было значи­тельно меньше, чем в России, где институт «государ­ственного феодализма» выступал как система эксплуа­тации государственных крестьян со стороны казенного ведомства. Государственные имения управлялись чинов­никами казенных палат. Право собственности казны не имело такой юридической силы, как право помещиков. По каждому имению были сложены инвентари — юри­дические документы, устанавливавшие нормы повинно­стей, причем никто не имел права превышать их. В Бе­ларуси эта система действовала опосредственно, через временное пользование. Государственные имения сдава­лись в аренду, а это усиливало степень эксплуатации имений по сравнению с частновладельческими. Были различия и в правовом положении государственных крестьян России и Беларуси. Более быстрые темпы раз­вития капитализма в России вынуждали царизм при­спосабливать феодальные отношения к новым экономи­ческим условиям, что проявлялось в расширении граж­данских прав крестьян названных категорий. Они были объявлены вольными гражданами, имели право менять место жительства, переходить в другие сословия, менять направление Деятельности, обращаться с жалобами в судебные инстанции.

Правовое положение государственных крестьян в Бе­ларуси было такое же, как и помещичьих. Временный владелец-арендатор был наделен экономической, адми­нистративной, судебной властью над крестьянами. *

Реформа П. Д. Киселева состояла из трех частей:

  1. реформы системы управления государственной де­ревни;

  2. политики «опекунства» в отношении к крестья­нам;

  3. ряда аграрных мероприятий, известных под назва­нием люстрации государственных имуществ.

Реформа началась с перестройки аппарата управле­ния государственной деревней, которое с 1 января 1836 г. передавалось Министерству государственных имуществ. Вместо четырехъярусной системы местного управления в Беларуси устанавливались три административные еди­ницы: губерния — округа — сельская управа.

Новая администрация упорядочила управление го­сударственными имениями, ввела жесткий контроль за временными владельцами, подняла статус сельских об­щин. Однако новая система управления государствен­ной деревней вызвала рост бюрократического аппарата.

В соответствии с политикой «опекунства» над госу­дарственными крестьянами была организована продо­вольственная помощь крестьянам, разрабатывались меры на случай неурожаев, массовых эпидемий, падежа ско­та и высокой смертности крестьян. Для них открыва­лись приходские школы в сельских обществах. Государ­ственные имения обеспечивались фельдшерами, акуше­рами и т.д., но кадров медработников катастрофически не хватало. Опекунская политика предусматривала раз­ные агрономические мероприятия, развитие системы страхования, борьбу с пьянством, активизацию торгов­ли. Однако недостаток средств и желание проводить ре­форму за счет крестьян сужали рамки преобразований.

Главной частью реформ П.Д.Киселева являлась люс­трация, т.е. описание государственных имуществ. Она ставила следующие цели:

а) «приведение в известность» государственных иму­ществ;

б) выравнивание хозяйственного уровня крестьян путем сокращения малоземелья и регламентации повин­ностей крестьян;

в) повышение платежеспособности государственной деревни.

Впервые люстрация была введена «Положением» от 28 декабря 1839 г. Она проводилась в два этапа: до I 844 г. — при сохранении фольварочно-помещичьей си­стемы, с 1844 г. — на основе ускоренного перевода крес­тьян на оброк. На первом этапе правительство пыталось решить проблему землеобеспечения крестьян путем пе­рераспределения земельного фонда между государствен­ными имениями и переселения части крестьян в более обеспеченные землей губернии России. Однако эти меры не дали положительных результатов, так как требовали больших средств. Изменения до 1844 г. были незначи­тельными и сводились в основном к отмене натуральной ренты и введению детальной регламентации крестьянс­ких повинностей с последующим расширением урочной системы. С 1844 г. фольварочно-крепостническая систе­ма во всех государственных имениях ликвидируется. Го­сударственные крестьяне переводятся на поземельный оброк. С фольварочных земель им были сделаны при­резки к наделам. До конца 1857 г. на оброк были пере­ведены все имения Минской, Гродненской, Могилевс­кой и Витебской губерний. Была ликвидирована, в них и система временного владения.

Реформа носила буржуазно-прогрессивный характер потому, что правительство отказывалось от крепостни­ческой системы и переводило государственных кресть­ян на оброк. В результате реформы увеличивалась об­щая площадь надельного фонда, были уменьшены повинности крестьян за счет отмены барщины. Произош­ли изменения в правовом статусе белорусских государ­ственных крестьян. За ними признавались гражданские свободы, права вступления в брак, отцовские, опекунс­кие, вводились права получения наследства, на занятие торговлей и промыслами, но во многом они носили дек­ларативный характер.

Реформа П.Д.Киселева не смогла приостановить про­цесс зарождения капиталистических отношений в госу­дарственной деревне, задержать процесс расслоения крес­тьян. Она имела противоречивые результаты. Перевод крестьян на оброк содействовал имущественной дифферен­циации, первоначальному накоплению капитала, освобож­дал рабочие руки для капиталистического производства.

Люстрация стала исходным пунктом для реформа- ционных подходов царского правительства и в отноше­ниях к крепостным крестьянам. В 40—50-е гг. XIX в. проводилась инвентарная реформа, которая на этот раз стала попыткой царизма урегулировать хозяйственные отношения уже между помещиками и их крепостными крестьянами. Целью данной реформы стало введение обязательных инвентарей во всех помещичьих имениях России, в том числе и в Беларуси. В данном случае под инвентарем следует понимать учетно-хозяйственный документ, в котором содержались подробное описание помещичьего имения, жилых и хозяйственных постро­ек, размеров посевных площадей, лугов, лесов, водо­емов, а также земельных наделов крепостных крестьян и их повинностей. С учетом того, что эти хозяйственные документы часто составлялись самими помещиками, в них произвольно завышались обязательные повинности крестьян и уменьшались их земельные наделы.

Создание обязательных инвентарей в Беларуси было завершено в 1849—1850 гг. Вся земля, которая находи­лась в фактическом пользовании крестьян, сохранялась за ними. Помещики яростно сопротивлялись попыткам правительства законодательно регулировать экономичес­кие отношения между ними и крепостными крестьяна­ми. Пытаясь сломать дворянский консерватизм, прави­тельство угрожало не предоставлять банковские кредиты и льготы в выплате недоимок тем помещикам, которые не введут «инвентарные правила 22 декабря 1852 г.».

В целях помощи развитию промышленности и тор­говли в 1839-1843 гг. была проведена денежная рефор­ма, которой руководил министр финансов Е.Ф.Канкрин. Согласно этой реформе главной единицей денежного об­ращения становился серебряный рубль, который был приравнен к 3 руб. 50 коп. ассигнациями. Ассигнации стали считаться второстепенными знаковыми ценностя­ми и постепенно были изъяты из обращения. Вместе с серебряными и медными деньгами' начали выпускать кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебро. Ценные бумаги, финансовые документы, бир­жи, прейскуранты и цены ориентировались на серебря­ную монету.

Вводилась и золотая монета (империал соответство­вал 10 серебряным рублям, содержал 11,61 г золота), которая стала выдаваться и приниматься казначейством в следующих размерах: империал - в 10 руб.30 коп., а полуимпериал — в 5 руб.15 коп. серебром. Были выпу­шены также депозитные билеты, которые обменивались на серебряную и золотую монеты.

Е.Ф.Канкрин провел и гильдейскую реформу, по ко­торой расширялись торговые права купцов третьей гиль­дии (купечество в России делилось на три гильдии).

Таким образам, в условиях обострения кризиса фео­дально-крепостнической системы хозяйствования царизм идет на ряд реформ, целью которых было сохранение монополии на землю и систему феодальной эксплуата­ции крестьян.

Однако новые экономические явления, происходив­шие в развитии промышленности Беларуси, сельского хозяйства, торговли свидетельствовали о том, что в не­драх феодализма складывались предпосылки, для пере­хода к капиталистическому способу производства.