
3. Определение (согласованное и несогласованное). Проблема приложения
Определение – это присловный второстепенный член предложения, который имеет инвариантное значение признака, отнесенного к предмету, обозначенному именем существительным, и отвечает на вопросы какой? чей? который?
Определение выделяется в предложении на базе субстантивных слово-сочетаний и обязательно зависит от существительного прежде всего как согласуемая, слабоуправляемая или значительно реже примыкающая словоформа. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат (М. Булгаков); Но кто же брал на себя труд уведомить отца моего о моём поведении? (А.Пушкин).
Определение характеризуется такой совокупностью дифференциальных формально-семантических признаков: 1) не входит в предикативную основу предложения и является его второстепенным членом; 2) зависит от отдельного члена предложения, выраженного именем существительным, или другого слова с предметным значением; 3) выражается специализированными частями речи – прилагательным (порядковым числительным), причастием, местоимением-прилагательным; 4) выражает атрибутивные отношения; 5) объединяется с определяемым словом подчинительной связью, как правило, согласованием; 6) обычно стоит перед определяемым словом; 7) в семантико-синтаксической структуре предложения соотносится с позицией атрибута; 8) при актуальном членении предложения может входить как в состав темы, так и в состав ремы или выражать их самостоятельно. В обобщенном (инвариантном) значении признака предмета определение объединяет варианты частных, контекстуальных значений: собственно признака – красивый юноша, родной человек, мощный порыв; признака по действию – вывернутый корень, поющий ансамбль, выточенный болт; признака по принадлежности – мой дом, пальто отца, медвежья лапа; признака субъекта-производителя – приезд гостя, пение соловья, переживания брата и т. п., хотя в последнем, спорном случае значение определения устремляется к границам синкретизма.
По способу синтаксической связи с главным словом и частеречной отнесённости традиционно различаются согласованное и несогласованное определение.
Согласованное определение выражается чаще всего прилагательными и причастиями, местоимениями-прилагательными, имеет тот же род, число и падеж, что и определяемое слово, занимает место, как правило, в препозиции, но может стоять и после определяемого. Например: По зеленым обрывам я искал моё чудо (А.Блок); Горестен вид этих маленьких сел, рощ изведенных, церквей убиенных (Б.Ахмадулина); Странно слышать эти речи, зная мысли человечьи (Н. Заболоцкий); Они танцуют третью кадриль (А.Куприн).
Несогласованное определение выражается именем существительным в формах косвенных падежей (без предлогов и с предлогами), реже– наречием, инфинитивом или цельным словосочетанием. Несогласованные определения находятся обычно в постпозиции к определяемому слову и связываются с ним подчинительной связью не по способу согласования, а по способу управления или примыкания. Например: Так ты собирался разрушить здание храма и призвал к этому народ? (М.Булгаков); Вот я вновь прохожу в том же светлом раю – с остановки налево, предо мною бежит, закрываясь ладонями, новая Ева…(И.Бродский); Возможность выдвинуться представилась (Б.Пастернак).
Несогласованное определение семантически гораздо богаче согласованного, так как может совмещать в себе три значения: атрибутивное, объектное и обстоятельственное.
Несогласованные определения по способу связи с распространяемыми словами делятся на управляемые и примыкающие. К управляемым относятся определения, выраженные падежными и предложно-падежными формами имен существительных. Их значения особенно многообразны. Подчиненные словоформы существительных совмещают в себе значения определений со значениями дополнений и обстоятельств. Возникают синкретичные второстепенные члены предложения – объектные определения (или определительные дополнения). Например: Вот я вновь посетил эту местность любви, полуостров заводов, парадиз мастерских и аркадию фабрик, рай речных пароходов…(И.Бродский); В приемной дамы живописной группой окружали стол с журналами (Б.Пастернак); Это – вечная жизнь: поразительный мост, неумолчное слово, проплыванье баржи, оживленье любви, убыванье былого, пароходов огни и сиянье витрин, звон трамваев далеких, плеск холодной воды возле брюк твоих вечношироких (И.Бродский). Между объектными определениями и определительными дополнениями нет четких границ.
Существующие в языке обстоятельственные определения характеризуют предметы по месту и времени, по причине, цели и т. п.: Кто стоит в темноте у бобровых запруд… Тот вернулся к себе…(И.Бродский); Ночью я дожидался в сумрачном буфете на станции Ясиноватой поезда в Таганрог (К.Паустовский).
К определению как его разновидность относят и приложение, что само по себе также “перегружает” понятие “определение”. Традиционно приложением называют согласованное определение, выраженное именем существительным, однако в последнее время наметился и другой подход к трактовке приложения. Как пишет П.А.Лекант, “приложение – это второстепенный член предложения, который определяет член предложения, выраженный словом с предметным значением, давая ему другое название. Оно выделяется на базе словосочетаний с соположенными словоформами”1. При таком подходе приложение выводится из системы определений в силу двух причин: 1) его связь со стержневым словом понимается как соположение, а не согласование; 2) специфика семантики приложения состоит в том, что определяя предмет, оно дает ему другое название. В семантике приложения представлен и грамматический элемент номинации предмета и элемент его характеристики одновременно.