
§ 4. Генезис европейского религиозного сознания
Религиозное мировоззрение представляет собой одну из исторически сложившихся форм духовной культуры. Процесс становления религиозного компонента европейской цивилизации охватывает длительный исторический период от ряда попыток модернизации мифологической системы в Древней Греции до закрепления основных принципов религиозного мышления в рамках иудео-христианской культурной традиции.
Одной из предпосылок формирования европейского религиозного сознания были реформы мифодогизеских представлений о загробном мире, инициированные в VIII в. до н. э. представителями орфической натуралистической теософии. Орфизм представлял собой синтез архаичных оккультных учений, частично имевших египетское и/ малоазийское происхождение, связываемых с именем мистика и певца Орфея. Адаптированный на греческой интеллектуальной почве орфизм транслировал идею влияния на посмертную участь умерших посредством особых обрядовых действий, обращённых к Орфею. Претендовавшие на монопольное обеспечение этих ритуалов орфики, таким образом, стояли у истоков европейского института профессионального жречества, поскольку в более ранний период право на выполнение культовых действий служило скорее аргументом сакрализации светской власти традиционных теократий.
Монополизируя посреднические функции в вопросах взаимодействия смертного человека с миром бессмертных Олимпийцев, разрабатывая «оптимизирующую» этот процесс ритуализацию, орфики искусственно разделяли сакральную и обыденную сферы человеческой деятельности.
Таким образом, «профессионализация» ритуального посредничества представителями орфизма стала предпосылкой формирования основного структурного атрибута религиозного сознания, отличающего религию от мифа — наличия демаркационной линии между сакральной и человеческой реальностью, между священным (идеальным) и обыденным (брутальным).
В итоге этого разделения атопизм и анахронизм мифа были локализованы в сфере «потустороннего». В противоположность
Важным этапом становления европейской религиозней мысли стала теология Сократа. Афинский философ Сократ (469-399 гг. до н. э.) развернул традиционные вопросы натурфилософии в этико-онтологическом аспекте. Предшественники Сократа в VIII-V вв. до н. э.: Гесиод, Анаксимандр, Пифагор, Ксенофан, Гераклит - придавали большое значение определению природы высшего начала миропорядка. Но только у Сократа эта проблема приобретает своё философское и одновременно религиозномировоззренческое содержание. Исследование законов развития мира и человека, поиск источника высшего и неизменного в своей природе блага превращается у Сократа в богопознание. В философии Сократа и его ученика Платона дуализм идеальной реальности и феноменального мира преодолевается через постижение человеком божественного начала в собственной природе, через соединение (religare) или восстановление (reeligere) единства с высшей духовной инстанцией.
В своём современном содержании европейское религиозное мировоззрение формируется с возникновением христианства, распространению которого в Римской империи способствовало знакомство римлян с монотеистическим иудаизмом.
Христианство сочетало в себе элементы, соответствующие объективным условиям реформирования позднеантичного общества, в числе которых важнейшими были аргументация к историзму христианской идеологии и наднациональный характер вероучения.
Христианство располагало двумя ключевыми основаниями для самоопределения по отношению к историческому процессу.
Во-вторых, догматические основания христианства были неотделимы от исторического контекста основных событий, связанных с возникновением христианской Церкви. Обоснование исторической достоверности центральной идеи христианства- смерти и последующего воскресения Христа — воплощено в текстах Нового Завета, частично в апокрифической традиции, а также в формуле «Символа веры».
Новый Завет — свод канонических, признаваемых боговдохновенными священных книг христианства, включающий четыре Евангелия («благая весть»), Деяния и Послания Апостолов, апокалипсическое сочинение Иоанна Богослова. Новозаветный канон сформировался на рубеже I—II вв. Одна из задач авторов новозаветных книг - дать развёрнутую хронологическую картину событий жизни Христа и древней Церкви.
Христианские апокрифы - сочинения первых христиан, по ряду исторических и догматических причин не вошедшие в евангельский канон и в некоторых случаях ложноатрибутируемые, — занимали определённое место в развитии церковного предания. Их тематика могла совпадать с каноническими книгами, но чаще выходила за рамки повествования Четвероевангелия.
«Символ веры» - изложение основных догматов христианского вероучения, в начальной редакции был сформулирован на Первом Вселенском Никейском Соборе 325 г. Позже текст был отредактирован, и в своём настоящем виде «Символ веры» утверждён под наименованием «Никейский» на Втором Вселенском (Первом Константинопольском) Соборе 381 г. В тексте «Символа веры» даётся конкретная историческая привязка центрального евангельского события — распятия и воскресения Христа - ко времени прокураторства Понтия Пилата.
Истоки концепции христианского космополитизма и наднациональной общности Церкви можно усматривать в тенденциях, выраженных в ветхозаветных текстах иудаизма, в том числе текстах мессианских.
Мессианство — учение о пришествии Божественного Спасителя мира, на древнееврейском - «Мессии» («Помазанника»), или, по-гречески, Христа. Мессианские идеи иудаизма формировались и развивались как одна из составляющих профетизма - проповеди ветхозаветных пророков. Период их деятельности охватывает 1 тысячелетие до н. э. Активизация мессианской проповеди отмечается с VIII в. до н. э. и связывается с деятельностью на территории Северного Израильского царства пророка Амоса. Несмотря на национальный характер иудаизма, пророки Ветхого Завета рассматривали будущее явление Спасителя как возможность искупления грехов для всего человечества[ 10, с. 72].
Постепенно распространяясь на территории Римской империи, христианство открыло перед носителями античной культуры новые духовные перспективы. Христианский прозелитизм был направлен на различные социальные и культурные слои римского общества. Среди неофитов христианства были и представители интеллектуальных кругов Рима и его провинций, ставшие у истоков' христианской апологетики, разрабатывавшей систему аргументации догматической и исторической обоснованности христианского вероучения. Апологетическое богословие стало исторической основой патристики - догматического и церковно-исторического творчества авторитетных представителей Церкви, укрепившей с начала IV столетия свои общественные позиции в Европе.
Дальнейшее развитие европейской (западной) цивилизации было неразрывно связано с религиозным компонентом как одной из специфических форм духовной культуры. Схизма XI столетия, разделившая христианский мир на греческое православие и римский католицизм, реформация XVI-XVII вв., контакты христианских конфессий с другими религиозными течениями, неоднократные попытки философских и научных ревизий оснований религиозного сознания - эти и другие факторы корректировали формы трансляции основ христианского вероучения, в чём-то обогащали внутри- и межцерковную дискуссию, но не меняли радикально природы религии. Основу религиозного мировоззрения формируют историческое сознание и активная позиция нравственного самоопределения (отсутствующие в мифе); осознание возможности духовного контакта с Богом как с высшей духовной инстанцией (в отличие от деизма. рассматривающего Бога как непостижимую для человека реальность, и пантеизма, в котором Бог имманентен природе).
Эти элементы в совокупности составляют основание религиозной культурной идентичности.