Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 5-7.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
418.82 Кб
Скачать

Статья 1 (2) — принцип равноправия и самоопределения народов

Статья 1 (2) устанавливает, что одной из основных целей Организации Объединенных Наций, а следовательно и Совета Безопасности, является развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа «равноправия и самоопределения народов». 

Статья 2 (5) — обязательство оказывать помощь Организации Объединенных Наций и воздерживаться от оказания помощи государствам, против которых она предпринимает действия превентивного или принудительного характера

Положения статьи 2 (5) Устава предписывают членам оказывать помощь Организации Объединенных Наций во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом, и воздерживаться от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает меры превентивного или принудительного характера. До последнего времени основное внимание уделялось первому принципу статьи, и в период 1989–2007 годов в Справочнике приводились примеры таких просьб о помощи в решениях Совета Безопасности.

Статья 2 (6) — необходимость обеспечить, чтобы государства, не являющиеся членами Организации Объединенных Наций, действовали в соответствии с ее принципами

Согласно статье 2 (6) Устава, Организация должна обеспечить, чтобы государства, не являющиеся ее членами, действовали в соответствии с ее принципами. Содержащиеся в Справочнике исследования по статье 2 (6) охватывают случаи обращений Совета Безопасности к государствам, не являющимся членами Организации Объединенных Наций.

Статья 2 (7) — невмешательство Организации Объединенных Наций во внутренние дела государств

Статья 2 (7) устанавливает, что Организация Объединенных Наций не имеет права вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, пока этот принцип не затрагивает применение мер принудительного характера, предусмотренных в главе VII Устава.

Первые годы деятельности высшего органа ООН были отмечены резкой конфронтацией западного и советского блоков и соперничеством за сферы влияния. Каждая из сторон стремилась использовать организацию и свое право вето в своих интересах.

Увеличение числа членов Совета Безопасности

В 1963 г. Генеральная ассамблея приняла резолюцию 1991 (XVIII), увеличившую количество членов СБ с 11 до 15. Это решение было вызвано, во-первых, ростом числа стран-членов ООН с 51 в 1945 г. до 112 в 1963 г., а во-вторых, необходимостью обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе Совета Безопасности. До этого времени непостоянные члены СБ избирались не от региональных групп Азии, Африки, Латинской Америки, Восточной Европы и Западной Европы, как сейчас (и как предлагалось некоторыми участниками СанФранцисской конференции), а, согласно «джентльменскому соглашению» пяти постоянных членов, произвольно выбиравших те страны, которые должны были представлять региональную группу.

Расширение функций Совета Безопасности

По окончании холодной войны, благодаря прекращению межблоковой конфронтации, выросло количество принимаемых им резолюций усилилось присутствие ООН в мире. МандатООН в свою очередь выходит за рамки чисто военных аспектов и начинает включать решение гуманитарных, социальных, общественных, политических и других проблем. Совет Безопасности начинает приобретать некоторые функции настоящего «всемирного правительства» (учреждение временных администраций, наложение санкций и др.)

20

Новый Мировой Порядок( НМП)— политическое устройство современного мира. Началом установления НМП на всей планете считается 1993 год (окончательное уничтожение Советского Союза и начало политического объединения Европы). Теоретическое обоснование НМП было осуществлено в работах Ла Валле и его учеников.

1. Новый Мировой Порядок. Международная политика США, по всей вероятности и Объединенного Королевства, руководствуется планами которые были разработаны во время 2-ой мировой войны и после нее. По этим планам страны, входящие в состав «Большого региона» должны включиться в экон-ую систему, кот-я служит «нац. интересам США» и исполнять какие-то второстепенные роли. Эти так называемые «нац. инт-сы» не являются интересами рядовых граждан, а интер-ми больших корпораций, то есть их владельцев и вкладчиков. Для достижения этих целей употребляются прямые и косвенные методы.      Прилагаются все усилия чтобы установить правительства, кот-ые дают предпочтение иностр. вкладчикам, а не нуждам народа и кот-ыми правят за кулисами олигархи. После этого при помощи этих же олигархов и МВФа и Мирового Банка эти страны держатся под контролем.     Сегодняшние политики не разбираются в международной политике, не знают иностранные языки, не понимают чужие народы и поэтому они просто следуют этим устаревшим колониальным планам. Цели этой безумной политики скрываются от своих граждан, маскируются и прикрываются другими, более ходкими.

Главные геополитические тренды ХХI

 

- атлантизм (монополярный мир)

 

Геополитическая картина, складывающаяся на рубеже тысячелетия, является для России довольно удручающей и не предвещает ничего хорошего. Этот зловещий компонент надвигающегося геополитического будущего нельзя игнорировать.

Мир, который складывается после этого проигрыша, является однополярным и американоцентричным. Это мир, в котором победу одержали атлантизм, цивилизация Моря. И соответственно, архитектура планетарной реальности, созидающейся в таких обстоятельствах, “новый мировой порядок” по логике вещей будет строится (если ему ничто не сможет помешать) на принципах, диктуемых Западом и США. Стратеги атлантизма прекрасно отдают себе в этом отчет, будучи уверенными, что следующее столетие будет “американским веком”.

США остались единственной мировой сверхдержавой, и они сделают все возможное, чтобы закрепить за собой эту роль единоличного мирового арбитра, бдительно надзирающего за тем, чтобы возможность появления любой цивилизационной альтернативы (Евразийской Альтернативы) была исключена. К этому, собственно, сводится содержание стратегических и геополитических проектов американского руководства применительно к ХХI веку.

В будущем намечается однополярный мир, основанный на господстве США и недопущении возрождения самостоятельной Евразии. Иными словами, Россия как могучая самостоятельная держава, следующая по пути своего исторического предназначения, заведомо исключается из будущего.

- мондиализм (универсализация под эгидой Запада)

 

Другой важнейшей тенденцией надвигающейся геополитической картины мира является стремление мира к унификации“мондиализации” (от французского “le monde”, “мир”), к размыванию границ между государствами, народами, культурами. Параллельно распаду традиционных образований — таких как государства-нации — намечается организация новых форм объедения (микро-национализмы, этнизм, нео-трибализм и т.д.).

Процесс мондиализации при сохранении основных геополитических тенденций (доминация атлантизма) будет не нейтральным и спонтанным, но спонсируемым, курируемым и организуемым единственной международной державой. Иными словами, мондиализация будет содержательно являться универсализацией атлантистской модели, перенесением основных черт западной цивилизации Моря на весь остальной мир. Этот Единый Мир будет складываться таким образом, чтобы быть увеличенной проекцией Соединенных Штатов Америки с соответствующим набором основных социально-экономических ценностей, лишь несколько адаптированных к локальным условиям.

- “богатый Север” против “бедного Юга”

 

Следующей важнейшей геополитической тенденцией является развивающаяся дифференциация между странами “богатого Севера“ (полюс атлантизма) и странами ”бедного Юга” (периферия атлантизма). Это соотношение многообразно, но сущность его сводится к обратным пропорциям баланса между благами атлантистской организации мира и ее издержками. Баланс “богатого Севера” положителен в смысле благ и отрицателен в смысле издержек, баланс “бедного Юга”, соответственно наоборот. Демографические, экологические, социальные, финансовые, политические и культурные издержки цивилизации Моря ложатся на страны “периферии”.

Такое соотношение породит противоречия нового типа, которые во многом будут определять картину планетарной реальности. Можно констатировать, что на смену национальным и классовым противоречиям, предопределившим логику ХХ века, приходит эпоха противоречий геополитических и геоэкономических.

- виртуализация пространства

 

Еще одной тенденцией геополитики ХХI века является изменение качества планетарного пространства, которое прараллельно развитию средств транспорта и особенно телекоммуникаций из привычных форм переходит к новому модусу существования. Реальное географическое и геополитическое пространство мира как бы дублируется на уровне виртуальном, на уровне информационных систем и сетей. Это порождает особое измерение геополитической картины мира, где основные тенденции финансового процесса, культурного и цивилизационного утверждения, политических баталий и эволюций переводится в сферу виртуального мира глобальной компьютерной сети.

Эта виртуальная реальность представляет собой очень важный параметр нового геополитического устройства мира, так как закономерности ее структуры и функционирование, присущие ей новые качества явно повлияют самым серьезным образом на все основные параметры человеческого существования.

  

21

Геополитики субъект – государство или блок государств, осуществляющие

деятельность, направленную на изменение геополитического пространства для обретения формальной или неформальной власти в различных географических, геофизических и социальных пространствах

Геополитика, как и любая наука, имеет свой категориальный аппарат Это контроль над пространством, баланс сил, политическое пространство, интерес государства или нации, механизм реализации интересов Ключевой категорией ю геополитики является геополитическое пространство, под которым понимают окружения определенного субъекта геополитики (государства, блока государств) Одной из составляющих геополитического пространства является силовое поле субъекта геопо ки, то есть пространство, контролируемое государством (группой государств), и в пределах которого осуществляется воздействие субъекта геополитики с целью обеспечения геополитических интересов Фактически речь идет о сфере влияниеливу.

Генераторами силовых полей являются субъекты геополитики - государства, межгосударственные группировки, субъекты транснационального характера Механизмами взаимодействия силовых полей выступают геополитические интересы - импер РСК стремление, обеспечения безопасности субъекта, сохранение самобытности культуры, доступ к ресурсам тощо.

Геополитический интерес является одной из составляющих национального интереса государства, группы государств Основу национальных интересов традиционно составляют физическое выживание и политическая независимость страны, сохранен ния государственной территории, обеспечение безопасности и т.д. Главным геополитическим интересом любого субъекта геополитики является способность быть активно действующим субъектом в определенном геополитическом пространстве способным защищать собственные национальные, государственные, коалиционные интересы Если предприятие является пассивным, неспособным реализовать свой геополитический интерес, он превращается в объект геополитических интересов других субъектов, т.е. теряет самостоятельное значениення.

Максимальная реализация геополитического интереса государства зависит от географического расположения (окружение государства, способности использовать территорию и ее свойства для развития коммуникационных, тра анспортних сетей и т.д.), совокупности интересов соседних государств (степени их влияния на потенциал реализации собственного интереса), уровня экономического развития (и соответственно места на мировом рынке), соци альных параметров населения (совокупности культурно-цивилизационных традиций и моральных норм и принципов, присущих населению государства, уровня осознания национальных и геополитических интересов, способность ности реагировать на угрозы, образа жизни и т.д.) Кроме того, нельзя преуменьшать значение субъективного фактора, поскольку именно он определяет механизм реализации геополитического интереса Сам же геопо ческий интерес, как и комплекс национальных интересов, является неизменным В этом смысле география является Самым постоянным фактором формирования внешней политики государства, меняется лишь расстановка сил, структура гео политического пространства, влияет на активизацию географического факторора.