Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 5-7.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
418.82 Кб
Скачать
  1. Геополитика «морской силы» а.Мэхэна

Концепция «морской мощи» Альфреда Мэхэна

Определяющую роль в формировании геополитической концепции атлантизма сыграл американский адмирал Альфред Тейяр Мэхэн (1840-1914 гг.). Будучи преподавателем истории военного флота, он пришел к убеждению, что силу государства определяет его морское могущество. Главным трудом Мэхэна стала книга «Влияние морской силы на историю», опубликованная в 1890 году и вскоре ставшая настоящим пособием по морской стратегии и тактике.

Суть концепции А. Мэхэна состоит в том, что морская мощь определяет исторические судьбы стран и народов. Мэхэн вывел формулу морской мощи (Sea Power): SP=N+MM+NB (Морская сила = Военно-морской флот + торговый флот + военно-морские базы).

Кроме того, параметры морской мощи зависят от:

1) географического положения страны;

2) природных ресурсов и климата;

3) протяженности территории;

4) численности населения;

5) национального характера;

6) государственного строя.

Мэхэн исходил из неизбежности превращения США в сильнейшую военно-морскую державу. По его мнению, у Америки «морская судьба», которая первоначально способствует интеграции под влиянием США всего американского континента, а затем в установлении мирового господства Штатов.

Чтобы реализовать данную программу, Мэхэн предлагал следующие направления:

1) Всеобъемлющее сотрудничество с Великобританией.

2) Противодействие экспансии Японии на Тихом океане.

3) Ограничение действий Германии на море. Борьба против ее флота (в том числе подводного).

4) Совместные с европейцами действия, направленные против освободительного движения народов Азии.

Главная опасность для морской цивилизации (США, Великобритании) - это континентальные державы. На первом месте - Российская империя и Китай. На втором месте - Германия. Следовательно, приоритетной стратегической задачей США становится победа «над непрерывной, континентальной массой Русской империи, протянувшейся от западной Малой Азии до японского меридиана на востоке».

Наиболее эффективным методом для реализации этой задачи Мэхэн считал использование «стратегии анаконды». Суть стратегии анаконды – блокирование вражеских территорий с моря и по береговым линиям, что приводит постепенно к нейтрализации и стратегическому истощению противника.

По мнению Мэхэна, Штаты должны полностью контролировать свое побережье, а береговые просторы противника необходимо любыми способами оторвать от континентальной массы. Америка должна «удушить» в кольцах «анаконды» континентальное пространство Евразии, сдавливая ее посредством выведения из-под ее контроля береговых зон и оттесняя на наибольшее расстояние от выходов к морю. Для практической реализации данной стратегии в планетарном масштабе необходимы колоссальные затраты. Поэтому именно США, а не Великобритания, например (являвшаяся, кстати, самой мощной колониальной империей), смогли осуществить принцип «большой змеи».

7. Геополитическая концепция н.Спайкмена.

Американец голландского происхождения Николас Спикмэн (1893-1943 гг.) был преемником идей Мэхэна, но в плане моделирования он отталкивался от идей Макиндера. Внимательно изучив труды своего предшественника, он предложил свою схему базовой геополитической модели, несколько отличающийся макиндеровской.

Спикмэн считал, что Хартленд не имеет самостоятельной геополитической миссии, являясь лишь потенциальным пространством. В отличие от него серьезным геополитическим функционалом, подлинной геополитической миссией обладает Римленд - береговая зона Евразии. Спикмэн считал, что контроль над Римлендом является ключом к мировому господству, и именно контроль над береговой зоной евразийского континента со стороны морских держав приведет к их окончательной победе над сухопутными.

В плане пространственной конфигурации Спикмэн разделил мир на три сферы: Хартленд, Римленд и удаленные Африканский и Австралийский континенты. В состав Римленда вошли: Западная и Центральная Европа, Турция, Иран, Саудовская Аравия, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Китай.

Противопоставляя Хартленд и Римленд, Спикмэн пришел к выводу о преобладании второго над первым, и в противоположность максимам Макиндера он сформулировал собственные:

1. Кто контролирует Римленд - тот господствует над Евразией;

2. Кто господствует над Евразией - тот контролирует судьбы мира.

Спикмэн также считал, что США имеют исключительно выгодное расположение как по отношению к Хартленду, так и к Римленду, поскольку через Тихий и Атлантический океаны они способны контролировать две крайние стороны Римленда, а через Северный Ледовитый океан – напрямую выходят в самое сердце Хартленда. Следовательно, для того чтобы обеспечить себе господство над Хартлендом, США достаточно разместить в ключевых точках Римленда свои военные базы. Спикмэн ввел концептуально важное определение «срединного океана». Сообразуясь с большим значением Средиземного моря в развитии Древнего мира, он пришел к выводу об аналогичной роли северной части Атлантического океана в Новейшей истории западной цивилизации. Спикмэн был убежден, что именно эта зона Атлантики выполняет функцию внутреннего моря особого Атлантического субконтинента, в который входят Западная Европа и восточное побережье Северной Америки. Соединенные Штаты, таким образом, являются интеллектуальным центром и силовым полем Атлантического сообщества, а Европа, в свою очередь, оказывается мыслительным придатком Штатов.. Концептуальные измышления Спикмэна и, прежде всего, его теория Римленда и идеи важности «срединного океана», отражают высокую степень взаимозависимости между геополитическим предвидением и реальностью политического развития в конце XX века. Спикмэна называют архитектором мировой победы либерально-демократических стран над Евразией. Наконец, Спикмэн выделил 10 критериев геополитического могущества государства: 1) Поверхность территории. 2) Природа границ. 3)Объем населения. 4) Наличие или отсутствие полезных ископаемых. 5) Экономическое и технологическое развитие. 6) Финансовая мощь. 7) Этническая однородность. 8) Уровень социальной интеграции. 9) Политическая стабильность. 10) Национальный дух

Используя вышеприведенные критерии, можно составить условную шкалу оценки совокупной геополитической мощи государства. Если суммарная оценка окажется незначительной, то государству придется вступать в стратегический союз, поступаясь частью своего суверенитета в большей или меньшей степени. Средняя держава, как правило, не выходит за пределы интервала от 5 до 7. Если же сумма критериев равна 10, то она эквивалентна потенциалу мировой державы.

8. Германская геополитика между двумя мировыми войнами (К. Хаусхофер, Э. Обот, К Шмитт и др.).

В фашистской Германии геополитика получила официальное признание как наука.

Хаусхофер (1869-1946). Военный дипломат. Во время 1 Мировой войны командовал артиллерийской бригадой. Затем становится профессором Мюнхенского университета. Был связан с фашистским движением со времен его зарождения. 1924 г – основание журнала "Геополитика", который стал главным органом геополитической мысли для фашистских режимов Европы. Идеи Хаусхофера предшествовала концепция "Срединной Европы", выдвинутая в начале первой Мировой Войны. Суть её: Германия как самая развитая и сильная страна на континенте должна объединить вокруг себя малые страны центральной Европы в порядке конфедерации. Это должен быть экономический, политический союз, где Германия – гегемон и гарант военной защиты. 1946 г "Апология немецкой геополитики" – главный труд. Основные идеи: Идея жизненного пространства, необходимого народу для существования: "народ без пространства имеет право на пространство без народа".

Концепцию "Больших пространств" предложил Антаниочи. Выделял 3 периода экспансии:

1. Древние государства расширяли границы вдоль меридиан и большое пространство замыкалось в рамках средиземного моря.

2. Экспансия вдоль параллелей.

3. Меридианная экспансия в планетарном масштабе. Большое пространство делил на ядро и периферию. Ядро – базовая держава в большом пространстве, на котором основывается экономическая, политическая структура пространства.

Есть Американское большое пространство, ядро США. Евроафрика, центр – Европа, а в ней центр – Германия. Остальной мир – Восточная Азия, ядро – Япония. Японию находил близко с Германией, называл её Пруссией.

Считалось, что Хартленд должен быть единым, чтобы противостоять экспансии внешнего полумесяца и предполагал союз сильнейших держав Хартленда по оси: Берлин-Москва-Токио. Эту идею изложил в статье "Континент".

В 1939 году во время недолгого немецко-советского сближения предложил вариант, что пусть Панроссия остается при своем, считал, что Россия – широтная страна и может произойти столкновение. Приветствовал объявление войны России.

Теорию регионализма развил его ученик Обот и предложил следующие панрегионы:

- Панамериканский союз.

- Евроамериканский союз.

- Советско-русский союз.

- Восточно-Азиатский союз.

- Южно-Азиатский союз.

- Австралиско-Новозеландский.

Адольф Грабовски. Развил значение геополитики как метода. Главный труд – "Германия – мировая политика современности" – 1924 г.

Карл Шмитт (1888-1985)

Основные работы: "Политическая теология", "Земля и море" (1942). Развивал идею о борьбе морской и сухопутной силы, прибегал к библейским аналогиям и Использовал названия библейских чудовищ. Сила моря – Левиафан, сила суши – Бегемот.

Изложил концепцию "Тотального государства, тотального врага и тотальной войны". Считал тоталитарное государство высшей точкой государственной организации континентальных народов. Считал, что между континентальными государствами может вестись война по закону, а между Левиафаном и Бегемотом возможна только тотальная война. 1938 г.