Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Корниенко. Генотип-средовое соотношение во взаи...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
41.33 Кб
Скачать

Корниенко д.С.

Генотип-средовое соотношение во взаимосвязях когнитивных характеристик и свойств темперамента в онтогенезе

Темперамент и когнитивные характеристики являются традиционным предметом исследования в генетике поведения. Однако их взаимосвязь в структуре индивидуальности обсуждается без учета роли генетических факторов. Данная статья посвящена результатам исследования роли генотипа и среды в свойствах темперамента и показателях интеллекта, а также выявлению общих генетических факторов, определяющих межиндивидуальную вариативность указанных свойств.

Непосредственное влияние свойств темперамента на особенности поведения человека меняется с возрастом, причины этих изменений рассматриваются в лонгитюдных исследованиях [Thomas, Chess, 1977]. То, что свойства темперамента онтогенетически стабильны, не гарантирует неизменность их проявлений.

Изменяется, во-первых, абсолютная величина свойства при сохранении относительного постоянства, то есть сохраняется ранговое место испытуемого в некой выборке на протяжении нескольких лет [Силина, 1977].

Вторым существенным моментом является проявление свойств темперамента по-разному в разные возраста [S. Diamond, по: Малых и др., 1998; Мерлин, 1964]. Усвоение социальных норм общества с возрастом оказывает маскирующее влияние на свойства темперамента, и в «чистом виде» наиболее ярко свойства темперамента проявляются в новой, непривычной или стрессовой ситуации. Одними из наиболее известных исследователей темперамента и его свойств с использованием близнецового метода являются Р. Пломин и А. Басс, а лонгитюдного – А. Томас и С. Чесс за рубежном и Н.Ф. Шляхта, М.С. Егорова, В.В. Семенов, Е.А. Силина и др. в России [Роль среды.., 1988].

Онтогенетическая динамика генотипической обусловленности свойств темперамента изучалась М.С. Егоровой [Егорова и др., 2004] на выборке 6–7 лет. В исследовании С.Б. Малых [Малых и др., 1998] было выявлено увеличение внутрипарного сходства по показателям активности, общительности, настойчивости, импульсивности, утомляемости и эмоциональности на выборке 13–14 лет. В отношении свойств общительности были получены данные об уменьшении влияния генотипа в 13–14 лет, по сравнению с 6–7 годами. Это связано с тем, что, усваивая социальные нормы, человек маскирует или корректирует проявления свойств в ситуации общения. В результате этого динамические проявления общительности начинают демонстрировать особенности личности в большей степени, чем особенности темперамента. В качестве обобщения многочисленных исследовательских работ можно говорить о доминирующем влиянии генотипа на индивидуальные различия по показателям активности и эмоциональности в 6–7 лет, уменьшении этого влияния в более старшем возрасте и значительном увеличении средового влияния на данные свойства к подростковому возрасту, особенно – на проявления активности.

Основные генетические исследования когнитивной сферы человека выполнены в рамках психометрического подхода. Полученные при этом результаты показывают, что разные показатели когнитивной сферы по-разному связаны со средовыми и генотипическими факторами. Не претендуя на полный обзор этих работ в нашей статье, ограничимся указанием на некоторые, на наш взгляд наиболее существенные и воспроизводимые результаты.

Вариативность таких показателей, как интеллект, академическая успеваемость, отдельные когнитивные способности, в значительной степени определяется аддитивными генотипическими факторами и факторами общей среды. Индивидуальные различия в когнитивных стилях, испытывающих не меньшее влияние генотипа (и аддитивное, и неаддитивное), оказываются связаны с качественно другими средовыми факторами – с различающейся средой. Соотношение генотип-средовых показателей в вариативности интеллекта и когнитивных способностей меняется с возрастом. Связь отдельных когнитивных характеристик с генотипом в значительной мере определяется спецификой этих когнитивных характеристик и лишь до некоторой степени обусловлена их связью с общим интеллектом [Loehlin, 1992].

В работе М.С. Егоровой, Н.М. Зыряновой, С.Д. Пьянковой, О.В. Паршиковой [Егорова и др., 2004; Паршикова, 2003] получены результаты, в еще большей мере отличные от данных, полученных американскими и европейскими психогенетиками. Исследование проводилось с помощью теста Векслера на выборках монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов в 6,5 года, в 7,5 и в 9,5 года. Обращает на себя внимание тот факт, что возрастные изменения показателей внутрипарного сходства близнецов не носят того линейного характера, которого можно было бы ожидать на основании литературных данных (сохранение в разных возрастах одинаково высокого уровня сходства МЗ близнецов и последовательное снижение сходства ДЗ близнецов) [Егорова и др., 2004]. Авторы интерпретируют результаты с позиций средового подхода: вербальный характер обучения в школе, жесткие требования к развитию речи способствуют выравниванию этих показателей в группах монозиготных и дизиготных близнецов. Кроме того, школа не дает на первых порах проявить ребенку индивидуальные способности (уровень вербального интеллекта снижается). Невербальный интеллект не подвергается целенаправленному воздействию среды и поэтому развивается под влиянием генетической детерминации. С этой интерпретацией согласуется и более высокая положительная корреляция показателей интеллекта, измеренных в 6,5 года, с аналогичными измерениями в 7,5 и в 9,5, чем последних между собой: влияние первичной адаптации к школе сказывается на результатах тестирования.

В целом в большинстве работ, посвященных исследованию интеллекта, внутрипарное сходство МЗ близнецов оказывается более высоким, чем сходство ДЗ близнецов, и в современных работах (после 1960-х гг.) оценивается выше. Аналогичным образом и показатель наследуемости, определяемый ранее на уровне 68% дисперсии, на сегодняшний день составляет примерно 50%.

Взаимосвязь темперамента и интеллекта на материале неродственников активно исследуется в работах В.М. Русалова, в основе лежит гипотеза о существовании единого базового механизма формирования темперамента и общих способностей.

Полученные результаты в исследовании В.М. Русалова и С.И. Дудина (1995) свидетельствуют о взаимодействии темперамента и способностей, прежде всего, через характеристики активности – эргичность, пластичность и темп. В то же время плотность связей между двумя изучаемыми подструктурами индивидуальности оказалась в зависимости от двух параметров – возраста (у подростков связь темпераментальных и интеллектуальных показателей оказалась более значимой) и уровня умственного развития (чем выше интеллект, тем слабее связи между изучаемыми признаками индивидуальности).

В исследовании В.М. Русалова и Е.Р. Наумовой (1999) «интеллектуальные» шкалы темперамента (умственная эргичность, умственная скорость и умственная пластичность) положительно и значимо сопряжены с уровнем общего интеллекта. В общем интеллекте (по Векслеру) отражается, по-видимому, прежде всего уровень умственной выносливости, затем – скорость и в последнюю очередь – пластичность.

Целью данного исследования является определение роли генотипа и среды в межиндивидуальной вариативности показателей интеллекта и темперамента в подростковом и юношеском возрасте. В качестве основных гипотез выступали следующие положения: во-первых, влияние генетических и средовых факторов на интеллектуальные показатели будет изменяться в зависимости от возраста и степени выраженности этих показателей. Во-вторых, показатели интеллекта обнаруживают больше генетических связей между собой, чем между показателями интеллекта и формально-динамическими свойствами.

Исследование проводилось в г. Перми в 2002-2003 гг. Изучались свой­ства темперамента и интеллект у 68 пар близнецов в возрасте 11-17 лет (16 МЗ и 17 ДЗ, средний возраст 14 лет) и в возрасте 17-25 лет (19 МЗ и 16 ДЗ, средний возраст 21 год). Выборка близнецов была уравновешена по полу. Используемые методики – опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова для определения формально-динамических свойств индивидуальности человека; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (в стандартном варианте) для изучения характеристик интеллекта, содержательное сопоставление данного теста с тестом интеллекта Векслера было сделано в работах Т.С. Барковой.