
- •Соотношение мифологии и философии.
- •Тождество и различие религии и философии.
- •Взаимодействие философии и науки.
- •Предмет философии в ее историческом развитии.
- •Функции философии (ее предназначение).
- •Материализм: основание, сущность и исторические формы.
- •Происхождение и суть основных форм идеализма.
- •Метафизика и диалектика как всеобщие методы познания мира.
- •Исторические особенности античной философии.
- •3. От протофилософии к философии: единство и множественность бытия
- •Моральная философия Сократа.
- •Учение Платона об идеях, душе и познании.
- •Учение Платона о государстве.
- •Научные и философские идеи Аристотеля.
- •Патристика: этапы развития и идеи.
- •Схоластическое решение проблемы универсалий в номинализме и реализме.
- •Философские идеи гуманизма и натурфилософии эпохи Возрождения.
- •Рационалистическое обоснование субстанциализма (Декарт, Спиноза).
- •Философские идеи французских просветителей.
- •Онтологический переворот и.Канта
- •Идеалистическая диалектика г.Гегеля.
- •Особенные черты русской философии.
- •Идеи антропоцентризма и религиозности в русской философии.
- •XVII – XVIII веков. В свою очередь, такое понимание бытия послужило основой
- •XX века, в отличие от традиционной онтологии, не мир, не природа, а человек
- •Философское учение о материи, движении и развитии.
- •Пространство и время как формы бытия материи.
- •Философское учение о сознании и его природе.
- •Дуализм человека как философская проблема.
- •Познание как диалектика чувственных и логических форм.
- •Проблема истины в философии.
- •Личность и общество: проблемы коммуникации.
- •Общество как система.
- •Наука и ее социокультурный статус.
- •Культура и ее основные функции.
- •Человек и глобальные проблемы современности.
Философское учение о материи, движении и развитии.
Философское понятие «материи»
Понятие «материи», по-видимому, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе. Допустим, мы знаем массу разнообразных деревянных или глиняных предметов. Они могут быть бесконечно разнообразны, но объединяет их исходная основа, материал, из которого они сделаны. (Этимологически, кстати, слово «материя» означает в переводе с греческого дерево, строевой лес, из которого древние греки мастерили свои корабли.) Рассуждая далее по аналогии, вполне естественно предположить, что и у всего мира в целом, то есть у всех без исключения предметов и явлений есть какая-то единая основа, некий первичный «материал», из чего все «состоит».
Из истории философии мы помним, что на роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалее), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), а то и все эти стихии разом (Эмпедокл). Не менее значимы были и попытки приписать искомому первоначалу идеальный характер («эйдосы» у Платона, «нус», т.е. ум у Анаксагора и т.д.). Одной из самых удачных концепций в этом плане стала атомистическая гипотеза Демокрита, основная идея которой входит и в современное мировоззрение.
Чуть позже для обозначения предполагаемой изначальной общности всего существующего стали применять понятие «субстанции» (от лат. substantia — то, что лежит в основе). Категория субстанции философии обозначает исходное внутреннее единство разнообразных вещей, процессов и явлений, их умопостигаемую сущность, конкретные вещи возникают и исчезают, их существование обусловлено другими вещами. Базовая же их основа — субстанция — несотворима и неуничтожима, она ничем другим, кроме самой себя, в принципе не может быть обусловлена.
Для обозначения изначальных общности и единства всех вещей и процессов категория субстанции используется в философии и поныне, хотя ее репутацию сильно подмочило стремление некоторых философов трактовать субстанцию как нечто, самостоятельно существующее наряду с конкретными вещами, а не только через них. Такая позиция была подвергнута сокрушительной критике еще в XVIII в. Кроме того, категория субстанции легко наполняема как материалистическим, так и идеалистическим содержанием. Поэтому она не может заменить понятие «материи». Последнее же, как опять-таки мы должны помнить из курса истории философии, в Новое время сильно «съежилось» и фактически слилось с обыденным представлением о веществе как одной из составляющих нашего мира. Материальный — значит вещественный. (Даже современное обыденное сознание именно так слово «материальный» и расшифровывает.)
Однако такое обеднение философского понятия сыграло с ученым миром весьма злую шутку. Когда в XIX в. обнаружилось существование невещественного вида объективной реальности (электромагнитного поля), стало ясно, что понятие материи нуждается в новом определении, учитывающем возможное множество различных видов материи. Попытки дать такое определение встречались в философии и раньше (см., например, определение П. Гольбаха в гл. 6, разд. II учебника), но особенно актуальными и востребованными они стали на рубеже XIX—XX вв., в период перехода от классически-механистической картины мира к современной, релятивистской.
Наиболее удачное определение материи было в ту пору сформулировано В.И. Лениным. Смысл данного определения (полная его формулировка приведена в гл. 8, разд. II учебника) сводится к тому, что материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Несмотря на кажущуюся простоту, это определение достаточно необычно. Своеобразие его заключается в том, что оно дается диалектически, то есть через противоположность. Ведь что означает термин «объективный»? Существующий независимо от субъекта, т.е. от человека, от его сознания. Значит, материя — это все то, что существует вне и независимо от нашего сознания. Весь мир как бы делится на две части: наше сознание и все остальное. Фактически материей объявляется все то, что не является сознанием. Но разве можно определять предмет через то, чем он не является (т.е. через отрицание)? Вообще-то, конечно, нельзя. Но оказывается в некоторых случаях (как и в случае с категорией материи) другого выхода просто нет.
Из логики известно, что определение любого предмета дается через подведение понятия, которое нужно определить под понятие, большее по объему. Например: «Человек есть разумное существо». Понятие «существо», естественно, по объему больше понятия «человек». Глаголом-связкой «есть» мы как бы приравниваем разновеликие объемы этих понятий. А право на это мы получили потому, что признаком «разумное» вычленили из всего многообразия существ только те, которые и в самом деле отвечают понятию «человек». Схематически все это выглядит примерно так:
Так дается любое определение любого предмета. Но определить таким образом понятие материи невозможно. По той простой причине, что для понятия материи просто не существует понятия, большего по объему, под которое его можно было бы подвести. Поэтому в данном случае используются возможности диалектики: определение дается через противопоставление, то есть через указание на то, чем материя не является. А не является она только своей противоположностью — сознанием. Что и фиксируется в определении материи как объективной реальности.
Такой способ определения понятия материи, кроме того, что делает возможной саму процедуру определения, имеет и еще одно преимущество. Понимание материи в этом случае не привязывается ни к какому конкретному ее виду или состоянию (веществу, полю, плазме, вакууму). И поэтому, сколько бы ни было впредь открыто таких видов материи, ее общее определение не должно быть поколеблено. Уровень общности ленинского определения материи — предельный.
«Материя» — это одна из самых общих категорий нашего мышления, наиболее абстрактная и «пустая». Чтобы прояснить смысл этих характеристик, представим себе схематично путь образования общих понятий. Под «понятием» вообще понимается мысленное образование, в котором обобщается некоторый класс предметов посредством фиксации их общих признаков. Процесс образования понятия может быть назван абстрагированием (т.е. «отвлечением»). В нем происходит «отвлечение» от всего несущественного, единичного и случайного в предметах и выделение, соответственно, существенного, общего и необходимого. Но степень общности того или иного признака в обобщаемых классах предметов может быть разной.
Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.
Первая классическая форма диалектики возникла в недрах немецкой идеалистической философии (XVIII-XIX вв.). В своем завершенном виде (философия Гегеля) представляла систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-историческое шествие абсолютной идеи.
Материалистическая диалектика, творчески восприняв идеи своих предшественников, решительно отвергла идеалистическую основу развития мира, активно использовала эволюционные идеи ученых-естественников. Наиболее реалистичной и плодотворной является гуманистическое направление диалектического материализма.
Существуют и другие “модели диалектики”, разнообразие которых выявляет сложность и многогранность рассматриваемого объекта – всеобщей связи и развития мира. Каждая концепция развития приносит свое понимание проблем диалектики, способствует все более глубокому познанию универсума. Так, синергетика – современная теория развития неравновесных систем – вскрыла новые аспекты диалектики бытия. Многие исследователи связывают появление этой концепции с началом революционных преобразований в науке.
32.