Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОВ сжатый.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
377.86 Кб
Скачать

§ 7. Политика геноцида, грабежа и насилия

На захваченной агрессорами территории СССР до войны проживало около 80 млн человек. В военные годы 25 млн человек эвакуировались на восток. В Беларуси под оккупацией оказалось около 8 млн жителей, а также около 900 тыс. советских военнопленных. Три года они вынуж­дены были терпеть массовый террор, расстрелы, разрушения городов и деревень, издевательства, насилие и нищету.

Политика геноцида.

Первым шагом оккупантов на захваченной тер­ритории было объявление чрезвычайного положения. Все население подлежало обязательному учету. Запрещалась деятельность всех организаций, проведение митингов и собраний. Вводился пропускной режим, действовал комендантский час. С первых дней оккупанты совершали массовые убийства всех, кто представлял «опасность». С особой жестокостью уничтожалась «расово вредная» часть населения: евреи, цыгане, фи­зически и психически больные.

Массовое уничтожение людей осуществляли особые оперативные группы (айнзацгруппы), которые подразделялись на специальные и опе­ративные команды. Перед ними ставились задачи «усмирения» захвачен­ных территорий, выявления и уничтожения политически опасных лиц. Захватчики создали систему тюрем и концент­рационных лагерей, где без суда и определения срока заключения находились сотни тысяч людей.

Концентрационные лагеря — места массового заключения и физического уничтожения полити­ческих противников. Создавались в Германии после прихода к власти в 1933 г. нацистов и на оккупированных территориях. Наиболее крупны­ми среди них были Освенцим, Бухенвальд, Дахау, Майданек, Маутхаузен, Заксенхаузен, Тростенец, Треблинка.

В Беларуси действовало более 260 концент­рационных лагерей смерти, их филиалов и от­делений. Пленных содержали в неприспособ­ленных помещениях, часто под открытым небом. Рацион питания был скудным. Из 3,4 млн солдат и офицеров Крас­ной Армии, попавших в немецкий плен в 1941 г., до января 1942 г. до­жили только 1,4 млн человек. Самым крупным не только в Беларуси, но и на всей захваченной советской территории являлся Тростенецкий лагерь смерти, где было уничтожено более 206,5 человек.

Один из первых лагерей на территории Беларуси был создан в деревне Дрозды вблизи Минска. На 10 июля 1941 г. в нем содержалось около 100 тыс. военноплен­ных и 40 тыс. гражданских пленных в возрасте от 15 до 60 лет. В Масюковщине погибло более 80 тыс. военнопленных.

Трагическая судьба постигла евреев. Уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны еврейского населения Европы получило на­звание «холокост». В результате проведенных карательных акций за время войны в Беларуси было уничтожено более 600 тыс. евреев. В большинстве крупных городов и районных центров выделялись спе­циальные кварталы для проживания и уничтожения еврейского населе­ния — гетто.

Территория гетто, как правило, огораживалась колючей прово­локой, охранялась войсками и полицией. Наиболее крупные имелись в Минске, Гродно, Бобруйске, Барановичах, Бресте, Пинске, Слониме, Гомеле. Так, в минском гетто содержалось свыше 80 тыс., в том числе более 20— 25 тыс. евреев из Германии, Австрии, Чехии, Польши, Литвы и др. За время существования минского гетто было проведено 7 крупных погромов.

Карательные экспедиции.

За время оккупации Беларуси захватчиками было проведено свыше 140 значительных карательных операций. Первая — «Припятские боло­та» — состоялась в июле — августе 1941 г. на территории Брестской, Минской, Пинской и Полесской областей. Во время этой операции фашисты расстреляли 13 788 человек, сожгли много деревень. Наиболее крупными карательными операциями являлись «Орел», «Треугольник», «Волшебная флейта», «Котбус», «Герман». В отчете о результатах операции «Гер­ман», проведенной в июле — августе 1 943 г. на территории Воложинского, Ивенец-кого, Любчанского, Новогрудского и Юратишковского районов, К. фон Готтберг сооб­щал в Берлин, что убито 4280 человек и взято в плен в качестве рабочей силы 20 944, в том числе 4180 детей. Оккупанты реквизировали 3145 кур, 6776 коров, 499 телят, 9571 овцу, 1517 свиней, свыше 100 сельскохозяйственных машин и большое коли­чество мелкого скота, зерна, продуктов питания.

Многие населенные пункты уничтожались по нескольку раз. Так, в Витебской области 243 деревни сжигались дважды, 83 — трижды, 22 — четыре и более раз; в Минской — 92 населенных пункта дважды, 40 — трижды, 16 — четыре и более раз.

Весь мир знает сегодня о трагедии деревни Хатынь, в которой 22 марта 1943 г. было заживо сожжено 149 человек, из них 76 детей. Тя­желые испытания выпали на долю мирного населения многих европей­ских стран. Фашисты полностью уничтожили поселки Орадур-сюр-Глан во Франции, Лидице в Чехословакии.

Часто фашисты исполь­зовали детей, особенно из детских домов, в качестве доноров. Местное население привлекалось к расчистке заминированных участков, было живым шитом в боевых операциях против партизан и красноармейцев. В результате преднамеренного уничтожения, варварских бомбардировок и артобстрелов на оккупированной территории СССР погибло свыше 7 млн мирных жителей.

Депортация населения на принудительные работы в Германию. Одна из трагических страниц войны депорта­ция населения на принудительные работы в Германию, Австрию, Чехию. Францию и другие страны. Всего было насильно вывезено 5,3 млн че­ловек, в том числе около 400 тыс. из Беларуси. Согласно расовой док­трине выходцы из Восточной Европы считались низшей категорией иностранной рабочей силы. За 1—3 рейхсмарки в неделю, 150 г хлеба и миску баланды взрослых и даже детей заставляли по 12—14 часов в сутки выполнять тяжелую неквалифицированную работу на промыш­ленных и военных, государственных и частных предприятиях, на стро­ительстве и в сельском хозяйстве. За невыполнение заданий им как са­ботажникам угрожало тюремное заключение или расстрел. В результате бесчеловечного отношения к рабочим из Восточной Европы 2,2 млн человек погибли, в том числе свыше 186 тыс. белорусов. Только 120 тыс. белорусов вернулось на Родину.

Экономическая политика немецко-фашистских оккупационных властей. Экономические и природные ресурсы захваченных регионов были объяв­лены собственностью Германии. В январе 1942 г. была принята директива об обязательном восстановлении хозяйства. В пер­вую очередь налаживалась деятельность энергетических предприятий, добыча торфа, угля, нефти, производство каучука, заготовка древеси­ны, ремонт дорог и аэродромов.

О сущности экономической политики в Восточной Европе можно су­дить по требованиям рейхсмаршала Г. Геринга к рейхскомиссарам в августе 1942 г.: «Вы направлены туда для того, чтобы работать на благосостояние нашего народа, а для этого необходимо забирать все возможное. При этом мне абсолютно все равно, если вы мне скажете, что люди оккупированных областей умирают с голоду. Пусть умирают, лишь бы только были живы немцы. Я сделаю все — я заставлю выполнить поставки, которые на вас возлагаю, и если вы этого не сможете сделать, тогда я поставлю на ноги органы, которые при любых обстоятельствах вытрясут эти поставки».

Вводилась обязательная трудовая повинность. К ее выполнению было привлечено около 22 млн человек. Координацию выполнения оккупационных экономических планов осуществляли многочисленные конторы центрального торгового обще­ства «Восток», хозяйственные отделы комиссариатов и управ, а также биржи труда.

На основе бывших колхозов и совхозов окку­панты организовывали так называемые «общинные хозяйства», государ­ственные имения, земские дворы и мелкие предприятия. Население дол­жно было платить непосильные денежные и натуральные налоги. Однако реализовать экономическую политику в полном объеме захватчики не смогли, так как большая часть населения относилась к ней негативно.

В начале оккупации натуральный налог составлял 3—4 ц зерна с гектара, 350 л молока с каждой коровы, 100 кг свинины с одного двора, 35 яиц от каждой курицы, 6 кг птицы со двора, 1,5 кг шерсти с каждой овцы. Кроме основных взимался подушный налог: в среднем 100 руб. на человека. Налоги постоянно увеличивались. Население отказывалось их выплачивать, и оккупанты должны были использовать вооруженную силу. Только с 25 мая по 17 июня 1944 г. в Беларуси было проведено около 40 специ­альных операций, в ходе которых у крестьян было реквизировано 3799 лошадей, 6968 коров, 10 323 т картофеля, 746 т зерна.

Многие уклонялись от выполнения трудовой повин­ности, отказывались вербоваться на работу в «третий рейх». Рабочие по возможности портили оборудование, выводили из строя станки, орудия труда, технику.

Политика оккупантов в области идеологии и культуры.

Чтобы привлечь местных жителей на свою сторону, захватчики и лидеры белорусского коллаборационизма делали некоторые шаги по устройству социальной и культурно-общественной жизни. За лояльное отношение к оккупационным властям местному населению обещались выплаты материальной помощи, небольших пенсий. Организовывались школы, детские сады, учреждения культуры и церкви под жест­ким контролем оккупантов.

30 августа 1942 г. состоялся Всебелорусский собор православной церкви. Возоб­новили работу 1044 православных прихода, действовали 3 монастыря. Были открыть, костелы в Минске, Могилеве, Борисове, Березино, Заславле, Логойске, Узде. Разре­шалась деятельность униатской церкви и некоторых других общин. Осуществля­лась подготовка священников. Однако большинство белорусского духовенства не по­шло на сотрудничество с оккупантами.

Фашисты стремились продемонстрировать жителям захваченных регионов превосходство их идео­логии, достижения в области немецкой культуры. На захваченной терри­тории издавалось и распространялось большое количество газет, журна­лов и листовок. Широко пропагандировалась освободительная миссия вермахта, его желание возродить белорусскую национальную культуру.

Навязывались новые праздники, такие как день рождения фюрера, годовщины нападения Германии на СССР.