Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОВ сжатый.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
377.86 Кб
Скачать

Административно-территориальное деление оккупированной территории ссср.

На захваченной территории СССР были созданы только два рейхе -комиссариата: «Украина» во главе с Э. Кохом и «Остланд», которым ру­ководил Г. Лозе. Рейхскомиссариаты состояли из генеральных округов. Территория БССР была разделена и включена в разные территориальные административные единицы. В Генеральный округ Беларусь (ГОБ), входив­ший в рейхскомиссариат «Остланд», были включены только 68 довоен­ных районов республики. Его площадь составляла четвертую часть дово­енной территории с населением 3,1 млн человек (на 4 декабря 1941 г.).

Генеральный округ Беларусь разделялся на 10 областных округов — гебитов. В каждый из них входило от 10 до 15 районов, которые в свою очередь делились на волости.

Высшим исполнительным органом ГОБ являлся генеральный комисса­риат Беларусь, возглавляемый гауляйтером В. Кубэ (после его убийства в сентябре 1943 г. К. фон Готтбергом). Ему и военно-поли­цейскому руководству принадлежала вся полнота власти на оккупирован­ной территории. Южные районы Брестской, Пинской и Полесской областей с област­ными центрами Брест, Пинск, Мозырь были присоединены к рейхскомиссариату «Украина», граница которого проходила примерно в 20 км севернее железной дороги Брест — Гомель.

Белостокскую, северные районы Брестской и часть районов Барановичской областей германские власти включили в состав округа Бело­сток, входившего в Восточную Пруссию. Северо-западные районы Вилейской области были присоединены к Генеральному округу Литва.

Территория Витебской, Могилевской, почти всей Гомельской, вос­точные районы Минской и несколько районов Полесской областей были включены в тыловой район группы армий «Центр». Власть на этой тер­ритории принадлежала командованию военных и полицейских органов. Высшим органом здесь являлся штаб тыла группы армий «Центр».

Оккупационный аппарат управления. В областных округах действова­ли окружные комиссариаты, возглавляемые гебитскомиссарами. Их ап­парат формировался преимущественно из немцев. Окружные комисса­риаты обеспечивали реализацию военно-экономической политики в гра­ницах округа. В районах действовали управы во главе с бургомистрами (позднее — начальники районов). В волостях назначались волостные старшины (бургомистры), а в деревнях — старосты.

Деятельность строилась по принципу единовластия. Каждый гебитскомиссар издавал приказы и рас­поряжения по собственному усмотрению или согласно указаниям высших германских инстанций. Последние направляли и контролировали деятельность районных и волостных управ, а также старост деревень. Аппарат районных и волостных органов формировался преимуществен­но из лояльно настроенных к оккупационным властям местных лиц. В восточной части Бела­руси, на территории тылового района группы армий «Центр», военно-административные функции выполняли полевые и местные комендатуры.

Оккупационный режим опирался на войска вермахта: охранные ди­визии, военно-полицейские формирования, спецслужбы СС и СД, тайную полевую полицию, жандармерию, абвер и вспомогатель­ные местные полицейские силы. Они обеспечивали охрану коммуника­ций и военных объектов, лагерей военнопленных, гетто, вели борьбу против партизан и подпольщиков.

Министр восточных об­ластей А. Розенберг отмечал, что в Беларуси отсутствуют значительные силы, поддерживающие германский режим.

Неудачи вермахта на советско-германском фронте, активная борьба в тылу оккупантов партизан и подпольщиков вынуждали германские власти искать поддержку среди местного населения. Агрессоры стреми­лись создать на захваченных территориях хорошо налаженную структу­ру органов управления, которые должны были содействовать наиболее эффективному военно-экономическому присваиванию природно-сырьевых и продовольственных богатств страны, осуществлению тотально­го военно-полицейского контроля, поддержанию жесткого порядка и насаждению национал-социалистической идеологии. Из числа мест­ных жителей создавались коллаборационистские (сотрудничающие) органы и организации.

Отдельные явления коллаборационизма имели место и в Беларуси. В октябре 1941 г. была создана Белорусская народная самопомощь (БНС) во главе с И. А. Ермаченко, которая должна была заниматься вербовкой и вывозом населения на принудительные работы в «третий рейх», орга­низацией военного дела, школьного образования, здравоохранением, культурой и пропагандой германского нацизма. Кроме того, коллабора­ционисты организовали Белорусское научное общество, белорусские профсоюзы и судебные структуры. При руководстве БНС была создана Центральная рада, члены которой назначались и увольнялись гауляйтером В. Кубэ. Действовали и местные органы БНС.

Для борьбы против партизан и подпольщиков БНС развернула рабо­ту по созданию воинской организации — Белорусского корпуса самообо­роны (БКС). Его командующим был назначен И. А. Ермаченко. 29 июня 1942 г. В. Кубэ объявил о его основании.

22 июня 1943 г. было объявлено о создании Союза бело­русской молодежи (СБМ).

Чтобы привлечь местное население к реализации оккупационной политики, германские власти 27 июня 1943 г. создали совещательный орган — Белорусскую раду доверия. В ее состав вошли лидеры обществен­ных коллаборационистских организаций во главе с бургомистром Мин­ска В. Л. Ивановским. В сентябре — ноябре 1943 г. оккупационные вла­сти при поддержке рады начали принудительную мобилизацию в бело­русские полицейские батальоны.

В декабре 1943 г. оккупационные власти объявили о создании Бело­русской Центральной Рады (БЦР) — марионеточного правительства, возглавляемого Р. К. Островским. Рада развернула деятельность по созда­нию Белорусской краевой обороны (БКО). БЦР получила разрешение не­мецко-фашистских властей на проведение принудительной мобилизации населения в БКО.

6 марта 1944 г. была объявлена мобилизация мужчин 1908—1924 го­дов рождения. За неявку на сборный пункт угрожала смертная казнь. К концу марта 1944 г. были насильно мобилизованы около 25 тыс. че­ловек, которые позже участвовали в хозяйственных работах, охране стро­ений и складов, привлекались к борьбе против партизан. Мобилизация в БКО также была использована для принудительного вывоза рабочей силы в Германию.

После побед Красной Армии и под воздействием партизанской аги­тации БКО распалась. Многие из мобилизованных перешли в партизан­ские отряды.

Последней акцией коллаборационистов стал Второй Всебелорусский конгресс, состоявшийся 27 июня 1944 г. в Минске, когда Красная Армия уже подходила к городу. Собрание бургомистров, начальников полиции, членов БЦР и других «делегатов белорусского народа» объявило себя «пол­ноправным и наивысшим представителем белорусского народа».