Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая ГПРК.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
424.29 Кб
Скачать

2 Актуальные проблемы наследства по Закону

Очередность призвания наследников к наследованию. Наследование по закону происходит, когда нет завещания или когда завещана только часть имущества. Кроме того, наследники по закону могут призываться к наследованию, когда наследники по завещанию отказались от наследства, не приняли его либо были отстранены от наследования как недостойные. Следует иметь в виду, что наследниками по закону могут быть граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети наследодателя, родившиеся после его смерти.

Гражданский кодекс КазССР предусматривал две очереди призвания наследников к наследованию по закону. Наследниками первой очереди являлись дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти. К наследникам второй очереди были отнесены братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.

Внуки и правнуки наследодателя являлись наследниками по закону, если ко времени открытия наследства не было в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследовали поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.

В связи с внесенными в ст. 532 ГК КазССР изменениями и дополнениями круг родственников наследодателя, имеющих право наследования при отсутствии завещания, был значительно расширен: количество очередей наследников по закону увеличено до четырех.

При наследовании по закону наследниками в равных долях являлись: в третью очередь - братья и сестры родителей умершего (дяди и тети наследодателя), в четвертую очередь - прадеды и прабабки умершего как со стороны деда, так и со стороны бабки.

Расширился также и круг наследников по праву представления. Дети братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя), дети братьев и сестер родителей наследодателя (двоюродные братья и сестры наследодателя) стали призываться к наследованию по закону по общему принципу права представления: если ко времени открытия наследства не было в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследовали поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю [20, С.14-22].

Законом "О внесении изменений и дополнений в статью 532 Гражданского кодекса КазССР" не было придано обратной силы норме, расширившей круг наследников по закону. Действие любого вновь принятого закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По общему правилу круг наследников и состав наследственного имущества определяются по закону, действовавшему на время открытия наследства. Это правило не применяется, если иное специально предусмотрено законом. Ввиду изложенного действие закона распространялось только на наследственные правоотношения, возникшие после введения его в действие.

Глава 59 Гражданского кодекса Республики Казахстан, устанавливает восемь очередей наследников по закону.

В настоящее время наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления [1].

Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполноводные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполноводных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления [1].

Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления (ст. 1063 ГК РК).

Если нет наследников первой, второй и третьей очереди, право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей.

В качестве наследников четвертой очереди к наследованию призываются прадедушки и прабабушки наследодателя; в качестве наследников пятой очереди - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки); в качестве наследников шестой очереди - дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).

Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя [2, С. 574].

Внуки и правнуки наследодателя, дети братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя), дети братьев и сестер родителей наследодателя (двоюродные братья и сестры наследодателя) являются наследниками по закону соответственно первой, второй и третьей очередей, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.

Усыновленный и его потомство, с одной стороны, и усыновитель и его родственники - с другой, приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам).

В случаях, определенных законом, к наследованию призываются нетрудоспособные иждивенцы наследодателя. Граждане, нетрудоспособные ко дню открытия наследства, относящиеся к наследникам по закону любой очереди, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию, наследуют по закону вместе и наравне с наследниками этой очереди, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет. В таком же порядке призываются к наследованию граждане, которые не входят в круг наследников по закону, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При отсутствии других наследников по закону эта категория нетрудоспособных иждивенцев наследодателя наследует самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди.

При введении восьми очередей наследников по закону нормам нового ГК РК о круге наследников по закону придана обратная сила. Круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса в случаях, если:

- срок для принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса;

- указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса не было выдано свидетельство о праве на наследство Российской Федерации или муниципальному образованию;

- указанный срок истек, но наследственное имущество не перешло в собственность государства или муниципального образования по иным установленным законом основаниям [17, С.195-197].

В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РК, но являются таковыми по правилам Главы 59 действующего Кодекса, могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения 1 сентября 2002 г. Указанный срок определен в законе как пресекательный: если он пропущен, суд не вправе восстановить его. Однако полагаем, что в соответствующих ситуациях суд может установить юридический факт - факт принятия наследниками наследства.

Наследники каждой последующей очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников предшествующей очереди или при отказе их от наследства либо непринятии ими наследства, а также в случае, если все наследники предшествующей очереди лишены завещателем права наследования или отстранены от наследования как недостойные.

При отсутствии наследников по закону, перечисленных выше, либо если никто из них не имеет права наследовать, или все они отстранены от наследования, или никто из них не принял наследство, или все наследники отказались от наследства без указания, что отказываются в пользу другого наследника, применяются правила наследования выморочного имущества.

Расширение круга наследников по закону является, несомненно, прогрессивным шагом на пути совершенствования наследственных правоотношений, поскольку Гражданский кодекс КазССР не в полной мере обеспечивал права и законные интересы граждан. Возможность сокращения случаев призвания государства к наследованию при наличии родственников наследодателя в значительной степени способствует становлению гражданского общества в нашей стране, а также укреплению и развитию основных начал гражданского законодательства.

Наследственное имущество делится поровну между наследниками призываемой очереди. Исключением из этого правила является наследование по праву представления. Наследники, призывающиеся к наследованию по праву представления, независимо от их числа, наследуют только долю того их родителя, который мог бы являться наследником по закону.

До 17 мая 2001 г., т.е. до внесения изменений в ст. 532 ГК КазССР, проверка степени родства производилась нотариусами без каких-либо особых затруднений. Доказательствами родственных отношений с наследодателем для наследников первой и второй очередей являлись свидетельства органов загса о заключении брака, о рождении и усыновлении. Конечно же, близким родственникам, как правило, значительно проще бывает документально подтвердить степень родства.

С учетом увеличения круга наследников по закону и связанного с ним усложнения сбора необходимых документов, очевидно, следует расширить перечень возможных средств доказывания и подтверждения родственных отношений между наследодателем и наследниками. Так, в качестве документов, подтверждающих родственные отношения с наследодателем, возможно в зависимости от конкретных обстоятельств использовать справки о родственных отношениях, выданные органами загсов на основании соответствующих копий актовых записей; аналогичные справки, выданные организациями (по месту работы либо по месту жительства наследодателя или наследников), в которых подобные сведения имеются; записи в паспортах о супруге; домовые книги и т.п. Вместе с тем при использовании документов, лишь косвенно подтверждающих родство, следует применять принцип комплексности оценки: факт родственных отношений должен быть подтвержден не одним документом, а их совокупностью.

В процессе проверки документов, подтверждающих родственные отношения наследодателя и наследников, нотариусам очень часто приходится сталкиваться с имеющими место расхождениями в документах при написании фамилий, имен, отчеств и др. Должен ли нотариус в подобных случаях требовать решение суда об установлении факта родственных отношений? Представляется, что ответ на данный вопрос не является однозначным и зависит от степени несоответствия документов.

Так, нотариусом Домодедовского района Алматинской области 27 февраля 2001 г. было вынесено постановление об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство Пугаст Елене, проживающей в Эстонской Республике . Наследодателем являлась Пугаст Любовь, умершая 30 мая 2000 г. В свидетельстве о смерти, выданном в Эстонии по месту смерти, были указаны лишь фамилия и имя наследодателя, но не указано отчество. В связи с этим нотариус счел невозможным установить, что Пугаст Любовь Тимофеевна и Пугаст Любовь - одно и то же лицо.

Обзор судебной и нотариальной практики Алматинской обл. по применению законодательства при рассмотрении вопросов, возникающих из наследственного права, а также отдельных видов договоров по передаче имущества в собственность. Материалы предоставлены Нотариальной палатой Московской обл.

Решением Домодедовского городского суда от 3 мая 2001 г. жалоба Пугаст Елены на действия нотариуса признана обоснованной. Суд обязал нотариуса совершить нотариальное действие. При этом суд указал, что анализ всех представленных заявительницей нотариусу документов свидетельствует о том, что наследодатель и собственница наследственного имущества - одно и то же лицо.

Отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство в данном случае необоснован. Между Республики Казахстан и Эстонской Республикой заключен двусторонний международный договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26 января 1993 г. Статьей 41 данного международного договора провозглашен принцип уравнивания в правах граждан договаривающихся сторон, в соответствии с которым граждане одной договаривающейся стороны приравниваются в правах к гражданам другой договаривающейся стороны, проживающим на ее территории, в отношении способности составления или отмены завещания на имущество, находящееся на территории другой договаривающейся стороны, или на права, которые должны быть там осуществлены, а также в отношении способности приобретения по наследству имущества или прав. Имущество или права переходят к ним на тех же условиях, какие установлены для собственных граждан договаривающейся стороны, проживающих на ее территории.

В соответствии с законодательством Эстонской Республики имя гражданина состоит из имени и фамилии, без отчества. В силу ст. 1195 ГК РК личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. В данном случае нотариус мог, проанализировав представленные документы, с учетом правовых норм сделать вывод о том, что наследодатель и собственница наследственного имущества - одно и то же лицо.

Следует порекомендовать нотариусам шире использовать возможность включения в свидетельство о праве на наследство тех наследников, которые не могут подтвердить своих родственных отношений с наследодателем, если при этом есть добровольное согласие наследников (чье родство не вызывает сомнения), подтвердивших свою степень родства.

Вместе с тем при недостаточности доказательств, подтверждающих родственные отношения и их степень, нужно истребовать решение суда об установлении необходимых юридических фактов (факта родственных или брачных отношений, факта регистрации тех или иных событий, факта иждивенчества и т.п.).

При установлении юридических фактов, необходимых для призвания наследника к наследованию, нередко возникает проблема, связанная с установлением факта брачных отношений.

Как известно, переживший супруг является наследником первой очереди, если он состоял с наследодателем в зарегистрированном браке. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в указанных органах. Таким образом, брак, заключенный иным способом (например, гражданский брак) или в иных органах (к примеру, церковный брак), государством не признается и никаких юридических последствий не порождает.

Единственным исключением из этого общего правила является нахождение граждан в фактических, признанных в судебном порядке брачных отношениях, возникших до 8 июля 1944 г. и продолжавшихся после 8 июля 1944 г. до смерти одного из супругов. Это обстоятельство должно быть подтверждено в судебном порядке в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.

В качестве документа, подтверждающего фактические брачные отношения, нотариус принимает копию решения суда, вступившего в законную силу.

Факт состояния (нахождения) в фактических брачных отношениях устанавливается судом в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Следует иметь в виду, что такой факт может быть установлен только при наличии следующей совокупности обстоятельств:

- только в случае смерти одного или обоих супругов;

- только в случае, если фактические брачные отношения возникли в период с 1926 г. по 8 июля 1944 г.;

- только если фактические брачные отношения продолжались до смерти одного из лиц, состоявших в них;

- никто из супругов до смерти не должен был состоять в другом браке.

При доказанных в таком порядке фактических брачных отношениях выдача свидетельства о праве на наследство также возможна, хотя встречается сейчас, естественно, крайне редко. В качестве документа, подтверждающего фактические брачные отношения, нотариус принимает копию решения суда, вступившего в законную силу.

К сожалению, в практике не так уж редко приходится встречать решения судов, которыми установлен факт нахождения (состояния) лиц в фактических брачных отношениях, возникших после 8 июля 1944 г. Подобные решения судов противоречат закону. По сути, в данном случае судом устанавливается факт, не имеющий юридического значения, т.к. подобные отношения, сколь бы долго они ни продолжались, не могут быть признаны государством.

Так, 13 апреля 2004 г. Семипалатинск городским судом Семипалатинской обл. было рассмотрено дело об установлении факта состояния в фактических брачных отношениях. Заявительница указала, что с 1987 г. она состояла в фактических брачных отношениях с гр. С., они вместе проживали и вели общее хозяйство. В этот период они приобрели в долевую собственность квартиру согласно договору передачи квартиры в собственность граждан. В ноябре 2003 г. ее муж умер. При обращении в органы ЗАГСа ей было отказано в выдаче свидетельства о заключении брака, вследствие чего она не может вступить в права наследования после смерти С.