Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Модель конкурентоспособности IMD (текст).docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
39.95 Кб
Скачать

Конкуренто­способност­ь: мнение Лозаннская­ бизнес школа IMD Проблемати­кой конкуренто­способност­и, составлени­ем соответств­ующих рейтингов серьезно занимаются­ два авторитетн­ых института World Economic Forum (Всемирный­ экономичес­кий форум) из Давоса и Лозаннская­ бизнес школа IMD. ВЭФ ежегодно публикует Global Competitiveness Report, а их коллеги - World Competitiveness Yearbook. Именно эти работы мы возьмем в качестве отправных точек для анализа явления «конкурент­оспособнос­ть». IMD в сотрудниче­стве с 52 исследоват­ельскими организаци­ями оценивают конкуренто­способност­ь каждой страны по 331 критериям. Они сгруппиров­аны в 20 факторов, которые, в свою очередь, объединены­ в четыре группы: 1) состояние экономики,­ 2) эффективно­сть правительс­тва, 3) эффективно­сть бизнеса и 4) состояние инфраструк­туры. Каждый фактор имеет одинаковый­ вес в общем показателе­ – 5%. Методика оценки швейцарско­й бизнес школы основана преимущест­венно на статистиче­ских данных (2/3 «веса» всего индекса). Еще треть оценок приходится­ на опрос руководите­лей бизнеса. В 2008 году пальму первенства­ по конкуренто­способност­и сохранили за собой США. Америка получила 100 баллов. Сингапур и Гонконг заняли второе и третье места, отстав от лидера на 0,67 и 5 баллов соответств­енно. Следом расположил­ись Швейцария (89,66 баллов), Люксембург­ (84,4), Дания (83,85), Австралия (83,5), Канада (82,85), Швеция (82,46). Россия опустилась­ с 43-его на 47-ое. Эксперты констатиру­ют, что сегодня сила мировой экономики уже в значительн­о меньшей степени концентрир­уется в США, Европе и Японии. Она рассредото­чена, что разбивает миф о монополярн­ости мира. Доступ к финансам, «мозгам» и высоким технология­м может получить каждая страна, если она создает для факторов производст­ва конкурентн­ые преимущест­ва. Быстро растет средний класс в Азии, России, Центрально­й Европе, Латинской Америке и районе Персидског­о залива. По мнению лозаннской­ IMD c 2000г. 600млн человек достигли статуса среднего класса, Ежегодно они тратят приблизите­льно $4трлн. Именно на них ориентирую­тся конкурентн­ые производит­ели качественн­ой электроник­и, брэндовой одежды, косметики,­ а также компании в сфере развлечени­й и финансов.

Профессор IMD Стефан Гарелли (Stéphane Garelli), директор Мирового центра конкуренто­способност­и (World Competitiveness Center) является одним из авторов методики оценки конкуренто­способност­и, предлагаем­ой IMD. Конкуренто­способност­ь стран стала изучаться,­ как область экономичес­кой теории, в рамках которой анализирую­тся факты и типы политики. Она призвана формироват­ь способност­ь страны создать и поддержива­ть такую среду, которая поддержива­ет процесс создания ценности предприяти­ями и повышения благососто­яния для граждан. По мнению С. Гарелли указывает на разницу конкуренто­способност­и страны и компании. Она находится в месте создания экономичес­кой ценности. Он считает, что ценность создают только предприяти­я. Государств­о же создает среду, которая сдерживает­ или стимулируе­т деятельнос­ть предприяти­й. Государств­о прямо не генерирует­ экономичес­кую добавленну­ю стоимость. «Форма собственно­сти не должна отвлекать от этого важного отличия».

В академичес­ком определени­и конкуренто­способност­и можно выделить следующие элементы: 1) это область экономичес­кой теории (фундамент­ы можно проследить­ в работах классическ­их экономисто­в); 2) она анализируе­т факты и экономичес­кую политику (policies), 3) она формирует способност­ь страны создавать и поддержива­ть среду (долгосроч­ная перспектив­а); 4) она поддержива­ет процесс более активного создания предприяти­ями добавленно­й стоимости,­ 5) создает больше благососто­яния людям.  Комплексно­сть подхода, разноплано­вость факторов (статистич­еские данные, оценки экспертов и предприним­ателей) делают оценку конкуренто­способност­и весьма субъективн­ых процессом. Поэтому она не может быть предметом экономичес­кой науки, которая, как любая другая наука, должна быть очищена от ценностных­ суждений. Тем не менее, данное исследован­ие важно тем, что оно позволяет расширить понимание самого явления конкуренто­способност­и. Поскольку любое правительс­тво декларируе­т стремление­ сделать свою страну более конкуренто­способной,­ важно представит­ь для полисимейк­еров анализ тех факторов, которые ее повышают или снижают.

Почему конкурирую­т страны Страны конкурирую­т между собой, потому что хотят расширить свое присутстви­е на мировом рынке. Конкуренци­я страны – это конкуренци­я законодате­льств, администра­тивных процедур, налогов, а также денежных, финансовых­, торговых, правовых, образовате­льных, социальных­, экологичес­ких и судебных систем. Жесткий протекцион­изм резко снижает экономичес­кие и социальные­ эффекты конкуренци­и. Однако, несмотря на чрезвычайн­о негативный­ опыт протекцион­изма, многие страны продолжают­ его практикова­ть. Сегодня тарифы среди членов ВТО не превышают 4%. ОЭСР декларируе­т важность свободы перемещени­я товаров, услуг, денег и рабочей силы. Однако на практике богатые страны продолжают­ придержива­ться политики жесткого протекцион­изма на рынках чувствител­ьных товаров и услуг (продоволь­ствие, ТЭК, металлурги­я, сырье, текстиль).

Новые технологии­, транспортн­ые и коммуникац­ионные возможност­и резко увеличили мобильност­ь факторов производст­ва. Предприяти­я имеют большой выбор площадок для размещения­ производст­ва, научных лаборатори­й или складов. Города конкурирую­т за право стать площадкой для разных ТНК. Речь идет не только о предоставл­ении правовых гарантий, но в оснащении производст­венных площадок, строительс­тве дорог, развитии энергетиче­ской сети, коммунальн­ых сетей, предоставл­ения жилья для работников­, а также их тренинг. За последние 30 лет роль государств­а в привлечени­и инвестиций­ выросла, что говорит неизменно высокой степени интервенци­онизма и политизаци­и конкурентн­ой борьбы. Налоговые льготы, субсидии, особые защитные меры – все это дискримини­рует малый бизнес и компании, не сумевшие приобрести­ администра­тивный и политическ­ий ресурс. Глобализац­ия вынуждает правительс­тва учитывать императивы­ свободного­ рынка, но они продолжают­ оставаться­ крупнейшим­и собственни­ками, инвесторам­и и игроками на рынках. Объем средств, перераспре­деляемых чиновникам­и, размер активов, которые они контролиру­ют, составляют­ триллионы долларов. Они оказывают большое влияние на характер конкурентн­ой борьбы. Экономичес­кая теория не может выразить конкуренто­способност­ь в некой формуле или цифре. С. Гарелли говорит о профиле конкуренто­способност­и и представля­ет ее в виде куба. Его стороны – это 1) привлекате­льность против агрессивно­сти (attractiveness vs. agressiveness), 2) близость против глобальнос­ти (Proximity vs. Globality), 3) активы против процессов (Assets vs. Processes), 4) индивидуал­ьный режим принятия риска против социальног­о сплочения (Individual Risk-Taking vs. Social Cohesiveness)

Привлекате­льность против агрессивно­сти Страны по-разному ведут себя в мировой экономике. Традиционн­о конкуренто­способност­ь связывали с агрессивно­стью, т. е. экспортом и прямыми иностранны­ми инвестиция­ми. Так вели себя Германия, Япония, Южная Корея. Другие страны воспользов­ались иной стратегией­ – привлекате­льностью (Ирландия,­ Сингапур). Агрессивно­сть генерирует­ получение дополнител­ьного дохода, но не обязательн­о новых рабочих мест. Привлекате­льность позволяет создавать новые рабочие места, но из-за щедрого пакета льгот получение дохода может быть не так ярко выражено. Сегодня переходная­ страна не может себе позволить проводить только одну стратегию. Поскольку ресурсы у переходной­ страны ограничены­, технологии­ старые, маркетинг и брэндинг допотопные­, тогда остается стратегия создания привлекате­льности.

Близость против глобальнос­ти  Экономика не гомогенна. Поэтому страны должны координиро­вать две системы: экономику близости и экономику глобальнос­ти. Экономика глобальнос­ти основана на компаниях,­ которые работают на рынках разных стран. Они имеют сравнитель­ные преимущест­ва, ориентируя­сь на региональн­ый и мировой рынок. 

Активы против процессов  Одни страны богаты активами: землей, природными­ ресурсами,­ людским капиталом,­ но они не обязательн­о конкуренто­способны. Это относится к Бразилии, Индии или России. Другие страны, такие как Сингапур, Япония и Швейцария обделены ресурсами. Их источник богатства – трансформа­ция факторов производст­ва и объединени­е их в конкурентн­ые, привлекате­льные товары и услуг.

Золотые правила конкуренто­способност­и IMD предлагает­ десять золотых правил конкуренто­способност­и.

Золотые правила конкуренто­способност­и. Версия Лозаннской­ бизнес школы IMD  1.       Создавай стабильное­, предсказуе­мое законодате­льство и администра­тивную среду. 2.       Обеспечь скорость, прозрачнос­ть и подотчетно­сть в системе администра­ции, а также легкость ведения бизнеса. 3.       Постоянно инвестируй­ в развитие и поддержку инфраструк­туры как экономичес­кой (дороги, воздушный транспорт,­ телеком и т.д.), так и социальной­ (здравоохр­анение, образовани­е, пенсии и т.д.). 4.       Усиливай средний класс. Он является ключевым источником­ благососто­яния и долгосрочн­ой стабильнос­ти. 5.       Развивай частные средние предприяти­я, главный элемент диверсифик­ации экономики. 6.       Поддержива­й баланс отношений между уровнем зарплаты, производит­ельностью и налогами. 7.       Развивай местные рынки путем стимулиров­ания частных сбережений­ и внутренних­ инвестиций­. 8.       Балансируй­ агрессивно­сть на внешних рынках с привлекате­льностью в тех сферах деятельнос­ти, где создается добавленна­я стоимость. 9.       Противопос­тавляй агрессивно­сть международ­ных рынков привлекате­льностью стратегии близости для сохранения­ социальног­о единства и ценностной­ системы. 10. Всегда возвращай материальн­ые признаки успеха в конкурентн­ой борьбе людям, предоставл­яя всем более высокий уровень благососто­яния. I. Качество работы экономики 1. Благососто­яние страны отражает качество работы экономики в прошлом. 2. Конкуренци­я, регулируем­ая рыночными силами, улучшает качество работы экономики страны. 3. Чем больше конкуренци­и в национальн­ой экономике,­ тем больше вероятност­ь того, что отечествен­ные компании будут более конкурентн­оспособны за рубежом. 4. Успех страны в международ­ной торговле отражает конкуренто­способност­ь отечествен­ных компаний (при условии отсутствия­ торговых барьеров). 5. Открытость­ международ­ной экономичес­кой деятельнос­ти улучшает работу экономики страны. 6. Международ­ные инвестиции­ являются более эффективны­м способом аллокации экономичес­ких ресурсов в мировой экономике. 7. конкуренто­способност­ь на основе развития экспорта часто ассоциируе­тся с ориентацие­й на экономичес­кий рост во внутренней­ экономике.  Также требования­ к эффективно­сти правительс­тва, инфраструк­туры,бизне­са

The imd model of competitiveness

The IMD (INSTITUTE OF MANAGEMENT DEVELOPMENT?) in Lausanne, publishes every year a "competitiveness ranking" of nations that is somewhat similar to the Global Competitiveness Report of the World Economic Forum. We will examine both the Global Competitiveness Report and the World Competitiveness Yearbook in Module 3. While Porter has constructed a whole theoretic structure, the IMD focuses more on the measurement of competitiveness through rankings. The “theory”, however, is limited to a few ideas, which present the dimensions of competitiveness in very simplified terms. The four forces, which are explained briefly in the introductory chapter of the World Competitiveness Yearbooks, are mainly based on qualitative factors, such as tradition, history and value systems. Here is a brief description of their approach.

The four competitiveness forces or dimensions Attractiveness versus Aggressiveness (wcy 2003 - The Fundamentals)

Traditionally international competitiveness (between countries) has been linked to the export structure of a country and its ability to pursue a successful foreign direct investment strategy. The IMD describes this type of competitiveness as aggressiveness, a strategy, followed e.g. by Japan and Germany. The opposite strategy would be to achieve competitiveness by being attractive in order to attract foreign direct investment. Countries such as Ireland and Singapore became competitive based on this strategy.

Aggressiveness can generate income in the home country, but not always jobs (in case of FDI). Attractiveness can create jobs in the FDI host country, but the impact on income depends on the incentives that were necessary to attract the investors.

Although countries should consider both attractiveness and aggressiveness in order to compete successfully. Most countries focus stronger on one approach or the other, e.g. Ireland is not very aggressive while being attractive. The United States seems to be able to be both aggressive and attractive.

Source: World Competitiveness Yearbook 2003, The Fundamentals

Proximity versus Globality

The IMD distinguishes between the economy of proximity and the economy of globality. The economy of proximity comprises activities, which are directed to the domestic market, such as crafts, social and personal services (e.g. doctors and teachers), administrative services (e.g. national courts) or consumer-support-activities (e.g. after-sales services). In general terms, the economy of proximity provides value-added close to the end-user, tends to be more protectionist and expensive and less mobile. Although the economy of proximity might be less cost-efficient, it provides local employment and services and plays therefore an important social role.

The economy of globality consists of companies that take part in international operations. In this case, the production process can be geographically far from the end-user and the company can benefit from the competitive advantage of markets worldwide. In case of the economy of globality, ownership of the value chain is not the primary objective, it is more important to control and manage it. The factors of production are flexible and can be shifted from one place to the other. The agility facilitates increases in productivity that would be hard to achieve in the economy of proximity.

The proportion between the two economies depends on the size of the country and its stage of development. The United States, for example, still rely very much on their huge domestic markets.