Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Красин Ю.А. Социальное неравенство в политическ...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
111.62 Кб
Скачать

Потребность в изменении вектора политики

В России все больше ощущается потребность в изменении вектора публичной политики в сторону ограничения роста неравенства, устранения его крайних форм, воспринимаемых общественным мнением как явно несправедливые. Тогда у людей появятся сознание сопричастности общему делу и тяга к солидарности в достижении общих целей. Они почувствуют себя не подданными, терпеливо переносящими либертарные эксперименты правящей элиты, а гражданами, ответственными за положение дел в стране и за ее безопасность. Демократия побеждает там и тогда, где и когда потребность в ней (а такая потребность существует в современной России) находит массовое признание и всенародную поддержку.

Способен ли российский либерализм вписаться в подобный поворот и стать органической частью демократической реформации? Думается, это не только возможно, но и необходимо, как для успеха самого поворота, так и для возрождения демократического содержания российского либерализма. Но для этого необходимо провести основательную критическую переоценку опыта либеральных реформ 90-х гг., осмыслить его уроки. Для того чтобы соединиться с демократией, российский либерализм должен освободиться от тяжких гирь либертарной практики. В противном случае он будет все больше расходиться с демократией, генерируя авторитарную политику либеральных реформ сверху и воздвигая новые барьеры на пути демократизации, а вместе с тем и либерализации общества.

Демократическая реформация России требует тесной увязки демократии с решением социальных проблем общества. Можно ли решить эту задачу, ориентируясь на модель либерального индивидуализма? 20-летний опыт российских реформ, равно как и международный опыт демократических трансформаций, доказывает, что свободы и права личности не достигаются за счет разрушения солидарных связей и культивирования частного и корпоративного эгоизма.

Свобода индивида неотделима от демократического устройства социума. Поэтому успех демократической реформации общества решающим образом зависит от взаимодействия либеральной составляющей политики с коммунитарно-демократической составляющей, направленной на достижение общего блага и общественной солидарности. Испанский социолог Мануэль Кастельс полагает, что интересы, ценности, институты и представления в современных обществах «ограничивают коллективную креативность» [23].

Без либерализации Россия не сможет приобщиться к постиндустриальному сообществу, которое предполагает раскрепощение личности, формирование работника инновационного типа, обладающего возможностью свободного выбора и способного его сделать. Но России нужна не авторитарная, а демократическая либерализация, тесно увязывающая индивидуальные и групповые ценности и цели с коллективными, с общим благом народа. Парадигма либерализма, связывающая его с демократией, – свобода личности. Коммунитарная парадигма – социальное равенство. Не может быть устойчивой демократии без подвижного баланса этих двух начал. Свобода – это великая идея. Но не менее велики и значимы идеи равенства и солидарности. У каждого из стоящих за этими идеями течения есть своя история, свои традиции, свое видение перспектив развития общества, свои подходы и приоритеты в политике. Во всяком случае, в России тесное взаимодействие либеральной и коммунитарной компонент в политической стратегии могло бы стать эффективным рычагом решения острых социальных проблем.

Это обеспечило бы должное внимание власти к растущему разрыву в условиях существования «верхов» и «низов». Тогда стало бы возможным поставить решение этой узловой проблемы во главу угла проводимых реформ. Для государства, как того требует Конституция РФ, открылась бы перспектива превращения в российский вариант «welfare state». Общее благо только тогда станет краеугольным камнем публичной политики и предпосылкой стабильности, благополучия и безопасности общества, когда либеральному принципу частной инициативы и предприимчивости будет найден противовес в виде коммунитарного принципа социальной ответственности всех граждан и государства перед обществом.

Готова ли власть к сбалансированной экономической и социальной политике, сочетающей публичные и частные начала, или она будет двигаться по инерции, набранной в 90-е гг.? Власть колеблется. Складывается впечатление, что она больше склоняется к либеральной модели экономической и социальной политики, не уравновешенной достаточным вниманием к публичным началам. Вместе с тем все больше симптомов того, что общество не удовлетворено такой политикой. Устоит ли в этих условиях «управляемая демократия» перед «авторитарным соблазном» осуществить модернизацию России сверху либерально-автократическими методами?

По сути дела, это вопрос о выборе направления в нынешнем коридоре возможностей: или движение вспять, которое будет означать новый исторический зигзаг к жестким формам авторитаризма, чреватым очередным застоем и утратой шансов на прорыв к постиндустриализму, или мучительно трудное эволюционное развитие к демократии и современному обществу инновационного типа.