Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_literaturovedenie.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
632.83 Кб
Скачать

Жанрово-видовое членение лирики:

Малые:

-эпиграмма - краткое лирическое произведение с комическим пафосом (2-8 строк). Эпиграммы, как правило, адресованы кому/чему-либо.

-эпитафия - берет свое начало от поминального ритуала. Трагический или драматический пафос. Эпитафия не обязательно кому-либо адресована. Эпиграмма и эпитафия могут быть записаны как моностих ("Здесь лежит Суворов").

Некоторые средние и крупные жанры заимствованы современной европейской литературой из греческой и римской античности.

-Элегия - содержательно близка к эпитафии. Жалобная песня под флейту. По внешней форме - дистих (2 строки).

В элегии человек смертен, а бытие вечно. Пространство элегии - космос, весь мир. Ценностная установка (императив) - "Цени миг, дарованный тебе свыше" (миг=жизнь). В содержательном плане: первоначально элегия могла писаться на любую тему, но позже только на любовную. Еще позже элегия - стихотворения, объединенные комплексом мотивов (уныние, разочарование, скорбь...). Пафос драматический или романтический.

-Ода - близка к гимну. Торжественная хвалебная песня, исполнялась хором без аккомпанемента. По внешней форме - 6 строк, позже - 10. 6-стопный ямб. В оде обязательна гражданская тематика, пафос героический.

-Идиллия. Этот жанр никогда не доминировал в литературе. Была популярна у сентименталистов. Пространство - родная страна и ее пейзажи. В этом жанре протекает жизнь рода, эта родовая жизнь вписана в природу и подчинена ей. Из идиллии возникает жанр "послание". В идиллии и в послании часто противопоставляется город и деревня. Послание носит адресный характер, они бывают с разными тематиками. Визуальные приемы: акростих (первые буквы строк в определенном порядке), мезостих (средние буквы строк в определенном порядке), телестих (последние буквы строк в определенном порядке, без рифмы).

-Мадригал - любовно-комплиментарное произведение.

К этим жанрам примыкают лироэпические жанры.

-Поэма - повествовательное стихотворение.

Для баллады характерен переходный статус. Императив баллады: не человек правит своей жизнью, а судьба.

Басня - комический жанр, всегда оформлялась как вольный (разностопный) стих. Басня - аллегорический жанр (ни один образ не должен быть прочитан буквально). В басне обязательна мораль.

Кроме того существует рассказ в стихах ("В дороге" Некрасова).

Сюжет – цепь событий, изображенная в литературном произведении, жизнь персонажей в ее пространственно-временных измерениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. В эпическом жанре сюжет – незаменимая основа повествования, усиливая сюжет, эпический жанр только укрепляет свою основу. Лирика же – жанр одухотворенный, возвышенный, состоящий из чувств, мыслей, настроений. Поэтому для лирики сюжет – динамика переживаний, чувств лирического героя. Но существуют и произведения, где есть динамика действий, т.е. сюжет в традиционном понимании («Чёрная шаль» Пушкина, «Побег» Ахматовой).

Носителя переживания, выраженного в лирике, часто называют лирическим героем. Этот термин введен Ю.Тыняновым. Это весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы почти ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые дистанцированы от писателя. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но часто оказывается от него неотличимым. Лирика в основном автопсихологична. Автор в процессе творчества нередко творит силой воображения те психологические ситуации, которых не было в реальности. Литературоведы неоднократно убеждались в том, что мотивы и темы лирических стихотворений Пушкина не всегда согласуются с фактами его личной судьбы. Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, непохожим на него лицам. Лирику, в которой выражаются переживания лиц, заметно отличающихся от автора, называют ролевой ( «Я убит подо Ржевом» Твардовского, «Нет имени тебе, мой дальний…» Блока).

Соотношение между лирическим героем и субъектом (поэтом) осознается литературоведами по-разному. К Аристотелю восходит представление о их слитности, нерасторжимости . Ряд ученых 20 века, в частности М.М. Бахтин усматривал в лирике сложную систему отношений между автором и героем, а также о присутствии в ней хорового начала. Тем не менее важнейшим свойством лирики по-прежнему признается субъективность.

43. Понятие о литературном жанре.

В литературе мы замечаем постоянную группировку приемов, причем приемы эти сочетаются в некоторые системы, живущие одновременно, но применяемые в разных произведениях. Происходит некоторая более или менее четкая дифференциация произведений в зависимости от применяющихся в них приемов. Эта дифференциация приемов происходит отчасти от некоторого внутреннего сродства отдельных приемов, легко сочетаемых между собой (естественная дифференциация), от целей, ставящихся для отдельных произведений, от обстановки возникновения, назначения и условий восприятия произведений (литературно-бытовая дифференциация), от подражания старым произведениям и возникающей отсюда литературной традиции (историческая дифференциация).

Литературные жанры – группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы (роды – лирика, эпос, драма). Каждый из них (жанров) обладает определённым комплексом устойчивых свойств. Многие жанры имеют истоки в фольклоре.

Жанр - категория, исторически меняющаяся. У каждого жанра есть исторические разновидности. Поэтому их очень сложно подвергнуть классификации: в каждой художественной культуре жанры специфичны; также нередко одним и тем же словом обозначаются различные жанровые явления: древние греки воспринимали элегию как произведение, написанное строго элегическим дистихом - сочетание гекзаметра с пентаметром, позже элегия – жанр, сосредоточенный на прежде всего на любовной теме, в Новое время – жанр печали и грусти + элегическая традиция, восходящая к античности.

Авторы нередко обозначают жанр произведений произвольно («Мёртвые души» - поэма). Жанровые обозначения фиксируют разные стороны произведений (повесть – эпическое произведение среднего объёма текста, сонет – лирический жанр, характеризуется объёмом – 14 стихов).

Томашевский: «в приемах каждого жанра мы наблюдаем специфическую для данного жанра группировку приемов вокруг этих ощутимых приемов, или признаков жанра». Все жанры делятся на универсальные и локальные.

Универсальные - жанры, которые, однажды появившись в литературе, продолжают функционировать и по сей день.

Локальные - функционирующие только в определенный исторический период.

Жирмунский говорил: «Индивидуальные признаки великого произведения превращаются в признаки жанровые» (последователи претворяют их в лит. традицию).

Жанры живут и развиваются. Какая-нибудь первоначальная причина заставила обособиться ряд произведений в особый жанр. Жанр обогащается новыми произведениями, примыкающими к уже наличным произведениям данного жанра. Причина, выдвинувшая данный жанр, может отпасть, основные признаки жанра могут медленно изменяться, но жанр продолжает жить генетически (в силу естественной ориентации, привычного примыкания вновь возникающих произведений к уже существующим жанрам). Баллада Жуковского и баллада Тихонова – совершенно различные вещи, но между ними существует генетическая связь, и их можно соединить промежуточными звеньями, свидетельствующими о постепенности перехода одной формы в другую. Жанр иногда распадается. Так, в драматической литературе XVIII в. комедия распалась на чистую комедию и на «слезную комедию», из которой выросла современная драма. С другой стороны, мы постоянно присутствуем при зарождении новых жанров из распада старых. Так, из распада описательной и эпической поэмы XVIII в. родился новый жанр лирической, или романтической, поэмы («байронической») в начале XIX в.

Жанрообразующие признаки:

-пространственно-временная организация

-субъектная организация

-речевая организация, ассоциативный фон.

Этим признакам соответствуют 3 жанровых плана:

-план содержания

-план формы

-план восприятия.

В смене жанров любопытно постоянное вытеснение высоких жанров низкими. И здесь можно провести параллель с социальной эволюцией, в процессе которой «высокие» господствующие классы постепенно вытесняются демократическими, «низкими» слоями – феодальное магнатство – мелкими служилым дворянством, вся аристократия – буржуазией и т.д. Это вытеснение высоких жанров низкими происходит в двух формах: 1) полное отмирание высокого жанра. Так умерли в XIX в. ода и эпопея XVIII в.; 2) проникновение в высокий жанр приемов низкого жанра. Так в эпическую поэму XVIII в. проникали элементы пародических и сатирических поэм для создания таких форм, как «Руслан и Людмила» Пушкина. Так во Франции в 20-е годы XIX в. в классическую высокую трагедию проникали приемы комедийные для создания романтической трагедии – так в современном футуризме приемы низкой лирики (юмористической) проникли в лирику высокую, что дало возможность воскресить уже умершие высокие формы оды и эпопеи (у Маяковского).

Никакой логической и твердой классификации жанров произвести нельзя. Их разграничение всегда исторично, справедливо только для определенного исторического момента; кроме того, их разграничение происходит сразу по многим признакам, причем признаки одного жанра могут быть совершенно иной природы, чем признаки другого жанра, и логически не исключать друг друга, и лишь в силу естественной связанности приемов композиции культивироваться в различных жанрах.

44. Автор и формы его присутствия в эпосе, драме и лирике. Споры вокруг понятия «автор» в литературоведении

20 в.

Автор – одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания. В современном литературоведении внятно различаются: 1) автор биографический – творческая личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической реальности, и 2) автор в его внутритекстовом, художественно воплощении.

Творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. На разных стадиях культуры художническая субъективность предстает в различных обликах. В фольклоре авторство коллективное. В античности дало о себе знать индивидуальное и открыто заявляемое о себе авторство. В эпоху классицизма творческая инициатива писателей была ограничена требованиями уже сложившихся жанров и стилей. Эстетика сентиментализма и романтизма отодвинула в прошлое принцип традиционализма. Теперь автор демонстрирует творческую свободу.

Образ автора, локализованный в художественном тексте. Автор искусственной реальности внеположен ей, но постоянные следы его творческой личности хранит художественный мир произведения, им скомпонованный и организованный.

Формы присутствия автора в тексте зависят от родовой принадлежности произведения, но есть общие тенденции. Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке, посвящениях, авторских примечаниях («Евгений Онегин»), предисловии, послесловии. Все это образует своеобразный метатекст, составляющий целое с основным текстом.

Присутствие автора проявляется пронзительнее всего в лирике, где высказывание принадлежит одному лирическому субъекту, где изображены его переживания, отношение к внешнему миру и миру своей души. Лирический герой в цикле лирических произведений дает представление о личности поэта, об устойчивом индивидуальном авторском облике, о его житейской и поэтической судьбе. С разной степенью полноты авторское Я может быть передоверено разны героям (ролевая лирика). Авторские интонации ясно различимы в авторских отступлениях, которые органично вписываются в структуру эпических в своей основе произведений. Эти отступления обогащают эмоционально-экспрессивные пределы повествования, заметно уточняют авторскую позицию и читательскую направленность произведения (Пушкин «Евгений Онегин», Гоголь «Мертвые души», Толстой «Война и мир»)

В драме автор в большей степени оказывается в тени своих героев. Но и здесь его присутствие усматривается в заглавии, эпиграфе, списке действующих лиц, сценических указаниях, предуведомлениях («Ревизор» Гоголь), в системе ремарок, в репликах в сторону. Рупором автора могут быть герои-резонеры (Стародум в комедии Фонвизина «Недоросль»), хор. Автор проявляет себя в расстановке действующих лиц, в природе конфликтного напряжения.

С большей мерой включенности в событие произведения выглядит автор в эпосе. Наиболее часто автор выступает как повествователь, ведущий рассказ от третьего лица, во внесубъектной, безличной форме. Со времен Гомера автор всеведущ, может свободно переходить из одного временного плана в другой, из одного пространства в другое. В литературе Нового времени такой способ повествования сочетается с введением рассказчика (Бородинское сражение глазами Андрея Болконского, Пьера Безухова). Автор может передоверять свои сюжеты сочиненному им, подставному рассказчику, который ведет повествование от первого лица. Но в любом случае объединяющим началом эпического текста является авторское сознание, проливающее свет на целое и на все составляющие художественного текста. В эпических произведениях авторское начало проступает по-разному: как авторская точка зрения на воссоздаваемую поэтическую реальность, как авторский комментарий по ходу сюжета, как прямая, косвенная или несобственно-прямая характеристика…

1-ая точка зрения. Автор –творец помогает нам разобраться в авторе-человеке. Пастернак полагал, что существо гения покоится в опыте реальной биографии. Ответственность художника двоякая: перед искусством, перед жизнью. Писатель причастен к внехудожественному бытию своими поступками, умонастроениями, переживаниями, а также созданными им произведениями. Окружающий социум неизменно накладывает свою печать на взгляды писателя, его психологию, поведение, художественную деятельность.

2-ая точка зрения: художественная деятельность изолирована от духовно-биографического опыта создателя произведения. Марсель Пруст писал о разности между автором как реальным лицом и тем, каким он явлен в своих созданиях. По его мысли, только в книгах писателя складывается его подлинное и глубинное Я, тогда как в повседневной жизни, где проявляются наши привычки и пороки, свойственный «внешнему я». «Поэт начинается там, где кончается человек». Концепция смерти автора по Барту: личность писателя (Отец) лишена власти над произведением, волю автора следует забыть. Барт полагает, что автор – некая полумнимость: его нет ни до написания текста, ни после того, как текст завершен; полноту власти над написанным имеет лишь читатель. В основе бартовской концепции – идея безграничной активности читателя, его независимости от создателя произведения.

45. Предметный мир. Вещи как часть предметного мира произведения, их функции.

Вещный мир в литературном произведении соотносится с предме­тами материальной культуры в реальной действительности. В этом смысле по творениям «давно минувших дней» можно реконструировать материальный быт. Изображение предметов материальной культуры в литературе эво­люционирует. И это отражает изменения в отношениях человека и вещи в реальной жизни. На заре цивилизации вещь — венец челове­ческого творения, свидетельство мудрости и мастерства. Нередко запечатлен сам процесс создания вещи, как в гомеровской «Илиаде», где Гефест выковывает Ахиллу боевые доспехи. Отношение к предметам материальной культуры как достижению человеческого разума демонстрирует в особенности наглядно эпоха Просвещения. В литературе XIX—XX вв. наметились разные тенденции в изобра­жении вещей. По-прежнему почитается человек-Мастер, ценятся изготовленные умелыми руками предметы. (Лесков «Левша»)

Материальная ценность вещи может заслонять человека, он оценивается обществом по тому, на­сколько дорогими вещами обладает - другая грань во взаимоотноше­ниях между человеком и вещью. И человек часто уподобляется вещи. (предсмертный крик героини пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»). С развитием техники расширяется диапазон изображаемых в литературе вещей. Стали писать о заводах-гигантах, об адской карающей машине («В исправительной колонии» Ф. Кафки), о машине времена о компьютерных системах, о роботах в человеческом обличье (современные фантастические романы). Но одновременно все сильнее звучит тревога об оборотной стороне научно-технического прогресса. (Есенин, Астафьев, Распутин) ведь крестьянский уклад более всего пострадал от сплошной индустриализации страны. Вымирают, уничтожаются целые деревни («Прощание с Матерой» В. Распутина), искореняются из людской памяти народные представления о красоте, «ладе» (одноимен­ная книга В. Белова). В современной литературе все чаще звучит; предупреждение об экологической катастрофе («Последняя пастораль» А. Адамовича). Все это отражает реальные процессы, происходящие во взаимоотношениях человека с созданными его руками, но часто выходящими из-под его контроля вещам.

Вещь в литературном произведении выступает как элемент условного, художественного мира. И в отличие от реальной действительности границы между вещами и человеком, живым и неживым здесь могут быть зыбкими. Русские народные сказки дают многочисленные примеры «очеловечивания» вещей. Литератур­ными персонажами могут стать «печка» («Гуси-лебеди»). Эту традицию продолжает и русская и зарубежная литература: «Оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Мистерия-буфф» В. Маяковского, «До третьих петухов» В.М. Шукшина и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]