Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ганзен В.А.,Головей А.А._К системному описанию...doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
442.37 Кб
Скачать

Близость (intivacy) против одиночества (isolation)

Сила, достигнутая на любой стадии, проверяется необходимостью иметь такой ее избыток, чтобы индивид на следующей стадии мог рискнуть тем, что было наиболее ценным и поэтому особенно уязвимым на предыдущей.

Поэтому молодой взрослый человек, личность которого появляется из поисков и утверждения собственной личностной индивидуальности, с готовностью и желанием смешивает эту свою индивидуальность с другими. Он готов к близости, т. е. к способности отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах, и имеет достаточную этическую силу, позволяющую ему твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв и компромиссов.

Теперь тело и личность (ego) для того, чтобы быть способными преодолеть страх утраты своего Я в ситуациях, требующих самоотрицания, должны быть полными хозяевами эрогенных зон (organ modes) это — ситуации полной групповой солидарности или интимной близости, тесного товарищества или прямого физического единоборства, переживания воодушевления, вызванные наставниками, или интуиции от самоуглубления в свое Я. Избегание таких переживаний из-за боязни утраты собственного Я может привести к чувству глубокого одиночества и последующему состоянию полной самопогруженности.

Противочленом близости является дистанцирование: готовность изолировать и, если необходимо, уничтожить те силы или людей, существование которых выглядит опасным для своего Я и чья «территория», как кажется, захватывает область его собственных интимных отношений. Развивающаяся таким образом предвзятость (а она используется и в политике, и в войнах) есть просто более зрелый отпрыск слепого неприятия, которое во время борьбы за собственную индивидуальность отделяло резко и грубо родных от чужих. Опасность этой стадии состоит в том, что такие отношения близости, соперничества и борьбы переживаются в связи с личностно себе подобными людьми. Но как только устанавливаются пределы взрослого чувства долга и как только конкурентные стычки и сексуальные объятия начинают различаться друг от друга, они становятся в конечном счете предметом того этического чувства, которое и отличает взрослого.

Строго говоря, только сейчас и может развиться истинная гениталъностъ, поскольку большая часть сексуальных эпизодов, предшествовавших этой готовности к близости с другими, несмотря на риск утраты собственной индивидуальности, была лишь проявлением поисков своего Я или же результатом фаллических или вагинальных стремлений к победе в соперничестве, что превращало сексуальную жизнь в генитальную битву. С другой стороны, все еще очень часто генитальность описывается как перманентное состояние взаимного сексуального блаженства. Поэтому именно здесь будет уместно завершить наше обсуждение генитальности.

Для того чтобы получить общую ориентировку в этой области, я просто процитирую то, что для меня является самым кратким высказыванием Фрейда. Очень часто заявляют, и привычка к злословию поддерживает такое утверждение, что психоанализ как способ лечения состоит в попытке убедить пациента, что перед богом и человеком у него есть только одно обязательство: получать полное сексуальное удовлетворение, причем регулярно и с адекватным «объектом». Конечно, это неправда. Однажды Фрейд высказался о том, что, по его мнению, нормальный человек должен уметь делать хорошо. Задавший ему этот вопрос, вероятно, ожидал пространного ответа. Но Фрейд, бывший уже на склоне своей жизни, как говорят, ответил лишь: «Lieben und arbeiten» («Любить и трудиться»). Эта его простая формула заслуживает глубокого осмысления. Чем больше обдумываешь ее, тем глубже она становится. Дело в том, что когда Фрейд говорит «любовь», он подразумевает гениталъную любовь и генитальную любовь; когда он говорит «любовь и труд», он имеет в виду общую способность производить нечто путем труда, которая перестает захватывать человека, как только он потеряет право или способность к генитальной любви.

Опасностью этой стадии является одиночество, избегание контактов, требующих полной близости. В психопатологии такое нарушение может вести к острым «проблемам характера». С другой стороны, существуют такие формы партнерства, которые доходят до одиночества двоих (а dеux), что оберегает обоих партнеров от необходимости столкнуться со следующим критическим моментом развития — формированием производительности (способности порождать. - С. Б.).