Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
этика в медицине.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
131.07 Кб
Скачать

Из учебника Клиническая психология под ред. Г.П. Котельникова, Г.Н. Носачева. – Самара,2005.

Этика общения в медицине

Человеческая жизнь проходит в постоянном общении - важнейшем виде отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. Все это особенно важным становится в таком виде человеческой деятельности, как медицина, где общение, нормы морали особенно важны, так как ежедневно, ежечасно приходится решать человеческую судьбу, оправдывать человеческие надежды, участвовать в поведении с позиций основных категорий этики ("добро", "зло", "справедливость", "благо", "ответственность", "доверие", "долг", "совесть" и т. д.), решать вопросы жизни и смерти, качества и смысла жизни.

Хотя за определенный исторический период существования медицин возникли и как бы существовали в разные периоды времени 4 модели медицинской этики, однако они сохранили свое значение до настоящего времени

  1. Модель Гиппократа (основной принцип "Не навреди" и люби больного)

  2. Модель Парацельса (основной принцип "Делай добро").

  3. Деонтологическая модель (основной принцип "Соблюдай долг врача").

  4. Биоэтика (основной принцип "Уважение прав и достоинства личности пациента").

Начало современного этапа истории медицинской этики связано со второй мировой войной (Иванюшкин А.Я., 1998). На Нюрнбергском процессе (1945-1946 гг.) были осуждены не только Германия как государство и ее руководители, были осуждены нацистские врачи, проводившие преступные медицинские эксперименты на военнопленных и гражданских лицах.

Возникшая в этом же году (1947) Всемирная медицинская ассоциация (ВМА), чтобы предвосхитить в будущем нарушения профессиональной этики, принимает в 1948 году Женевскую декларацию - современный аналог клятвы Гиппократа. Но уже в 1949 году ВМА, понимая, что современное развитие общества и медицины ставит намного больше совершенно иных вопросов, чем во времена Гиппократа, принимает Международный кодекс медицинской этики. В нем, в частности, определяется как неэтичное: а) любое саморекламирование, если формы рекламы не получили одобрения соответствующего органа профессионального врачебного сообщества; б) участие в медицинском обслуживании, если врач не обладает профессиональной независимостью; в) получение любой суммы денег помимо соответствующего профессионального вознаграждения. Далее в Кодексе подчеркивается, что любое действие или совет, который может привести к физическому или психическому ослаблению или устойчивости человека, можно использовать только во благо человека и после того, как врач лично проверил, что при обнародовании новых методов лечения должен соблюдать величайшую осторожность и т. д. К сожалению, только в последние годы врачи России стали участвовать в деятельности ВМА и работе отдельных, узко профессиональных ассоциаций. Поэтому неудивительно, что врачи страны практически не знают основные медико-этические документы ВМА, в том числе Хельсинской декларации (1964), Лиссабонской декларации (1981) о правах пациента, Венецианской декларации (1983) о терминальной стадии болезни и многих других документов.

С 1971 года Вен Ренселлер Поттер ввел понятие "биоэтика" для обозначения проверки на этическую состоятельность всех биологических наук (медицины, агрономии, экологии, зоологии и др.). В последующем году данный термин стали связывать с этическими вопросами клинической медицины.

Биоэтика, по существу, стала ответом на вызов, брошенный современным научно-техническим прогрессом клинической медицине (Иванюшкин А.Я., 1998), капитализации медицины и фармакологии, вмешательством средств массовой информации и рекламы. Но многие из этих вопросов остаются мало разрешенными, а с каждым годом появляются новые.

Первоначально под биоэтикой понималась проверка на этическую состоятельность всех биологических наук (т.е. исследования в области медицины, агрономии, экологии и т.д.). В.Р. Поттер в книге "Биоэтика: мост в будущее" призвал к наведению моста между двумя культурами - естественно-научной и гуманитарной. В дальнейшем значение этого термина стали связывать в основном с клинической медициной. По существу появление биоэтики стало ответом на вызов, брошенный современным научно-техническим прогрессом и технологиями многих биологических наук клинической медицине. Нельзя не согласиться с А.Я. Иванюшкиным (1998) в том, что биоэтика создает новую систему ценностей не только в медицине, но и в самом современном обществе, так как биоэтика стала манифестацией идеологии защиты прав человека в медицине. Поэтому, классическая этика, включая врачебную (профессиональную или прикладную), была и остается основой взаимоотношений врача и больного. Однако до настоящего времени взаимоотношения врача и пациента остаются асимметричными - врач берет на себя всю полноту решений, выбор лечения, даже реадаптации и реабилитации ("биовласть" врача). Такой подход оправдывается тем, что пациент не имеет соответствующей медицинской подготовки и не может принять правильного клинического решения, а отсюда он как бы становится и этически некомпетентен. По существу отказывает пациенту иметь какие-то права во взаимоотношениях с врачом, т. е. модель взаимоотношений врача и пациента остается непатерналистской. Отсюда становится понятным, что появляются узко профессиональные этики, в частности "Кодекс профессиональной этики психиатра", принятый 19 апреля 1994 года на Пленуме Правления Российского общества психиатров. Появление Кодекса - важное событие в жизни российских психиатров и врачей других специальностей. В его преамбуле указано, что Кодекс основан на гуманистических традициях отечественной психиатрии, фундаментальных принципах защиты прав и свобод человека и гражданина и составлен с учетом этических стандартов, признанных международным профессиональным сообществом.

Взаимодействие между врачом и пациентом (то же - между клиническим психологом и пациентом) всегда требовало решения ряда важных этических и нравственных вопросов. Именно поэтому со времен Гиппократа разрабатываются различные варианты клятвы врача, а среди представителей медицинских специальностей врачи-психиатры первые используют "Кодекс профессиональной этики психиатра" (1994). В психологии только начинают обсуждаться вопросы профессиональной этики. В частности, появились "Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам" (Ярославль: НПЦ "Психодиагностика", 1998).

Мы остановимся только на тех вопросах профессиональной этики, которые определяют особенности работы патопсихолога в психиатрических учреждениях. На данного специалиста, по нашему мнению, распространяются как законы об охране здоровья населения, так и Закон РФ "О психиатрической помощи..." и все этические нормы этики практической психиатрии.

Среди медицинских дисциплин психиатрия была и остается наиболее социальной по своему предмету, методологии исследований и практических действий. Это обусловлено тем, что социальные факторы оказывают существенное влияние на психическое здоровье населения, вызывая психические расстройства. Они же распространяют свое влияние и на формы функционирования самой психиатрии как отрасли медицинской науки, и на само содержание концепции о сущности, границах и видах психической патологии, о целях и методах психиатрического вмешательства; они даже влияют на обращаемость пациентов к врачам (психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт, невропатолог, терапевт), к психологам (еще хорошо, если к медицинским), к целителям, экстрасенсам, магам, колдунам и т.п. Именно социальная направленность психиатрии во все времена превращала ее в арену острой борьбы различных идеологий, общественных мнений, социальных, религиозных, правовых и этических концепций и возлагала на психиатрию и психиатров высочайшую нравственную ответственность перед обществом. Эту ответственность должны делить с психиатрами и патопсихологи как специалисты, работающие с одной и той же группой пациентов.

Кодекс профессиональной этики психиатра (в дальнейшем - Кодекс) обусловлен особым характером профессиональной деятельности психиатра и его взаимоотношений с пациентом и спецификой возникающих при этом моральных проблем.

"Данный Кодекс основан на гуманистических традициях отечественной психиатрии, фундаментальных принципах защиты прав и свобод человека и гражданина и составлен с учетом этических стандартов, признанных международным профессиональным сообществом.

Назначение Кодекса состоит в том, чтобы обозначить нравственные ориентиры, дать психиатрам ключи" к принятию решений в сложных (с этической, правовой и медицинской точек зрения) проблемных ситуациях, свести к минимуму риск совершения ошибок, защитить психиатров от возможны?

неприемлемых к ним претензий. Кодекс призван также способствовать консолидации профессионального сообщества психиатров России".

Одно из основных положений Кодекса — профессиональная компетентность психиатра (что может быть отнесено и к патопсихологу). Первый критерий профессии - образовательный, т.е. профессия по диплому, специализации и усовершенствованию к диплому; второй - административный, заключающийся в требовании соблюдения утвержденных в установленном государством порядке профессиональных и служебных обязанностей, инструкций правил и т.п. "Профессиональная компетентность психиатра - его специальные знания и искусство врачевания - являются необходимым условием психиатрической деятельности" (Кодекс). В.Я. Евтушенко, подводя итог нормам профессиональной компетентности, приводит следующие основные положения, которые охватывают и другие параграфы Кодекса:

"Профессиональная компетентность психиатра дает ему права и возможности:

  • заниматься психиатрической деятельностью с присущей ей главной целью;

  • оказывать все виды психиатрической помощи в добровольном и недобровольном порядке;

  • устанавливать отношения терапевтического сотрудничества с пациентом;

  • самостоятельно принимать ответственные решения по вопросам диагностики, лечения и социальной реабилитации больных;

  • отстаивать свою профессиональную независимость;

  • осуществлять руководство иными специалистами и персоналом, участвующими в оказании психиатрической помощи;

  • входить в состав профессионального сообщества психиатров, пользоваться уважением коллег и рассчитывать на их помощь.

Низкий уровень профессиональной компетентности, равно как и выход за ее пределы, чреваты причинением вреда пациентам и злоупотреблениями психиатрией" (Тихоненко В.А., 1998). С необходимыми поправками все эти положения можно перенести в этику патопсихолога, поскольку он является тем самым специалистом, с которым психиатр работает рука об руку.