Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
13. Традиционные и инновационные культуры.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
81.92 Кб
Скачать

Понятие традиции в культурологии

Понимание традиции в культурологии совпадает с социологическими и — шире — с научно-гуманитарными трактовками этого понятия, но в то же время имеет свою специфику. При осмыслении тра­диции в научный оборот вводится категория наследиякомплекса культурных объектов, процессов, способов функционирования, репер­туара ценностных ориентиров, подлежащих сохранению (культивации) и репродуцированию в последующем в более или менее аутентич­ном виде. В качестве традиции может выступать вся совокупность культурных форм, как институализированных, так и неинституализированных. Богатство существовавших и существующих культурных эпох в значительной степени обусловлено многообразием соответ­ствующих культурных традиций. Основой научного изучения тради­ций следует признать не абстрактный, а конкретно-всеобщий уро­вень исследования, когда оригинальность и своеобразие культурно-исторических явлений рассматриваются в контексте типологических особенностей культурной эпохи.

Традиции, образно говоря, образуют «коллективную память» об­щества и культуры, тот «резервуар» нетленных образов, к которым обращаются из поколения в поколение члены той или иной соци­альной группы.

Культуры, ориентированные на традиции

Как уже отмечалось, до сего дня сохраняются культуры, делающие акцент в своем развитии не на изменении, опирающемся на творческий потенци­ал индивидуальностей, а на сохранении установив­шегося, из века в век повторяющегося культурного порядка. Такие культуры называются традиционными. Идеальный общественный стереотип в них относится к прошлому. Настоящее же трактуется, как череда репродукций, максимально приближенных к запечатлен­ному и уже получившему многократную реализацию в культуре канону. Обычно считается, что подобная культурная установка была свойственна человечеству на ранних этапах его развития. В каче­стве наглядного примера приводятся первобытные, как их часто именуют, социокультурные образования.

В таких обществах на все случаи жизни существуют уже готовые поведенческие и смысловые стереотипы. То, что не укладывается в них, либо отвергается, либо игнорируется, выпадая полностью или частично из «культурного зрения».

Возможность проявления индивидуального в традиционной куль­туре минимальна. Почти все дисциплинарно-символические про­странства настроены на жесткую фиксацию заданных стереотипов, на максимальную аутентичность их реализации в каждом после­дующем случае.

Противоположностью традиции являются инновации. Под инновацией в культурологии понимаются механизмы формирования новых культур­ных моделей самого разного уровня, которые создают предпосыл­ки для социокультурных изменений. Способность общества к адаптации к изменяющимся условиям, которая делает возможным эффективное разрешение непосредственно стоящих перед обще­ством и человеком конкретных проблем, вырабатывается в ходе исторического развития.

Антитезой традиционным культурам можно считать культуры, активно поддерживающие ин­новации. Выработка нового в таких сообществах всячески поддер­живается, возникающие в индивидуальном сознании идеи и куль­турные формы распространяются в обществе, внедряются в по­вседневность, что создает возможность для социокультурных трансформаций и в итоге обеспечивает прогресс в культурном развитии

Культура Европы — Нового времени и современная — носит отчетливо выраженный инновационный ха­рактер. Европейское общество в целом, так же как и отдельный его представитель, ориентировано на обновление, выработку новых куль­турных форм. Причем этот процесс все более ускоряется. Тради­ции, традиционность зачастую сознательно игнорируются, что про­воцирует утрату индивидуальной и коллективной культурной иден­тичности и создает реальную угрозу стабильности существования всего человеческого сообщества.

Традиционное и инновационное выступают пределами действия противоположных начал. Обществу, культуре необходимо хранить социальную память. Для этого стандартизируется коллективный опыт, насаждаются его образцы. В то же время как реакция на давление со стороны традиции развивается и реакция, отстаивающая возможность добровольного и суверенного избрания индивидуальностью собствен­ного пути. Такое поведение человека непременно рано или поздно приводит к конфликту с нормативно установленными представлени­ями. Если процесс самоопределения индивида не ограничить тради­цией, он грозит целостности и стабильности всего общества, всей культуры. В целях самосохранения общество начинает бороться с самоуправством путем стандартизации, ритуализации, усреднения опыта, насильственного внедрения стереотипных культурных норм. Способ разрешения этого противоречия заключается в синтезе, сни­мающем каждую из выделенных крайностей, конкретно-исторически примиряющем обе противоположные тенденции.

И традиции, и инновации равно необходимы культуре для про­грессивного развития. Обе тенденции имманентны, т.е. внутренне присущи, культуре как таковой. Выдвижение на первый план одной и игнорирование другой чревато катастрофами и срывами. От того, насколько удается согласовывать и реализовывать обе позиции, за­висит успешность культурной эволюции.

Всякая культура сочетает традиции и новации. Традиции вопло­щают в себе консервативное начало. Они обеспечивают стабиль­ность общественного порядка, без них в обществе воцарился бы хаос. Благодаря новациям развиваются общество и культура, рас­ширяются горизонты познания и духовного мира людей, улучшают­ся условия жизни. Соотношение между традициями и новациями в культуре складывается по-разному. Традиционная культура харак­теризуется доминированием традиционности над новаторством. В инновационной культуре, наоборот, новаторство доминирует над традиционностью.

Отличительной чертой традиционной культуры является не­укоснительное следование воспринятым от предшествующих по­колений образцам поведения — обычаям, ритуалам, способам и при­емам деятельности. Эти образцы усваиваются с детства от старших. Подражание и послушание — важнейшие условия, обеспечивающие их сохранение и трансляцию от поколения к поколению. С этим связано обязательное для традиционного общества почитание ста­рейшин, которые выступают как хранители накопленного социально­го опыта, учителя и судьи, чьи решения и указания должны беспре­кословно выполняться.

Традиционной культуре присущ высокий уровень нормативно­сти, которая охватывает все стороны жизни людей. Она устанавли­вает множество различного рода запретов — табу, которые Не под­лежат обсуждению и рациональному обоснованию. Индивид живет по заданным канонам и полностью зависим от них. Непреодоли­мость таких канонов обеспечивается их сакрализацией — приня­тием как священных, божественных установлений. Религиозно-ми­фологические представления, освящающие обычаи и образцы пове­дения, — необходимый компонент традиционной культуры: когда над умами людей властвует вера в сверхъестественные силы, кото­рым нельзя не подчиняться, не допускается критическое отношение к множеству правил, норм, запретов, имеющих иррациональный ха­рактер и не поддающихся рациональному истолкованию. Люди даже не помышляют отступить от принятых норм поведения, а если кто-то и осмеливается, то общество немедленно карает его или же он ждет наказания от богов. Общественное мнение имеет огромную силу. В сознании людей господствует коллективистский и конфор­мистский дух, в котором видится проявление воли богов («глас народа — глас Божий»).

Инновационная культура, в противоположность традиционной, восприимчива к новациям и динамична. Оно не озабочена бережным сохранением идущих от прошлого традиции и легко допускает разного рода отступления от них. Это ведет к ослаблению норма­тивности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей, по­явлению разнообразных девиаций поведения, которые не встреча­ют особого негодования в обществе. В результате расшатывается мораль, происходит падение нравственности.

Вместе с тем коллективистское начало уступает место индиви­дуализму. Личность обретает автономию и получает возможность более или менее самостоятельно определять свои жизненные цели, идеалы, формы и средства деятельности. Одной из важнейших цен­ностей становится свобода личности. Либеральное отношение об­щества к нестандартным формам мышления и поведения создает условия для развития различных форм творчества, результаты ко­торого получают социальное признание и входят в жизнь. В этих условиях происходит интенсивное развитие искусства, науки, тех­ники. Творческие личности — художники, поэты, ученые — пользу­ются авторитетом и уважением.

В инновационной культуре высоко ценятся знания, образован­ность, критичность и самостоятельность мышления. Распространя­ется вера в мощь человеческого разума. Перемены в обществе не пугают, а, скорее, наоборот, радуют людей. Стремление к новому — один из важнейших факторов, стимулирующих развитие производ­ства и потребления в обществе.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к инновационной. Архаическая культура первобытных обществ была традиционной. Она и не могла быть иной: слишком мал еще был арсенал средств, с помощью которых люди вели борьбу за существование, и драгоценные крупицы опыта предков, который дал им возможность устоять в этой борьбе, необ­ходимо было бережно сохранять и использовать, чтобы выжить. Архаические родоплеменные культуры были невероятно устойчи­вы — они существовали в почти неизменном состоянии в тече­ние тысячелетий. Даже в XX в. этнографы находили в Африке, Австралии, Южной Америке, Океании племена, сохранившие перво­бытный образ жизни. Традиционными были и культуры, возникшие в государствах Древнего мира: Египте, Китае, Индии, Малой Азии. Культура средневековой Европы (включая Россию) также но­сила традиционный характер. Однако эпоха Возрождения ознаме­новала поворотный пункт европейской истории. С ее приходом в западных странах началось формирование инновационной культу­ры. В Новое время религия потеряла прежнюю власть над умами людей. Возникло свободомыслие, изменилось отношение общества к творческой деятельности.

Поток новых идей захватил философию, искусство, науку, технику. Это привело к существенным сдви­гам во всех областях общественной жизни. К XX столетию инно­вационный тип культуры стал господствующим в Западном мире. В наши дни черты традиционной культу­ры еще можно обнаружить у народов, по тем или иным причинам не воспринявшим достижения современной цивилизации. Во мно­гом продолжают оставаться традиционными культуры стран Вос­тока и ряда мусульманских государств. По имеющимся прогнозам в XXI в. будет происходить дальнейшее развитие инновационной . культуры, связанное с техническим прогрессом средств информа­ции и коммуникации, совершенствованием биотехнологий, откры­тиями в области генной инженерии, химии, энергетики и т.д.

12. 3. М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры' Мид М. Культура и мир детства. М, 1988.

Выдающийся антрополог и этнограф М. Мид обратила внима­ние на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущи­ми в обществе поколениями людей. Это привело к различению культуры трех типов:

  1. постфигуративной, основанной на том, что подрастающее поколение перенимает опыт у старших;

  2. кофигуративной, где и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников;

  3. префигуративной, в которой не только дети учатся у родите­ лей, но и родителям приходится учиться у своих детей.

Традиционная культура постфигуративна: она изменяется мед­ленно и незаметно, внуки живут в тех же условиях, что и деды. «Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколе­ния; прожитое ими — это схема будущего для их детей»1. Лишь небольшая часть норм культуры осоз­нается. Неосознанность, автоматичность, отсутствие сомнений — ключевые условия, обеспечивающие долговременное стабильное существование постфигуративной культуры.

Хотя постфигуративные культуры обычно существуют в обще­ствах, живущих веками на одной и той же территории, их можно встретить среди кочевых народов, среди групп в диаспорах (таких, как армянская или еврейская) или, например, среди индийских каст, состоящих из небольшого числа членов, которые разбросаны по деревням и живут рядом с людьми многих других каст. Эти куль­туры можно обнаружить в группах аристократов или же отще­пенцев общества.

Кофигуративная культура — это культура, в которой преоб­ладают модели поведения, задаваемые современниками. Она суще­ствует там, где в обществе происходят перемены, делающие опыт прошлых поколений непригодным для организации жизни в изме­нившихся условиях. В такой ситуации и старшим, и младшим при­ходится приспосабливаться к новой ситуации, на собственном опы­те вырабатывая другие, отличные от прежних стили жизни и спосо­бы деятельности. Люди учатся жить друг у друга, перенимая найденные сверстниками пути к успеху и избегая сделанных ими ошибок. Те, чей опыт оказывается наиболее удачным, становятся образцами для других представителей своего поколения. В кофигуративной ситуации формы поведения разных поколений становят­ся неидентичными, что порождает конфликты между поколениями.

В кофигуративной культуре старшее поколение хоть и сохраня­ет ведущую роль в воспитательном процессе, однако не является непогрешимым идеалом для младшего. В своей простейшей форме кофигуративная культура не нуждается в поколении дедов. Для нее характерна нуклеарная семья, состоящая только из родителей и детей, — в отличие от больших патриархальных семей, свойственных постфигуративной культуре. Важную роль играет внесемейное, школьное (и «уличное») воспитание и обучение. Молодые люди знают, что их родители живут не так, как жили деды, и что их соб­ственная жизнь будет непохожа на жизнь отцов и матерей. Нередко дети видят наилучших и наиболее авторитетных наставников не в родителях, а в сверстниках или в тех, кто чуть постарше их. В кофигуративном обществе создаются условия для образования мо­лодежной субкультуры, культуры «тинейджеров» (подростков).

В современном мире кофигуративный характер приобретает, напри­мер, культура семей иммигрантов, которым приходится быстро приспосабливаться к жизни в другой стране: дети, как правило, адаптируются в новой культурной среде быстрее родителей. Ко­фигуративная культура формируется при социально-политических, хозяйственных и технических преобразованиях в экономически от­сталых странах. Подобное наблюдается и в нашей стране при переходе от социалистической системы к современной рыночной.

Кофигуративная культура динамична, способна к быстрой пере­стройке своих норм и стандартов и соответствует потребностям общества, живущего в условиях социальных перемен и ускоренно­го научно-технического прогресса. В XX в. она заняла главенству­ющие позиции в индустриально развитых странах.

Однако темп развития современного общества, по мнению Мид, становится настолько высоким, что прошлый опыт оказывается подчас не только недостаточным, но и вредным, мешающим творческому подходу к новым, небывалым обстоятельствам.

Префигуративная культура — это культура еще более интен­сивных и быстрых трансформаций, чем кофигуративная. Инновации в ней могут происходить в настолько бешеном темпе, что взрос­лое население просто не будет успевать усваивать их. «Дети стоят сегодня перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несу­щей в себе много постфигуративных элементов»2. Если постфи­гуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная — на настоящее, то префигуративная — на будущее. Решающее значе­ние в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет старших.